Высокие ставки и снижение потребительской активности сократили спрос со стороны малого и среднего бизнеса на кредиты, а рост дефолтности и ухудшение качества новых заемщиков — стремление банков работать с этим сегментом.
Из всех кредитных сегментов наибольший шок сейчас переживает именно кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ), говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Доступность кредитования для МСБ снижается, а портфель кредитов, выданных банкирами предпринимателям, сократился в первом полугодии 2015‑го на 8%. Предпосылок для улучшения ситуации по итогам года нет.
Затяжное пике
Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и значительное повышение стоимости фондирования вследствие повышения Банком России ключевой ставки в декабре 2014 года практически парализовало кредитование МСБ в первом квартале 2015‑го. Многие банки в начале года приостановили выдачу кредитов малым и средним предпринимателям. Требования к заемщикам продолжили ужесточаться (тенденция была отмечена еще в 2014‑м): за шесть месяцев текущего года процент одобрения кредитных заявок от МСБ снизился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 6 процентных пунктов — до 34%.
Упал спрос и со стороны самих компаний: объем кредитных заявок МСБ, полученных участниками исследования (всего RAEX было опрошено 76 банков), сократился в первом полугодии более чем на 30% по сравнению с прошлогодними данными. Малый и средний бизнес оказался не готов кредитоваться под повышенные процентные ставки, которые в среднем составили на 1 июля 2015 года 21–23% (рост на 4–5 п. п. по сравнению с 1 июля 2014‑го), и поэтому старался максимально использовать собственные ресурсы. В результате объем выдачи кредитов МСБ к середине лета сократился на 36%, до 2,5 трлн рублей. При этом совокупный портфель кредитов МСБ составил 4,7 трлн (см. «Рэнкинг банков по величине кредитного портфеля МСБ» на с. 52).
Сдали позиции
В значительной мере сжатие объемов кредитования малого и среднего бизнеса обусловлено снижением активности банков из Топ-30 по активам в данном сегменте: их портфель сократился на 21%, в то время как остальные банки показали незначительный прирост по данному показателю — на 1%. Ведущие банки переориентировались на кредитование крупного бизнеса из‑за необходимости замещения внешнего фондирования, а популярные ранее «кредитные фабрики» были свернуты из‑за роста просрочки (только за первое полугодие 2015‑го объем просроченной задолженности по кредитам МСБ показал прирост в 40%).
Доля крупных банков в совокупной выдаче кредитов МСБ за шесть месяцев текущего года снизилась на 6,2 п. п. и составила 43,3%. Доля Топ-30 в портфеле МСБ за год сократилась с 60% до 54%. В условиях макроэкономической нестабильности банки, располагающие значительными ресурсами, отдают предпочтение крупному бизнесу: большие предприятия обладают более широкими возможностями по планированию деятельности; кроме того, ограничение доступа на зарубежные рынки в результате санкций увеличило спрос крупного бизнеса на заемные ресурсы внутри страны. Значительный вклад в темпы прироста портфеля крупных предприятий внесло влияние валютной переоценки (около четверти кредитов подобных компаний номинировано в иностранной валюте). В результате кредитование крупного бизнеса оказалось единственным сектором, показавшим ускорение темпов прироста совокупного портфеля.
Тройка лидеров по объему кредитного портфеля МСБ не изменилась по сравнению с результатами исследования по итогам 2014 года, при этом все лидеры показали отрицательные темпы прироста (см. таблицу «Рэнкинг банков по величине кредитного портфеля МСБ»). Портфель Сбербанка сократился на 20,4%, составив 1 трлн рублей по состоянию на 1 июля. Промсвязьбанк показал сокращение на 39,5%. Наименьшее сокращение — у ВТБ 24 (-2,3%). В целом из семи десятков банков и банковских групп, принявших участие в исследовании, лишь 28 показали положительные темпы прироста. В Топ-30 они наиболее высоки у Московского кредитного банка (+58,9%).
Лидерство по просрочке
Кризисные явления особенно сильно отразились на сегменте МСБ, в результате чего качество портфеля резко упало. Товарооборот, выручка, прибыль, а следовательно, и способность качественно обслуживать долг у субъектов МСБ снижаются. Негативно отразилась также значительно возросшая стоимость кредитных ресурсов. В числе наиболее проблемных отраслей участники рынка выделяют туризм, пострадавший из‑за снижения спроса на фоне девальвации рубля, торговлю в премиум-сегменте, а также компании со значительной долей импортной составляющей в структуре себестоимости.
