Факторинг

Отчетность дебитора. Как много в этом слове для сердца Фактора слилось

О том, что банки и факторинговые компании просят своих клиентов предоставлять финансовую отчетность, знают все. Каждый финансист и бухгалтер (не говоря уже о руководстве компании) чаще понимают, зачем это нужно, и, в принципе, без особых возражений готовы предоставить всю необходимую информацию за нужные периоды в надлежащей форме. Но когда речь заходит о предоставлении отчетности контрагентов, например, дебиторов, начинают возникать вопросы.

О том, что банки и факторинговые компании просят своих клиентов предоставлять финансовую отчетность, знают все. Каждый финансист и бухгалтер (не говоря уже о руководстве компании) чаще понимают, зачем это нужно, и, в принципе, без особых возражений готовы предоставить всю необходимую информацию за нужные периоды в надлежащей форме. Но когда речь заходит о предоставлении отчетности контрагентов, например, дебиторов, начинают возникать вопросы. На каком основании запрашиваются эти документы, имеет ли финансовая организация юридическое право на подобные запросы? Да и неудобно как-то у своих клиентов просить отчетность… Вдруг откажутся работать в принципе. Зачем факторинговой компании отчетность на дебиторов, а также зачем она вам, сегодня разбирается ifactoring.ru 

Сегодня финансовая отчетность предприятия является практически единственным официальным документом, позволяющим оценить в той или иной степени финансовое состояние компании. Несмотря на попытки некоторых компаний выдать финансовую отчетность (а именно Баланс и Отчет о финансовых результатах) за коммерческую тайну, согласно закону «О бухгалтерском учете» эта информация не является закрытой. По крайней мере, годовая отчетность. С промежуточной отчетностью несколько сложнее: компании не обязаны формировать и сдавать в налоговые органы промежуточную (квартальную) отчетность (если иное не предусмотрено законодательными актами и внутренними документами).  

Стоит признать, что ни банки, ни факторинговые компании не имеют право требовать с вас какие-либо документы. Они могут только просить предоставить, и конечно же, только вы решаете, удовлетворить просьбу своего финансового партнера или нет. Тем не менее, это не просто прихоть банковских работников или инструмент отсева потенциальных клиентов. Давайте по порядку разберем, в каких случаях финансовая отчетность дебиторов является важным и нужным инструментом управления рисками, а в каких можно легко обойтись и без нее. А заодно узнаем, что еще просят по дебиторам помимо стандартных Баланса и Отчета о финансовых результатах. 

Нет отсрочки, нет проблем

Возможно, это кому-то покажется странным, но точкой отсчета действительно является отсрочка платежа. Если вы выстраиваете отношения со своими покупателями на условиях предоплаты или авансовых платежей, то не нужно тратить силы и нервы на сбор, анализ и хранение этих документов. Ведь никаких рисков, связанных с потерей выручки за отгруженный товар, вы не несете. Правда, вы рискуете существенно ограничить свои продажи, но сегодня речь не об этом. 

Сам себе режиссер

Если ваш бизнес немыслим без отсрочки платежа, то вынуждены вас расстроить. Без определенных затрат и мероприятий не обойтись. Особенно если вы не используете дополнительные инструменты защиты от риска неплатежа, например, банковскую гарантию, страхование дебиторской задолженности или факторинг. 

Основной и самый значимый риск, сопутствующий отсрочке – финансовые потери, которые понесет поставщик в случае длительной просрочки или неоплаты за поставленный им товар. Конечно, всегда есть место форс-мажору, ведь невозможно предсказать абсолютно все исходы развития ситуации. Однако, каждый поставщик может (и должен!) применить меры, чтобы свести риск к минимуму. Если вы категорически против привлечения третьих сторон для защиты, то необходимо проводить определенные мероприятия самостоятельно. Про то, как как можно проверить покупателя самостоятельно, мы уже рассказывали. 

И вот перед вами новый покупатель, который хочет отсрочку. Вы проверили его по всем базам и открытым источникам –хорошо. Но как оценить финансовые возможности дебитора? Не слишком ли большую отсрочку он просит? Сможет ли «переварить» тот объем товара, который запрашивает? Тут на помощь придет финансовая отчетность. 

