Россияне предпочитают в кризис занимать у друзей и знакомых, следует из исследования индикаторов финансовой доступности, опубликованного ЦБ на прошлой неделе. При этом в другом исследовании регулятор отмечает динамичное развитие p2p-кредитования, которое основано на социальных взаимосвязях. ЦБ даже подумывает о полноценном регулировании нового сегмента.
За рассуждениями, могут ли МФО составить конкуренцию банкам, в секторе небанковских финансовых организаций сформировался внутренний соперник.
В последнее время Центробанк опубликовал несколько любопытных исследований, касающихся НФО. В частности, на прошлой неделе вышло исследование по финансовой доступности (основано на отчетности банков и соцопросов). В соответствии с ним, небанковские финансовые организации (НФО) пока не могут составить реальную конкуренцию банкам по объему выданных займов. Так, указывает регулятор, кредитные организации за девять месяцев прошлого года выдали 8,6 трлн руб., а все НФО — около 380 млрд руб., из которых 215 млрд руб.— ломбарды, 105 млрд руб.— микрофинансовые организации, 59 млрд руб.— кредитные кооперативы.
Однако для относительно нового рынка p2p-кредитования, который несколько ранее получил первую оценку ЦБ, даже эти показатели пока недостижимы. Так, согласно полученным регулятором данным, совокупный портфель сделок, заключенных за аналогичный период с использованием инфраструктуры опрошенных p2p-площадок, составил около 100 млн руб. Основная масса займов выдана физическим лицам. Совокупный объем выдачи займов юридическим лицам незначителен, хотя в некоторых странах этот вид кредитования является важным источником привлечения для предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом (МСБ).
Конечно, полученные в ходе мониторинга данные, не отражают реальный объем рынка, который начал формироваться в 2013 году. Центробанк приступил к изучению данного сегмента только в этом году. Как указывает сам регулятор, внимание к p2p-кредитованию связано с активным развитием этого рынка, ростом количества площадок, а также количества вовлеченных кредиторов и заемщиков. Если говорить, о рынке, то сами участники оценивают его уже в миллиард рублей. Конечно, по сравнению даже с коллегами по НФО, не говоря уже о банках, это капля в море.
Тем не менее, судя по данным из исследования ЦБ по финансовой доступности, потенциал у нового сегмента есть. Как показывает проведенный регулятором опрос, недоверие к банкам испытывают 24% опрошенных, к микрофинансовым организациям — 40,4%, КПК не доверяют 34,4%, ломбардам — 32,6%. При этом занимать большинство граждан (64,1%) предпочитают у друзей или родственников. То есть, социальные связи до сих пор доминируют в кредитном поведении россиян. Управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев отмечает, что, согласно данным опросов агентства, около 80% опрошенных предпринимателей МСБ предпочитает брать кредиты именно у близких. В этом смысле площадки p2p очень удобны, поскольку еще не особенно регулируются, и занять на них можно быстро, просто и без лишней бюрократии. При этом зачастую процентные ставки значительно ниже, чем у МФО.
«В этом сегменте отсутствует нормальная система оценки рисков, при этом некоторые площадки предоставляют займы по 15% годовых, что даже ниже, чем у банков. Это говорит о том, что, скорее всего, оценка происходит на уровне личных связей и знакомств. А значит, сомнительно, что услуга широко доступна для любого клиента,— размышляет Самиев.— Своего рода, это пока услуга „для своих”».
Действительно, есть проекты, которые завязаны на узкую социальную группу. Как рассказала генеральный директор онлайн-сервиса p2p-кредитования Fingooroo Ольга Святченко, например, у компании есть проект, где инвесторами и заемщиками являются члены одного коллектива, а работодатель обеспечивает гарантии по займу. «Это позволяет кредитоваться под довольно невысокий процент по сравнению с классическими НФО»,— подчеркивает госпожа Святченко.
Центробанк после мониторинга p2p-площадок пришел к выводу, что, хотя пока этот сегмент и не занимает существенной доли рынка, но находится в стадии активного становления и развития. И регулятор намерен мониторить этот рынок на постоянной основе, не исключает перехода к регулированию. С одной стороны, это сделает рынок более защищенным и обеспечит большее доверие граждан. С другой — сделает процесс выдачи менее гибким и простым.
Впрочем, гендиректор Fingooroo уверена в большом потенциале p2p-кредитования. По ее словам, в США, например, сейчас этот рынок занимает 0,25% от объемов банковского кредитования, но, как показывают исследования, уже в ближайшее десятилетие, могут достичь 10%.
Впрочем, в свое время такие же комментарии звучали и в отношении МФО, а сам по себе интерес регулятора говорит о том, что новый сегмент кредитования в России не только появился, но и закрепился достаточно для того, чтобы ЦБ начал задумываться о полноценном регулировании.В России же пока даже МФО не видят в p2p-площадках особого конкурента. Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов отмечает, что сейчас объем рынка p2p составляет не более 1% от рынка микрофинансирования, поэтому конкуренция пока не ощущается. Он вообще сомневается, что в России такая модель сможет показать рост такой, как, например, в США. «Основная причина — это низкая финансовая грамотность и слабый аппетит к риску инвестирования у подавляющей части населения страны»,— говорит Андрей Бахвалов.
С ним солидарен Павел Самиев, который считает, что пока эта модель больше основана на социальных связях. Это, по его мнению, не позволит составить полноценную конкуренцию. Директор СРО «МиР» Андрей Паранич обращает внимание на то, что активному развитию сегмента мешает неясный законодательный статус деятельности p2p-площадок и недостаточная информированность потенциальных инвесторов о возможностях этого инструмента. Впрочем, Андрей Паранич полагает, что существенного влияния на микрофинансовый рынок p2p не оказывает именно на данный момент. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления МФО «МигКредит» Динара Юнусова вообще сомневается, что площадки p2p составят в ближайшее время конкуренцию микрофинансовым организациям. Во-первых, подчеркивает она, у них недостаточно технологий и сервиса, чтобы соперничать по скорости рассмотрения кредитных заявок, мобильным технологичным решениям, географией своего присутствия. «Во-вторых, остро стоит вопрос фондирования: МФО располагают большими ресурсами»,— замечает Динара Юнусова.
Начать дискуссию