В результате малые и средние предприятия стали обслуживать долг значительно хуже, чем крупный бизнес и розничные заемщики. Только за первое полугодие 2015‑го прирост просроченной задолженности в абсолютном выражении в сегменте МСБ составил 40% (объем просрочки достиг 551 млрд рублей), в то время как крупный бизнес показал прирост на 21%, а розница — на 37%. Доля просроченной задолженности в совокупном портфеле кредитов МСБ составила 11,7%, показав прирост на 4 п. п., доля просрочки по розничному портфелю на аналогичную дату — 7,5% (+2,2 п. п.), по кредитам крупному бизнесу — 4,7% (+1,3 п. п.).
Стоит отметить, что значительная часть проблемной задолженности крупного бизнеса не попадает в поле зрения благодаря реструктуризации. Банки охотнее пролонгируют кредиты крупных заемщиков, нежели МСБ: переговорная позиция первых гораздо сильнее, к тому же банки не желают создавать резервы по крупным ссудам. По оценкам RAEX, на вынужденную реструктуризацию приходится около 15% портфеля кредитов крупного бизнеса.
Более высокими темпами просроченная задолженность росла у средних и небольших банков: ее объем достиг 199 млрд рублей, что составляет примерно 9,2% кредитного портфеля МСБ (данные на 01.07.2015). Прирост за полугодие — на 77%, в то время как у банков из Топ-30 по активам — на 25%, до 352 млрд рублей (13,8% портфеля). Причина — резкое сокращение выдачи ведущими банками кредитов МСБ и их переориентация на крупный бизнес, а также значительно более частая практика списания проблемной задолженности и ее продажи коллекторам. По данным анкетирования, за шесть месяцев 2015 года участники исследования передали коллекторам и другим сервисерам на 30% больше проблемной задолженности, чем годом ранее.
Без надежды на восстановление
Базовый сценарий RAEX предполагает среднегодовую цену нефти марки Brent в $50 за баррель, среднегодовую инфляцию около 13% и поддержание ЦБ РФ ключевой ставки до конца года на уровне 10–11%. В рамках этого сценария мы ожидаем снижения объема выдачи кредитов МСБ по итогам года на 30–35% по сравнению с результатами 2014‑го, при этом совокупный портфель кредитов МСБ покажет снижение на 11% и составит к началу следующего года около 4,6 трлн рублей. На фоне ухудшения финансового положения МСБ можно ожидать роста доли просроченной задолженности до 13% совокупного портфеля кредитов МСБ.
В срочной структуре портфеля продолжат лидировать «короткие» кредиты до одного года — на пополнение оборотных средств и закрытие кассовых разрывов. Дефицит «длинных» ресурсов, который наблюдался в первом полугодии, продолжит усиливаться. Банки по-прежнему будут отдавать предпочтение торговым предприятиям (доля торговой отрасли в объеме выданных за шесть месяцев 2015‑го кредитов составила 51%, как и годом ранее). Наиболее привлекательными заемщиками для банков станут предприятия, реализующие товары и услуги для массового рынка без отсрочки платежа, а также субъекты МСБ, занятые в импортозамещении.
Малый и средний бизнес глазами кредитора
Денис Осин, руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка
Спрос на кредитование есть всегда. В острые кризисные моменты на первый план выходит спрос на короткие кредиты и овердрафты для пополнения оборотных средств. Более длинные заимствования интересны клиентам, которые во главу угла ставят снижение суммы ежемесячного платежа по кредиту, либо для приступающих к относительно крупным и длительным проектам, расширению бизнеса. Малый бизнес адаптируется к новой экономической ситуации, снижая расходы и находя новые рыночные ниши. Поэтому мы наблюдаем спрос на все виды кредитов: и сроком до трех лет, и до года. Мы никогда не приостанавливали наши овердрафтные программы, предоставляющие малым предприятиям возможность поддерживать текущую деятельность при так называемых кассовых разрывах. При этом клиенты платят проценты только за те дни, в которые они реально прибегали к использованию денег банка в рамках установленного лимита. После погашения овердрафта нет необходимости оформлять новый договор: оговоренный объем займа вновь доступен к использованию, поскольку овердрафт — это возобновляемый кредит.
