В поисках новых поступлений в бюджет на фоне падения цен на нефть МЭР предлагает устроить распродажу крупнейших российских банков – Сбербанка и ВТБ. Это бы переложило с государства и бюджета груз ответственности за их благополучие. Однако стоит ли овчинка выделки в условиях падающих рынков? Российские банки, конечно, в кризисе, однако в прошлом году они сумели подстроиться под новые реалии.
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев предложил обсудить приватизацию крупнейших российских госбанков – Сбербанка и ВТБ. «Это очень качественные активы, которые привлекательны во всем мире. Частичная приватизация, а также частичное размещение в пользу капитала этих компаний позволит принципиальным образом изменить ситуацию с точки зрения капитализации российского банковского сектора и позволит ему переварить те огромные ресурсы, которые могут быть локализованы через реализацию новой сберегательной модели населения», – высказал свою точку зрения министр.
«Банковский сектор России находится в кризисе – прибыль заметно упала, просрочка растет. Однако в целом результат можно назвать удовлетворительным»
В начале дня акции Сбербанка и ВТБ стали лидировать в росте цены среди «голубых фишек». Однако затем акции ВТБ ушли в минус. Так, к 14.30 мск бумаги Сбербанка росли на 1,6%, до 93,15 рубля, а ВТБ упали на 1%, до 0,07 рубля.
Небольшие пакеты банков ранее уже были проданы. Так, в сентябре 2012 года ЦБ РФ продал на рынке 7,6% акций Сбербанка. По итогам сделки доля регулятора сократилась до контрольной – 50% плюс 1 акция. Дальнейшая приватизация лишит ЦБ контроля.
Буквально в ноябре глава Сбербанка Герман Греф призывал к полной приватизации крупнейшего российского банка. На время переходного периода Центробанк мог бы сохранить за собой 25% акций Сбербанка, то есть блокирующий пакет, но в целом, по его словам, надо приватизировать 100% банка. По его мнению, данный шаг «позволит значительно улучшить ситуацию в банке». России нужна современная система управления, сейчас государство «слишком активно участвует в экономике», говорил Греф.
В ВТБ государству в лице Росимущества принадлежит 60,9% обыкновенных акций. Доля государства была снижена с 75,5% весной 2013 года в результате SPO. Еще в 2013 году правительство одобрило план приватизации, предусматривающий сокращение госдоли в ВТБ до контрольной на конец 2016 года. Однако затем от этих планов отказались.
Финансовое состояние Сбербанка и ВТБ в целом в условиях кризиса вполне стабильное.
По данным ЦБ РФ, Сбербанк стал лидером по совокупной прибыли среди банковских организаций за десять месяцев 2015 года, он заработал с начала года 178,35 млрд рублей. Между тем, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, прибыль банка снизилась на 39,2%, или 115,6 млрд рублей. При этом Сбербанк надеется на положительные, но невысокие темпы роста розничного кредитного портфеля в 2016 году.
ВТБ тоже фиксирует чистую прибыль: за 11 месяцев 2015 года в 3 млрд рублей по МСФО, только за ноябрь она составила 10,9 млрд рублей. Хотя ранее руководство банка рассчитывало на консолидированную прибыль в районе нуля по году. Добиться прибыли удалось за счет расходов на резервы, банк снизил долю «токсичных» кредитов (NPL).
ВТБ не потребуется пополнение капитала в 2016 году, «на данный момент ситуация вполне стабильная», уверил в среду член наблюдательного совета банка Сергей Дубинин в кулуарах Гайдаровского форума. По его словам, в планах ВТБ и ВТБ24 показать положительный финансовый результат и в 2016 году. Главное, что значительная часть NPL («токсичные активы» или просроченные кредиты) была списана в 2014 и 2015 годах, напомнил он. По «рознице» банк ждет роста прибыли с 6–7 млрд рублей в 2015-м до 11–12 млрд рублей в 2016-м.
С одной стороны, бюджет страны на фоне нового обвала нефтяных цен испытает трудности с доходами, необходимы новые источники поступлений. И приватизация – это одна из мер.
Сам факт приватизации госбанков – это хорошая идея. В противном случае необходимость поддерживать их в кризис целиком ложится на плечи государства и федеральный бюджет, который сейчас и так находится не в самой лучшей форме, говорит ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. Кроме того, частные акционеры, как правило, работают более эффективно.
Однако ситуация для приватизации банков сейчас не самая лучшая, если не сказать, совсем неблагоприятная. Делать это надо было раньше.
