Кредитование

Мошенники погубили экспресс-кредиты

Считается, что одним из локомотивов развития автомобильного рынка в России является автокредитование.

Считается, что одним из локомотивов развития автомобильного рынка в России является автокредитование.

В прошлом году, по разным оценкам, доля кредитных продаж автомобилей выросла до 33–40% от общих. Основными тенденциями прошлого года стал рост интереса к беспроцентной рассрочке и спад экспресс-кредитов, вызванный как дороговизной продукта, так и мошенничеством. Участники рынка полагают, что в 2006 году рынок продолжит расти за счет улучшения существующих продуктов, а также внедрения новых технологий, ускоряющих процессы. В то же время процентные ставки сильно падать уже не будут.

Кредитные продукты остаются одним из главных инструментов продвижения иномарок.
По мнению экспертов, они являются одним из моторов роста спроса на иномарки, рынок которых в прошлом году вырос в полтора раза.

По оценке руководителя кредитного отдела дилерского холдинга Major Анара Шукурова, в целом доля кредитных продаж от общих выросла с 25–30% в 2004 году до 34–40% в 2005-м. А его коллега из группы компаний «Автомир» Иван Романов отмечает, что в автосалонах группы процент кредитных продаж от общих вырос с 25% в 2004 году до 33% в 2005-м.

«Больше всего в кредит продаются автомобили ценой до $15 тыс., а с ростом цены процент кредитных продаж начинает падать»,— добавляет Романов. Анар Шукуров в свою очередь считает, что доля кредитных продаж зависит не от цены, а от марки: «К примеру, Mercedes в кредит продается в меньшей степени, это связано с тем, что клиенты у этой марки в среднем постарше и являются более консервативными».

Рассрочка удлиняется
Участники рынка считают, что наибольшее развитие в прошлом году получили программы беспроцентной рассрочки.

«В премиум-сегменте их стали спрашивать клиенты, при том что раньше они ничего не знали о таких программах»,— говорит руководитель отдела финансовых услуг холдинга «Автоспеццентр Ауди» Антон Дементьев. По его словам, в начале прошлого года стандартным предложением был стартовый взнос 50% стоимости автомобиля и рассрочка на год, а сейчас можно встретить предложения с первым взносом 40% и даже 30%, а срок рассрочки вырос до двух или даже трех лет.

Анар Шукуров отмечает, что если раньше дилер компенсировал банку потери в процентной ставке, то сейчас появились банки, которые не просят этой компенсации при двухлетней рассрочке на 50% стоимости автомобиля. «Они все равно имеют доход от страховки по ставке 10% стоимости машины в год и умерили аппетиты за счет появившихся больших объемов»,— говорит Шукуров.

Антон Дементьев считает, что рассрочка в будущем может появиться и при кредитных продажах бывших в употреблении автомобилей. «Правда, здесь есть сложность: как унифицировать стоимость страховки? Обычно при продажах бывших в употреблении автомобилей страховка считается компаниями по стандартным тарифам, которые зависят от возраста автомобиля и стажа владельцев. При рассрочке же в страховку частично закладывается интерес банка, поэтому ее цена обычно унифицируется»,— поясняет Дементьев. Он отмечает, что в прошлом году программы для секонд-хенда значительно улучшились: в частности, теперь при покупке машины у официального дилера есть возможность приобрести автомобиль с нулевым первым взносом: появились банки, которые готовы идти на такие риски. «Это повысило спрос клиентов на бывшие в употреблении автомобили»,— отметил Дементьев.


В то же время резко снизилась доля экспресс-кредитования в общем объеме автокредитов.

«В премиум-сегменте такие программы вообще практически не находят отклика — это связано с большими суммами кредитов и высокими ставками: клиенты готовы подождать, чтобы сильно не переплачивать»,— уточняет Дементьев.



А Иван Романов из «Автомира» отмечает резкий спад экспресс-кредитования, связанный с мошенничеством. По его словам, уровень нечестных сделок значительно возрос в последний год: злоумышленники покупают автомобиль в кредит и тут же продают его.