Владимир Шаталов, старший вице-президент Промсвязьбанка
Уменьшение объемов финансирования МСБ стало ключевой тенденцией на рынке кредитования. Спрос снизился. Более того, упало качество заемщиков. Большинство из них находится в сложной ситуации, когда прибыль резко снижается. Они просто не могут себе позволить обслуживать большие кредиты, стараются отложить планирование долгих, затратных проектов. По-прежнему остается высокой стоимость кредитования. Согласно ежеквартальному исследованию настроений предпринимателей, которое мы проводим вместе с «Опорой России», ситуация с получением кредитов по-прежнему оценивается малым и средним бизнесом как сложная, несмотря на начало цикла снижения ключевых ставок. «Индекс Опоры RSBI» фиксирует компонент «доступность финансирования» на уровне 38,2 пункта, указывая на весьма слабое улучшение ситуации с получением кредитов у предпринимателей. Связано это не только с высокими ставками, но и с серьезным ужесточением требований к заемщикам со стороны банков. Кроме того, влияние текущей экономической ситуации на готовность компаний к инвестированию и в целом на рентабельность бизнеса привело к тому, что предприниматели не столько привлекают новые заемные средства, сколько стремятся погасить уже существующие кредиты.
Максим Лукьянович, директор департамента малого бизнеса Банка Москвы
На фоне падения темпов кредитования, сокращения кредитных портфелей банков и снижения платежеспособности предприятий вырос уровень просроченной задолженности МСБ. Так, по данным ЦБ РФ, за весь прошлый год доля объема просроченных кредитов в портфеле задолженности МСБ увеличилась на 0,63 п. п. (с 7,08% до 7,71%). А за 8 месяцев 2015 года произошел резкий скачок — до 12,2%. Исходя из практики возникновения просроченной задолженности, банки при работе с сегментом МСБ стали выделять приоритетные отрасли для кредитования и отрасли, по которым кредитные риски повышены. К приоритетным отраслям можно отнести производство и торговлю отечественными товарами постоянного спроса (продукты питания, средства бытовой химии, личной гигиены и проч.), оказание населению услуг повседневного спроса (медицинские услуги, парикмахерские и т. п.), сдачу объектов недвижимости в аренду, а также производство экспортной и импортозамещающей продукции. Повышенные риски сегодня наблюдаются в таких отраслях, как гостиничный бизнес, издательская деятельность, торговля продукцией премиального сегмента, бытовой техникой и строительными материалами. Но самые высокие кредитные риски наблюдаются у предприятий строительного сектора, грузоперевозок, торговли металлопрокатом и автомобилями.
Дмитрий Дьяков, начальник департамента малого и среднего бизнеса Банка ЗЕНИТ
Этот год оказался очень трудным для рынка кредитования МСБ. Некоторое оживление в этом сегменте создавали в основном программы господдержки — продукты МСП Банка и гарантии Федеральной корпорации по развитию МСП. Тем не менее наш банк, несмотря на все макроэкономические сложности, продолжил наращивать портфель кредитов МСБ. За 9 месяцев 2015 года мы увеличили его объем на 12% в первую очередь благодаря активному сотрудничеству с МСП Банком. Замедление темпов кредитования на рынке, на наш взгляд, обусловлено в основном удорожанием кредитных ресурсов. Обслуживать кредиты по ставкам 18–20% годовых с сохранением положительной рентабельности бизнеса способен далеко не каждый предприниматель.
Анна Салманова, директор департамента разработки продуктов для малого и среднего бизнеса БИНБАНКа
Увеличение объема госфинансирования банков по низким ставкам позволит расширить льготные предложения по кредитованию МСБ. Так, с 2004 года МСП Банк реализует госпрограмму по поддержке МСБ — разрабатывает инвестиционные программы финансирования по конкретным направлениям их деятельности. Наш банк не первый год является партнером МСП Банка. Уже с начала 2015 года в рамках совместной программы мы выдали кредитов на сумму более 1 млрд рублей по ставкам 13,25–15% годовых. Кроме того, БИНБАНК заключил соглашение о сотрудничестве с Федеральной корпорацией по развитию МСП, которая предоставляет банковские гарантии по инвестиционным кредитам и банковским гарантиям малым и средним предприятиям, разделяя тем самым кредитные риски с банками. А в регионах давно работают гарантийные фонды поддержки малого предпринимательства, выступающие в качестве поручителя за предприятия МСБ. Поддержка государства — безусловно, неоспоримая помощь предпринимателям, но не стоит забывать и об индивидуальном подходе к клиентам.
Начать дискуссию