«Сейчас рыночная стоимость банковского сектора настолько низкая, что особого смысла продавать нет, так как в этом случае государство понесет значительные убытки, как это уже было в ходе приватизации в 90-е гг., – говорит газете ВЗГЛЯД Гриченков. – Реализовывать крупные активы всегда надо только при растущем рынке, а этот момент в принципе был уже упущен в сентябре-ноябре 2015 года, когда ММВБ почти достиг исторических максимумов, а бумаги Сбербанка превышали 110,0 рублей за штуку».
Сейчас Сбербанк дешев, в последнее время торгуется на 20–40% дешевле капитала, поэтому нет смысла его продавать, согласен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. А вот вопрос приватизации ВТБ он считает не таким безнадежным. «В случае разрастания экономического кризиса ВТБ может потребоваться новая докапитализация. Тогда и может быть поднят вопрос о привлечении в банк инвестиций, чтобы не увеличивать госдолг», – не исключает эксперт.
По его словам, потенциально речь может идти о продаже 10% обыкновенных акций (контрольный пакет останется у государства). В таком IPO могли бы поучаствовать инвесторы из стран Азии и Ближнего Востока. Банк сейчас стоит менее 13 млрд долларов (без учета привилегированных акций), но в случае падения рубля и ухудшения ситуации в банковской системе эта цифра заметно сократится, оценивает Ващенко.
Чтобы продать банк дороже, надо убедить инвесторов в устойчивости отечественной банковской системы. А сделать это будет довольно сложно. «Для этого как минимум не должно быть шоков, таких как резкие колебания валютных курсов и ставки ЦБ, кредитного кризиса и прочих событий, которые могут катастрофически повлиять на достаточность капитала банков. Пока опасность ухудшения положения в банковском секторе не миновала, недавно это признал и Греф. Поэтому сейчас иностранные инвесторы не изъявили бы желания купить акции российских банков, поскольку риски перевешивают возможные выгоды», – полагает финансист из «Фридом Финанс».
«Приватизация госбанков сейчас невозможна ни по политическим, ни по экономическим причинам», – резюмирует Ващенко. Сохранение крупнейших банков в руках государства в кризис гарантирует им поддержку. Обвал таких крупных игроков может обойтись для рынка и страны куда дороже.
Уходящий год в целом для российских банков был очень непростым. По оценкам «РИА Рейтинг», результат банков за 2015 год будет наихудшим за всю постсоветскую историю России. За 2015 год активы банковского сектора покажут номинальный рост всего на 4,5% против 35% в 2014 году и 16% – в 2013-м. На фоне ослабления рубля и валютной переоценки номинальные темпы роста в нормальных экономических условиях должны были быть выше, считают эксперты агентства.
За год качество кредитных портфелей у российских банков заметно снизилось, что выразилось в росте просроченной задолженности с 3,8% в начале года до 5,5%, по оценкам «РИА Рейтинг», на 1 января 2016 года. С одной стороны, снизились темпы роста кредитования, с другой – упала платежная дисциплина заемщиков по понятным причинам.
Правда, с другой стороны, объем депозитов и средств на счетах увеличился за год почти на 19% – до 52 трлн рублей. Это объясняется в основном тем, что население во второй половине года резко сократило свои расходы и увеличило склонность к сбережению.
Прибыль банков продолжает падать уже второй год. Если в 2013 году они заработали 994 млрд рублей, то в 2014-м – уже 589 млрд, а в 2015-м лишь 360 млрд рублей. Причем наибольший вклад в заработок внес именно четвертый квартал, когда появились первые признаки стабилизации на валютном рынке и в целом в российской экономике. «В целом банковский сектор за последний квартал заработал больше, чем суммарно за предыдущие 16 месяцев», – посчитали эксперты «РИА Рейтинг». За этим, конечно, может скрываться манипуляция цифрами, но все равно это говорит и о стабилизации ситуации в банковской системе в конце прошлого года.
«Наиболее мрачные прогнозы, которые делались на фоне обрушения рубля и снижения цен на нефть в конце 2014 года и возможных дальнейших санкций, не сбылись. Безусловно, банковский сектор России находится в кризисе – прибыль заметно упала, просрочка растет, а динамика основных показателей достаточно слабая. Однако в целом результат можно назвать удовлетворительным», – считают эксперты. Способности российских банков подстраиваться под кризисные явления по результатам года оцениваются экспертами «РИА Рейтинг» как высокие. Другое дело, что это вовсе не означает, что в 2016 году кризис закончится. Хотя дает основания говорить о том, что кризисные явления не будут носить шоковый характер, как это было в 2008–2009 годах, считают там.
Начать дискуссию