Экономика России

Интеграция года – новые этапы жизни ЕАЭС и БРИКС

Два крупнейших интеграционных геополитических проекта вырабатывают новые единые законы для дальнейшего сотрудничества.
Интеграция года – новые этапы жизни ЕАЭС и БРИКС
Фото Ольги Вирич, Кублог

Эти события, как уверены эксперты, могут изменить состояние мировой экономики и политики в целом. На фоне кризиса доверия к старым интеграционным проектам – например, Европейскому cоюзу, который уже заявил, что он не планирует далее расширяться, новые игроки выглядят свежо и привлекательно. То же самое можно сказать и о Банке БРИКС, особенно в ситуации, когда МВФ демонстрирует неспособность к реформированию, что вызывает недовольство со стороны стран с развивающейся экономикой. 

С 1 января 2015 года начал свою работу Евразийский экономический союз. ЕАЭС, ШОС и БРИКС стали практически сразу регулировать новые интеграционные процессы в меняющемся мире и укреплять свои позиции. При этом, как отмечают наблюдатели, новые объединения не собираются останавливаться на достигнутом – у них планов громадье. 

В 2016 году наиболее значимым нормативно-правовым актом, влияющим на инвестиционный климат мирового сообщества в целом, будет Таможенный кодекс ЕАЭС. На сегодняшний день этот важный для экономического развития стран – членов союза документ разработан и готов регламентировать таможенную деятельность, но юридической силы он пока не имеет. Документ создан на базе норм ныне функционирующего Таможенного кодекса Таможенного союза России. 

Другой важной инициативой является введение безвизового режима для туристических групп из стран – членов БРИКС. Казалось бы, не слишком значимое событие, но, как отметил президент России Владимир Путин (который, кстати, и выступил в роли автора этого предложения), опыт показывает, что либерализация визового режима всегда приводит не только к росту туристических потоков, но и к укреплению экономических и политических связей между странами. И, конечно, эта инициатива выглядит весьма символично на фоне прямо обратного процесса, идущего в ЕС: там, напротив, некоторые страны выражают готовность «заморозить» на время шенген, а некоторые даже перешли к практическим действиям в этом направлении.

На этом фоне нет ничего удивительного в том, что интерес к ЕАЭС как к новому и уже доказавшему свою жизнеспособность интеграционному проекту растет. Владимир Путин в одном из своих выступлений отметил, что около 40 стран готовы подписать соглашение о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Напомним, в 2015 году соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС подписал Вьетнам. В начале года к нему присоединились Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Заявки на присоединение подали Сирия и Азербайджан, и наблюдатели не исключают того, что положительное решение по их запросам может быть принято уже в этом году, особенно если к этому времени удастся урегулировать сирийский военный конфликт. 

Все происходящее вокруг ЕАЭС и БРИКС (для которого одним из главных событий уходящего года стал запуск собственного банка) говорит о том, что оба союза подтвердили на практике неплохие перспективы для дальнейшего своего развития. Эксперты считают, что их успех в немалой степени обусловлен тем, что создатели ЕАЭС и БРИКС учли ошибки, допущенные в процессе создания и развития другого широко известного интеграционного проекта – а именно Европейского союза. Речь не идет о том, чтобы над экономическим сотрудничеством возникла политическая надстройка: страны ЕАЭС и БРИКС вправе проводить внешнюю и внутреннюю политику по своему усмотрению, что стало особенно заметным в контексте санкционной войны, разгоревшейся между Россией и ЕС.

Государства, входящие в ЕАЭС и БРИКС, не стали вводить санкции против нашей страны, но и не стали вступать в конфронтацию с ЕС, и никто от них таких жертв во имя солидарности не требовал. 

Не меньший интерес у аналитиков вызывает дальнейшее поведение Банка БРИКС, который рассматривается как институт, со временем способный составить конкуренцию МВФ. К Международному валютному фонду и особенно к его действиям в греческом, аргентинском и украинском кейсах много вопросов. От Банка БРИКС ждут, с одной стороны, более взвешенной политики управления рисками, а с другой, меньшей политизированности при принятии решений. Собственно говоря, того же самого ждут и от ЕАЭС, и от БРИКС в целом.

Начать дискуссию