Мобильные платежи
Согласно данным исследования, наиболее быстрорастущим сегментом являются, безусловно, мобильные платежи, оборот которых за первое полугодие 2015 г. превысил 120 млрд руб. Перспективность данного направления подтверждается как появлением множества новых игроков, так и повышением активности банков в этой сфере.
В октябре компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования рынка мобильных платежей в РФ по итогам первого полугодия 2015 г. По методологии исследователей к рынку мобильных платежей в исследовании российского рынка отнесены следующие типы платежей и переводов: через мобильные банки и SMS-банки российских банков; через мобильные приложения электронных кошельков; через иные мобильные каналы (списание со счетов сотовых операторов, операторские платежи), через мобильные приложения, посредством SMS и NFC.
По данным J’son & Partners Consulting, совокупный объем рынка мобильных платежей в РФ по итогам 2014 г. составил около 190 млрд руб., а к 2019 г. оборот рынка превысит 850 млрд руб. со среднегодовым темпом роста с 2014 по 2019 гг. около 29%.
Как отмечают эксперты, все сегменты рынка мобильных платежей характеризуются крайне высокими темпами роста. Для электронных кошельков текущий темп прироста составляет 30–40% в год, ранее было более 100% в год. Темпы роста банковских продуктов в настоящее время составляют 50–60% в год, ранее этот показатель равнялся 70%.
В материалах компании J’son & Partners Consulting отмечается, что интернет-версии электронных кошельков и дистанционных банковских продуктов характеризуются несколько более низкими темпами роста в сравнении с мобильными каналами. Тем не менее пока веб-интерфейс остается для всех продуктов основным каналом, обеспечивающим объемы платежей (это касается как кошельков, так и банковских продуктов).
На сегодня основными драйверами роста рынка мобильных платежей являются: глобальная миграция платежей и переводов из офлайн-каналов в онлайн-каналы , а также из наличных каналов в безналичные каналы; миграция платежей и переводов из web-версий финансовых продуктов в мобильные версии продуктов; рост уровня проникновения и функциональности смартфонов; рост уровня проникновения банковских карт и клиентской активности на банковских картах.
Интерактивный банк
Бурное развитие информационных технологий способствует появлению новых игроков и маркетинговых стратегий на финансовом рынке. В середине октября интерактивный банк, работающий под брендом iBank, презентовал новую парадигму развития.
Новым владельцем iBank летом 2015 г. стал ведущий партнер инвестиционного фонда Deep Knowledge Ventures Дмитрий Каминский. В течение последних месяцев команда обновленного банка разрабатывала новую стратегию, включающую в себя самые прогрессивные технологии банковского сервиса. На сегодняшний день iBank — это высокотехнологичная IT-компания с банковской лицензией.
«Открытие первого павильона обновленного iBank — это первый шаг в большой новой истории инновационного банкинга не только в России, но и во всем мире, — уверен Дмитрий Каминский. — Но это только начало. Далее мы планируем серьезно усилить внутреннюю часть системы с акцентом на big data-аналитику и искусственный интеллект, для того чтобы продолжать улучшать сервис для всех категорий пользователей как банковских, так и финансовых продуктов, а также множества других полезных сервисов, которые ранее никто не относил к банковскому сектору. iBank будет развиваться не только как самый удобный банк для клиентов, но и также как инновационная IT-платформа для банков. Мы планируем уже в скором времени начать установки коробочных решений iBank на множество других банков для того, чтобы во всех уголках России люди получили доступ к качественному и современному сервису».
По его словам, уже сегодня IT-платформа iBank имеет несколько уникальных характеристик, основанных на наивысшей степени безопасности, удобстве ведения счетов и предоставлении максимальной финансовой аналитики. «В скором времени выйдет новая версия открытой IT-платформы iBank — iBank 2.0, — анонсировал Дмитрий Каминский. — И эта тенденция будет продолжаться, особенно учитывая то, что мы решили поддержать создание самого крупного в России финтех-акселератора , за счет чего мы сможем ускорить внедрение в iBank еще большего количества апгрейдов на регулярной основе. К тому же необходимо отметить, что iBank — это первый банк в России с программирующим председателем правления. Эти факторы позволяют нам быть уверенными в успешной реализации нашей стратегии».
Онлайн-микрозаймы
Онлайн-технологии стремительно внедряются не только в сегменте традиционных банковских услуг, но и в области альтернативных способов финансирования. Так, за первое полугодие 2015 г. портфель микрозаймов МФО вырос на 10% против 18% за аналогичный период прошлого года, достигнув 55 млрд руб. Замедление рынка микрозаймов в первом полугодии 2015 г. коррелирует с ситуацией на рынке банковского кредитования и имеет общие для обоих рынков причины, а именно, снижение реальных доходов населения и деловой активности бизнеса. Об этом говорится в исследовании «Рынок микрофинансирования в первом полугодии 2015 г.: ограничители роста», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»).
Как пишут специалисты RAEX, компании, выдающие микрозаймы онлайн, лидируют по приросту объемов выдач. Лидером рынка по совокупному размеру портфеля микрозаймов остается компания «Домашние Деньги» из сегмента потребительских микрозаймов физических лиц (размер портфеля — 5,9 млрд руб.; +11% за первое полугодие 2015 г.). С третьего на второе место за первое полугодие 2015 г. переместилась группа компаний «Деньги Сразу» из сегмента микрозаймов «до зарплаты» (1,9 млрд руб.; +31%), сместив компанию из сегмента потребительских займов физлиц — «МигКредит» (1,6 млрд руб.; -1%).
По данным RAEX, по объему выданных микрозаймов за первое полугодие 2015 г. лидерство сохраняют за собой компании «Магазин Малого Кредитования» (торговая марка «Быстроденьги») из сегмента микрозаймов «до зарплаты» (4,6 млрд руб.; +14% относительно первого полугодия 2014 г.) и компания «Домашние Деньги» (2,4 млрд рублей; -5%). Тройку лидеров замыкает группа компаний «Деньги Сразу» с объемом выданных микрозаймов 1,5 млрд руб. и приростом 17%.
Отдельно необходимо отметить динамично развивающихся онлайн-игроков из сегмента микрозаймов «до зарплаты». Лидерами по объемам выдачи микрозаймов за первое полугодие 2015 г. являются компания «Мани Мен» (506 млн руб.; прирост +179% относительно первого полугодия 2014 г.), компания «Панда» (торговая марка MILI) (257 млн руб.; +864%) и компания «Займо» (216 млн руб., +252%).
Начать дискуссию