ОСАГО недовольны ни страховщики, ни клиенты. Страховщики утверждают, что даже рост тарифов в апреле 2015 года на 40–60% не покрывает их убытков. Страхователи – что полисы слишком дороги. Банки.ру разбирался, нужно ли отменять эту систему и почему так низка доля выплат по ОСАГО за вред жизни и здоровью.
Доля выплат по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП, по оценкам страховщиков, составляет от 0,5% до 2–5%, несмотря на то что лимиты по этим выплатам выросли в несколько раз одновременно с апрельским повышением тарифов. Кроме того, средняя выплата по обязательному автострахованию в октябре увеличилась пропорционально этому повышению. Но кто выиграл от роста тарифов ОСАГО?
Груда железа дороже человека
В октябре 2015 года автовладельцы получали выплату по полису ОСАГО в среднем в размере 61 077 рублей, что на 77% больше, чем в октябре прошлого года (тогда средняя выплата составляла 34 529 рублей). Об этом свидетельствуют статистические данные Российского союза автостраховщиков за десять месяцев 2015 года. При этом средняя выплата за январь – октябрь 2015-го составила 47 364 рубля, что на 36% превышает этот же показатель за десять месяцев прошлого года. Всего же в январе – октябре страховщики выплатили автовладельцам по ОСАГО 96,9 млрд рублей (на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
Выплаты выросли в соответствии со значительным расширением лимита за вред жизни и здоровью – со 160 тыс. до 500 тыс. рублей, которое произошло в апреле этого года (в связи с этим на 40–60% выросли и тарифы на ОСАГО). Первый раз, напомним, тарифы поднялись в октябре 2014-го, одновременно с ростом лимита выплат за вред имуществу, – со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. В апреле 2015 года изменился и порядок возмещения вреда жизни и здоровью: если раньше страхователи самостоятельно оплачивали лечение и могли взыскать со страховщика понесенные расходы, то с 1 апреля выплаты производятся по утвержденным таблицам после представления документов и предварительного диагноза.
Большинство опрошенных Банки.ру страховщиков утверждают, что доля выплат по «жизни» хотя и растет, но остается в пределах 1–2%.
В СК «МАКС» доля выплат по жизни и здоровью составляет 0,8–1% против 0,5% за аналогичный период прошлого года. В «Ингосстрахе» за три квартала 2015 года отмечают рост доли выплат по жизни и здоровью с 0,9% до 1,5%. В «СОГАЗе» доля таких выплат также увеличилась, но не превышает 1–2%. В «АльфаСтраховании» долю выплат за вред имуществу оценивают на уровне 95%.
Незначительную долю убытков по «жизни» страховщики объясняют тем, что в основном сейчас выплаты идут по договорам, заключенным до апреля 2015 года. То есть еще до увеличения соответствующих лимитов. Сейчас в России действуют полисы с двумя лимитами по «жизни» — 160 тыс. и 500 тыс. рублей – и с разным порядком возмещения. Эти страховки имеют разную среднюю выплату, обращают внимание в пресс-службе «Росгосстраха». Более того, как напомнили в пресс-службе лидера рынка, до недавнего времени имели хождение полисы ОСАГО с тремя разными лимитами: заключенные до 1 октября 2014 года с лимитом по «железу» 120 тыс. рублей и по «жизни» — 160 тыс.; заключенные с 1 октября 2014 по 1 апреля 2015 года с лимитом 400 тыс. рублей по «железу» и 160 тыс. по «жизни»; заключенные после 1 апреля с лимитом 400 тыс. рублей по «железу» и 500 тыс. по «жизни».
«В отличие от выплат по «железу», выплаты по жизни и здоровью с большим запозданием попадают в систему и урегулируются», — пояснил Банки.ру исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. «Динамика обращений отстает от официальной статистики ГИБДД по количеству ДТП, в которых причинен вред жизни и здоровью», — отмечает директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. По мнению заместителя начальника управления методики актуарных расчетов СК «МАКС» Максима Маркелова, до недавнего времени вообще мало кто из страхователей знал, какие выплаты возможны за причинение вреда жизни и здоровью, так как люди не так пристально следили за новостями про ОСАГО. Основной рост выплат за жизнь и здоровье придется на 2016 год, считает он.
Судятся со страховщиками тоже в основном за возмещение вреда «железу»: по оценке президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, из 1 000 судебных споров по ОСАГО только один касается именно ущерба жизни и здоровью человека. «Если ориентироваться по апрельскому повышению тарифа на ОСАГО, когда тариф был повышен исключительно под изменения закона в части выплат по «жизни», то выплаты в год по «жизни» по ОСАГО должны составлять 45–70 миллиардов рублей – с учетом того, что виновникам ДТП выплаты не полагаются, — подсчитал Николай Тюрников. — Если реальные выплаты по жизни и здоровью за 2015 год будут меньше 30–40 миллиардов рублей (с учетом того, что еще действует часть полисов со старыми лимитами), это значит, что нас обманули. Выходит, решение Банка России о повышении тарифов было принято не для защиты прав страхователей, а было пролоббировано крупными компаниями. По моим оценкам, в реальности цифра окажется в пределах 5 миллиардов рублей за 2015 год».
