Непрерывность и эффективность деятельности финансово-кредитных организаций во многом зависит от того, насколько четко отлажены коммуникационные системы.
Набирающий обороты процесс слияний и поглощений в банковской сфере обусловил увеличение числа розничных клиентов во многих финансовых организациях. В свою очередь, это создало необходимость в модернизации и развитии сети телекоммуникационных технологий в финансовых организациях. Как и в любой другой сфере, здесь есть свои проблемы. Во-первых, это необходимость в безопасном канале связи между головным офисом и филиалами в регионах, а во вторых, постоянно растущий объем информации требует оптимизации оборудования. Каждая организация по-своему подходит к решению данных вопросов.
Любой крупный банк имеет в наличии крупную телекоммуникационную сеть. Основная ее функция – это предоставлять клиентам организации возможность получать нужную информацию. Кроме того, она необходима для передачи данных между различными филиалами организации.
По словам начальника управления администрирования и сопровождения информационных систем Интеркоммерц Банка Евгения Канакина, телекоммуникационная сеть банка представляет собой защищенную среду, необходимую для обеспечения деятельности банка и дающую пользователям возможность получать всю необходимую информацию. Она также позволяет за счет использования колл-центров и дистанционных каналов связи упростить процесс общения с клиентом. Это, как легко предвидеть, приводит к повышению лояльности пользователей по отношению к выбранной ими финансовой организации.
Безопасность телекоммуникаций играет в финансовых организациях особенно большое значение. Информация должна быть достоверной и хорошо защищенной, чтобы злоумышленники не могли ей воспользоваться. Высокий уровень безопасности важен и при передаче данных в Центральный банк или через процессинг платежной системы. И сотрудники финансово-кредитных организаций хорошо понимают, как много может быть поставлено на карту в случае возникновения сбоев или компрометации информации.
«Прежде всего, телекоммуникационная сеть банка всегда является защищенной, вне зависимости от того, построена ли она на использовании публичных каналов связи или организована с использованием услуги «виртуальная частная сеть», которую сейчас предоставляют многие операторы связи. Защита информации от перехвата, искажения, уничтожения является крайне важной. Банки используют целый набор технических и организационных мер для защиты информации, передаваемой по каналам связи как между своими филиалами, так и для связи с внешними организациями, такими, например, как ЦБ или НСПК», – рассказывает о важности безопасных систем связи руководитель блока «Информационные технологии» СКБ-банка Максим Акулиничев.
Разумеется, публичные каналы связи наиболее доступны, интернет есть во всех регионах страны, а его стоимость достаточно низкая. Максим Акулиничев (СКБ-банк) считает, что их доступность определяется не только ценой. «Услугу доступа в сеть Интернет может предоставить огромное количество небольших операторов связи. А услугу «виртуальная частная сеть», как правило, предоставляют только операторы масштаба области, федерального округа или страны, так как она требует соответствующего технического оснащения и высокого уровня подготовки обслуживающего персонала оператора», – разъясняет эксперт.
Но при этом у публичных каналов связи имеется множество недостатков. У них низкая скорость передачи IP-пакетов, более того, они могут просто не дойти до адресата. «Допустимый процент потерь пакетов на каналах доступа в сеть Интернет обычно гарантирован только до центральных маршрутизаторов оператора связи, но не по всей сети Интернет», – комментирует Максим Акулиничев (СКБ-банк). Дополнительные сложности, по словам эксперта, возникают из-за диагностики ошибок. «Диагностика проблем публичных каналов связи осложнена тем, что соединение между двумя конечными точками может обеспечиваться не одним оператором, а целой цепочкой операторов, что затрудняет диагностику проблем и их локализацию», – поясняет специалист. Плюс ко всему, точки подключения к публичным каналам – легкая мишень для хакеров и DDOS-атак, что делает их небезопасными.
С учетом всего вышеизложенного финансовые организации не используют публичные каналы связи. Кроме того, при использовании услуг доступа в сеть Интернет часто возникают неполадки, а бесперебойность связи крайне важна для финансовых организаций. «Одним из главных недостатков публичных каналов связи является их потенциальная аварийность. К сожалению, аварии случаются даже у самых надежных провайдеров, а банк должен работать непрерывно», – подчеркивает Евгений Канакин (Интеркоммерц Банк).
К большим потерям могут привести и перебои в процессе обмена информацией между штаб-квартирой банка и региональными офисами. Как правило, неполадки возникают из-за отказа оборудования или из-за проблем на каналах связи, которые могут заключаться в потере пакетов или в полном отсутствии сервисов. Сократить время простоя при возникновении поломок помогает наличие резервных каналов связи.
Дублироваться должно все оборудование, которое используется для передачи информации. Таким образом, можно до минимума сократить время простоя.
Начать дискуссию