«В отличие от потребительского кредитования при автомобильном есть предмет залога. Но он защищает банк не от мошенника, а от добропорядочного клиента, который не справляется с выплатами»,— говорит Романов. При таком мошенничестве страдает, во-первых, купивший машину клиент, так как на его автомобиль по суду накладывается арест, что ограничивает его права при использовании машины, и банк, который не может в срок вернуть деньги: до изъятия машины в судебном порядке может пройти несколько месяцев. «В результате по экспресс-программам вырос процент отказов, в том числе добропорядочным заемщикам. Доходит до того, что клиент, получая отказ по экспресс-кредиту, подает документы в тот же банк на классический кредит и получает добро: просто у кредитного учреждения есть возможность проверить заемщика»,— констатирует Романов.



Представитель «Автомира» отмечает, что до 2001 года ГИБДД отслеживала кредитные автомобили и снимала их с учета только по предоставлению письма из банка. «Если вернуть систему на законодательный уровень, это может помочь рынку экспресс-кредитования»,— считает Романов, добавляя, что возможно также усовершенствование скоринговых программ банков, которые оценивают платежеспособность заемщика. «Отечественный покупатель предпочитает представлять минимальный пакет документов, чтобы процедура получения кредита была быстра и проста, так что экспресс-кредитование не умрет. Но непринятие мер может сказаться на цене продукта, так как свои риски банки полностью переложат на добропорядочного заемщика»,— уверен Романов.



Анар Шукуров из Major, напротив, считает, что экспресс-кредит в чистом виде станет постепенно отмирать. «Банки стали рассматривать документы по классическим программам гораздо быстрее. Если сохранится тенденция к упрощению процедуры рассмотрения, а также будут внедрены технические новшества, скажем, подписание сделки состоится не в банке, а в автосалоне, то экспресс-кредитование будет сходить на нет»,— поясняет Шукуров. По его мнению, за прошедший год, клиенты стали отдавать предпочтение ожиданию, так как это серьезно снижает их затраты по погашению кредита.



Новые кредитные технологии

В 2006 году участники рынка не ожидают резкого снижения ставок по автокредитованию, считая, что будут совершенствоваться продукты и технологии. «Серьезного снижения ставок мы не ожидаем, и связано это с глобальными тенденциями в экономике: ставка LIBOR повышается, определенную роль играют страновые риски»,— говорит глава Audi of Russia Оскар Ахмедов.



Он прогнозирует снижение ставки до 8% против нынешних 9–9,5% «Уверен, банки должны на это пойти, хотя есть определенные сложности со стороны Центробанка: кредит ниже установленной ставки (3/4 ставки рефинансирования для рублевых кредитов и 9% — для валютных.— „Бизнес”) считается доходом для заемщика, и он вынужден платить подоходный налог»,— добавил Ахмедов. Анар Шукуров в свою очередь отмечает, что к иностранным банкам (ММБ, Raiffeisen, БСЖВ) c их доступными кредитными ресурсами по уровню процентных ставок приблизились и некоторые российские банки, в частности Внешторгбанк 24.



Иван Романов из «Автомира» считает, что снижение процентной ставки в этом году может зависеть от тенденций на автомобильном рынке: «Если будет падать спрос на какую-то модель, то, возможно, представительства и импортеры станут предлагать дотационные кредитные программы». По его мнению, в этом году программы от производителя могут стать наиболее заметным явлением на рынке вне зависимости от того, дотационные или нет.



«У представительства больше возможностей договориться с банком на более выгодных условиях. Но такая программа прежде всего должна создаваться с учетом российского опыта и менталитета, а также чем-то принципиально выделяться — например, размером первого взноса, сроком кредитования, ценой страховки»,— полагает Романов. Однако он предупреждает, что если взять даже очень хороший продукт, популярный на Западе, и слепо перенести на российские реалии, это может и не сработать.



Основные же изменения в этом году прогнозируются в области новых технологий.



Оскар Ахмедов отмечает, что банки все активнее стали продвигать кредитные продукты, тогда как раньше развитие рынка шло от дилеров — наблюдается конкуренция банков за дилерами. «В некоторых случаях банковские сотрудники близки к тому, чтобы превратиться в „сейлзов”— классических менеджеров по продажам, предлагая свои услуги автосалонам»,— добавляет Антон Дементьев.



Анар Шукуров из Major считает, что в целях ускорения процессов банки частично будут передавать свои полномочия представителям автосалонов — к примеру, ставить свои скоринговые системы, частично переводитьдокументооборот на электронную почту, возможно, выдавать представителям автодилеров полномочия по подписанию документов.

Начать дискуссию