Что можно увидеть из отчетности? 

  • Объем выручки или же размер бизнеса вашего клиента. Вы всегда можете сравнить, сколько компания продает и сколько заказывает у вас, оценить, в состоянии ли они реализовать такое количество продукции. 
  • Скорость оборачиваемости товаров и дебиторской задолженности. Во-первых, эти данные позволят оценить адекватность запрашиваемой отсрочки. А во-вторых, вы можете посмотреть, насколько эффективно ваш клиент управляет продажами, что, согласитесь, тоже очень важно.  
  • Платежеспособность и ликвидность вашего потенциального дебитора. Доля дебиторской и кредиторской задолженности, есть ли реальные активы на балансе или же все деньги в товаре, какая кредитная нагрузка – эта информация поможет составить представление об управлении финансами у вашего дебитора. 

Многие в этом моменте скептически усмехнуться: «Отчетность? Да ведь ее легко можно нарисовать! К тому же многие компании не ведут промежуточную отчетность, они при всем желании не смогут ее предоставить!». Да, поспорить тут сложно. Но: 

  • Абсолютно все компании обязаны сдавать финансовую отчетность в налоговую инспекцию, поэтому всегда можно запросить отчетность с соответствующей отметкой. Если данные «официальной» отчетности вызывают у вас сомнения, а дебитор говорит, что это специально для налоговой («Вы же понимаете….»), то конечно же вы можете запросить управленческую отчетность. Правда в этом случае необходимо четко осознавать, какие последствия могут быть при принятии решения на основании «неофициальных» и неподтвержденных данных. 
  • 2 года назад было отменено требование по подготовке и предоставлению в налоговую инспекцию промежуточной (квартальной отчетности). Однако, большинство компаний все равно ведут управленческий учет и могут предоставить промежуточную отчетность. Да, тут не будет отметки налоговой, и придется верить «на слово». В качестве альтернативы вы может попросить предоставить сводную ОСВ за необходимые периоды и/или декларацию по НДС 

Сводная ОСВ - один из основных бухгалтерских документов, содержит остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого счета, субсчета. Из оборотно-сальдовой ведомости формируется бухгалтерский баланс путем расчета сальдо по бухгалтерским счетам и перенесения их в сам баланс.

Налоговая декларация — официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

Стоит отметить, что привычные нам документы бухгалтерской отчетности (Баланс и Отчет о финансовых результатах) обязаны формировать далеко не все. Ниже мы собрали возможные документы, которые можно запросить у покупателя в зависимости от того, какой налоговый режим применяется. 

Таблица 1. Перечень документов для оценки размера бизнеса, в зависимости от выбранной системы налогообложения

 

Юридическое лицо      Индивидуальный предприниматель     

 

ОСН  УСН  ЕНВД  ОСН  УСН  ЕНВД 

Баланс и Отчет о финансовых результатах 

 

 

 

 

 

 

Декларация по УСН 

 

 

 

 

Декларация по НДС 

 

 

 

 

Декларация по НДФЛ 

 

 

 

 

 

Книга учета доходов и расходов 

 

 

 

 

 

Выписка с р/с 

 

 

Третий – не лишний

Чтобы вы ни читали, и чтобы вам ни говорили, запомните, что факторинг – это не вид кредита. У них разная природа, экономические предпосылки, механизмы риск-менеджмента и прочее. Выдавая кредит, банк оценивает заемщика: кто он, насколько надежен, какая у него стратегия «завоевания» рынка и каким образом он планирует возвратить денежные средства. В факторинге же, несмотря на то, что финансируется поставщик, возврат денежных средств производит его дебитор. Поэтому именно от качества дебитора зависит, вернет факторинговая компания свои деньги или нет. И не важно, какой вид факторинга использует поставщик – с регрессом или без: в обеих случаях риск лежит на покупателе. Поэтому для факторинговой компании отчетность дебитора даже важнее, чем отчетность клиента – поставщика. 

Итак, что же делает факторинговая компания с отчетностью дебитора? В принципе ровно то же самое, о чем мы уже писали выше. Просто у факторинговой компании (или банка) во множество раз больше статистики и опыта работы, что позволяет видеть некоторые сигналы в отчетности и чуть раньше на них реагировать. Но цели, задачи и инструменты такие же. 