Убытки догоняют
По тем же данным РСА, за десять месяцев 2015 года страховщики получили 176,8 млрд рублей взносов по ОСАГО (повышение тарифов позволило увеличить этот показатель на 49% по сравнению с тем же периодом 2014-го). Средняя стоимость страховки в октябре 2015-го составила 6 123 рубля против 3 698 рублей в октябре 2014года. Однако страховщики хором утверждают, что радоваться им рано – убыточность по новым полисам скоро догонит рост сборов. Точные цифры анализировать тоже пока преждевременно, говорят представители отрасли.
«Повышение тарифов позволило страховщикам вернуться в часть регионов, но растущая средняя выплата оставляет ряд проблем, — рассказывает Евгений Уфимцев из РСА. – Сейчас мы видим «красивую» для страховщиков ситуацию по сборам и выплатам, однако нужно понимать, что деньги мы собрали сейчас, а выплаты по договорам будут в следующем году».
Период актуарной оценки убыточности – 18 месяцев, говорит Виталий Княгиничев из «Ингосстраха». «Убыточность считается по «заработанной» премии, то есть договор должен закончиться, и после этого должно пройти еще полгода, так как выплаты еще производятся в этот период», — объясняет эксперт. По его мнению, оценить реальный эффект от повышения тарифов можно будет не раньше октября 2016 года. По словам Максима Маркелова из СК «МАКС», оценивать убыточность можно будет во II квартале 2016 года.
Однако, по мнению многих страховщиков, уже сейчас очевидно, что рост премий – это временная передышка. Убыточность ОСАГО продолжает расти, утверждает руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. «Происходит значительный рост выплат на фоне сохранения крайне высокого объема выплат по судам – судебная практика в отношении страховых компаний не изменилась», — сообщает он.
«Нас по-прежнему тревожит развитие ситуации в ряде регионов, где благодаря усилиям так называемых автоюристов от 30% до 40% выплат по ОСАГО производится через суды. Злоупотребление правом поставлено на «промышленные» рельсы, что вновь делает продажи полисов ОСАГО рискованным бизнесом», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Улучшение финансового результата в Москве и Санкт-Петербурге позволило компенсировать непростую ситуацию в ряде регионов, однако они остаются проблемными, поясняет управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
Средняя выплата по ОСАГО растет быстрее, чем средняя премия, указывает начальник отдела методологии автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Горцакалян. В связи с этим эффект от повышения тарифов уже в 2016 году может сойти на нет, добавляет он.
По оценке Евгения Уфимцева из РСА, в структуре выплат за десять месяцев 2015 года 60% составляют выплаты по договорам 2014 года. Еще некоторую часть занимают выплаты за 2012–2013 годы. И только 15–18% — выплаты по договорам текущего года. «В 2014 году мы собрали 150 миллиардов рублей премий, и 2015 год, если динамика не изменится, закончим с показателем выплат около 120 миллиардов, то есть уровень выплат составит 80%», — подсчитал эксперт.
«ОСАГО — это не налог»
Итак, для страховщиков ОСАГО, по их словам, не является таким уж прибыльным бизнесом. С другой стороны, страхователи не устают жаловаться на дороговизну полисов. Возникает естественный вопрос: может быть, тогда отменить обязательность «автогражданки»? По мнению опрошенных Банки.ру страховщиков и экспертов, вопрос таким образом все же не стоит.
«ОСАГО — это не налог, не защита личного автомобиля, а защита других людей, которым наносит вред владелец опасного объекта, — говорит Евгений Уфимцев из РСА. — Государство защищает пострадавших. Поэтому во всем мире, во всей Европе точно, страхование автогражданской ответственности является обязательным». Отказ от обязательной «автогражданки» вернул бы нас в 90-е годы с разборками на дорогах после ДТП и ростом недовольства автовладельцев, считает Сергей Демидов из «Ренессанс страхования».
По мнению Николая Тюрникова из Ассоциации защиты страхователей, социальная функция ОСАГО – защита пострадавших в ДТП – «не стоит таких денег, которых мы за нее платим». «Система ОСАГО, в принципе, правильная, но она должна быть цивилизованной: прибыль страховой компании – в пределах 1%, выплаты – 90% от сборов. Все остальное – обогащение страховых компаний», — говорит эксперт.
С точки зрения Максима Маркелова из СК «МАКС», несмотря на все проблемы, ОСАГО является основным драйвером страхового рынка, и именно обязательные виды страхования еще долго будут превалировать над добровольными. «Экономическая обстановка в стране располагает к тому, что потребитель считает каждую копейку и не готов тратить деньги на страхование добровольных видов», — заявляет он.
Виталий Княгиничев из «Ингосстраха» считает, что именно ОСАГО дает страховым компаниям охват и базу клиентов, которым можно предложить другие виды страхования. «Благодаря ОСАГО страхование стало массовым, появились десятки тысяч страховых агентов, которые наряду с ОСАГО предлагают и продают добровольные полисы страхования жизни, имущества, здоровья», — заключает Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Начать дискуссию