Необходимо, но недостаточно

Следующий вопрос, который часто задают клиенты – достаточно ли запросить только бухгалтерскую отчетность для анализа контрагента? К сожалению, вынуждены признать, что качество финансовой отчетности оставляет желать лучшего у большего числа компаний. Поэтому анализ Баланса и Отчета о финансовых результатах может лишь весьма поверхностно прояснить вопрос, как обстоят дела у компании с возможностью выполнения обязательств. Основываясь на опыте факторинговой компании НФК, мы собрали перечень документов, которые чаще всего запрашивают специалисты в дополнение к отчетности, и которые вы также можете попросить у контрагента для более подробного анализа бизнеса. 

Таблица 2. Перечень дополнительных документов для более подробной оценки бизнеса контрагента

Наименование документа 

За какой период 

Какую важную информацию можно узнать 

Расшифровки кредитов и займов 

По состоянию на конкретную дату (чаще всего на текущую) 

Банки-кредиторы, суммы и сроки кредитов, даты погашения, транши, залоги, наличие/отсутствия задолженности 

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с детализацией по контрагентам 

За квартал 

Обороты за выбранный период, а также остатки на начало и конец периода, оборачиваемость кредиторской задолженности, определение крупнейших поставщиков. 

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с детализацией по контрагентам 

За квартал 

Обороты за выбранный период, а также остатки на начало и конец периода, оборачиваемость дебиторской задолженности, определение крупнейших дебиторов 

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей 

По состоянию на конкретную дату (чаще всего на последнюю дату отчетного периода) 

Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей с детализацией по контрагентам, структура дебиторской и кредиторской задолженностей 

Анализ счета 51 «Расчетные счета»

За определенный период (чаще всего за 6 мес.) 

Начальное и конечное сальдо, обороты в корреспонденции с другими счетами, т.е. фактический приход денежных средств на расчетный счет и списание 

В дополнение к этому факторинговые компании могут запросить Карточку счета 62 по тем дебиторам, которых вы передаете на факторинг. Это нужно для оценки прошлого опыта сотрудничества (объемы отгрузки и сроки оплат). Если вы самостоятельно оцениваете дебиторов, то запрашивать такую информацию, естественно, бессмысленно :)

Имея на руках финансовую, бухгалтерскую и управленческую отчетность, можно действительно досконально изучить своего контрагента (по крайней мере его «белую» сторону) и вынести свой вердикт относительно возможного сотрудничества, не опасаясь обвинений в не «проявлении должной осмотрительности». 

Термин «Должная осмотрительность» был введен в обиход постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В последствии этот термин был закреплен в письме ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Тем не менее, получить большую часть информации бывает достаточно затруднительно, т.к. компании не хотят делится финансовой и бухгалтерской информации, да и, как мы уже писали, не обязаны этого делать. По большому счету, нет никаких нормативно-правовых актов, вынуждающих факторинговый компании или банки, и уж тем более компанию-поставщика требовать какие-либо данные о дебиторе. И дебитор не обязан ничего предоставлять. Как быть? В первую очередь, необходимо выстроить нормальные коммуникации с дебитором – объяснить, зачем вам (или вашему Фактору) нужна эта информация, и понять, почему дебитор не хочет ее предоставлять. Возможно дебитор боится, что финансовая информацию попадет к конкурентам. Тогда как вариант, можно подписать соглашение о конфиденциальности и таким образом, снять все опасения контрагента. НА практике часто встречаются ситуации, когда компания – покупатель готова предоставить отчетность в факторинговую компанию, но категорически не хочет, чтобы эти данные увидел поставщик. В этом случае самый логичный вариант – предложить контрагенту напрямую коммуницировать с Фактором. Печально, но факт, дебиторы часто продолжают стоять на своем, и крайне сложно им объяснить, что без финансовой информации невозможно установить лимит и предоставлять желаемую отсрочку. В таком случае необходимо принять сложное решение – насколько этот клиент важен для вас, как для поставщика и готовы ли вы брать на себя такой риск! Но, как говорится, береженого Бог бережет!

Начать дискуссию