Банки

Банковские протеже: демпинг или конкуренция?

Увеличение объемов микрофинансового сектора на фоне кризиса, лояльное отношение регулятора к МФО и высокий уровень доходности привлекли внимание банков к микрофинансовому рынку.
Банковские протеже: демпинг или конкуренция?
Фото Михаила Чернова, Кублог

Увеличение объемов микрофинансового сектора на фоне кризиса, лояльное отношение регулятора к МФО и высокий уровень доходности привлекли внимание банков к микрофинансовому рынку. Портал Zaim.com выяснил мнение участников рынка и экспертов о деятельности банковских МФО и их перспективах на рынке микрокредитования.

Не стоит отрицать, что банковские МФО могут повлиять на рынок микрокредитования, однако их активность на данном рынке заметно снизилась после того, как регулятор стал более тщательно следить за их деятельностью. 

Некоторые МФО позитивно относятся к деятельности банковских «дочек», однако только в том случае, если они ведут честную конкурентную борьбу, а не занимаются обычным демпингом. В таком случае отношение может стать поводом для ревности.

По мнению генерального директора МФО «Фаст Финанс» Дмитрия Коршунова, банковские МФО не создают серьезной конкуренции на рынке. «Банковская деятельность и микрокредитование - это разные сферы, с различными подходами и методами работы. Видимо поэтому мы не наблюдаем банковские МФО в числе лидеров рынка. Ведь для успешной работы только капитала недостаточно», - добавил эксперт.

Президент СРО МФО «Единство» Павел Сигал отметил, что на рынке неизвестны примеры успешных и выросших до больших масштабов МФО, которые созданы при банках. По словам эксперта, микрофинансовая и банковская деятельность похожи только внешне, на самом деле это принципиально разные виды бизнеса.

«В качестве примера я привожу своим студентам ихтиозавра в доисторическом океане, который похож на дельфина, у него такое же обтекаемое тело, плавники, ласты, но, тем не менее, это динозавр, а дельфин – высшее млекопитающее. Банки можно сравнить с более древними образованиями и более консервативными, более сложными, чем современные, юркие, подвижные МФО,  - рассказал Павел Сигал. - Это, на мой взгляд, одна из причин, почему банковские МФО, у которых, казалось бы, должно быть неограниченное количество денег для выдачи займов, не становятся успешными. Им мешает то, что банковские работники, которые приходят работать в эти МФО, пытаются внедрить туда банковские технологии, что для практической работы является вредным и мешает их развитию».

Генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов отмечает, что появление микрокредитных компаний, аффилированных с банками, должно увеличить доверие к рынку со стороны клиентов, которое до сих пор находится на низком уровне.

Демпинг ставок или недочет в расчетах

Существует мнение, что банковские МФО создают на рынке нечестную конкуренцию ввиду занижения процентных ставок. Однако директор СРО «МиР» Андрей Паранич заметил, что банковские МФО чаще всего работают в сегменте POS-займов, где процентные ставки традиционно ниже, чем ставки нецелевых потребительских займов, поскольку данный продукт, вне зависимости от того, какая МФО его предлагает – входящая в банковскую группу или нет, имеет более низкие риски.

На данный момент POS-займы и нецелевые потребительские займы попадают в одну категорию для расчета полной стоимости займа, что не позволяет реально оценить рыночные условия выдачи каждого вида займов.

Для решения этой проблемы участники микрофинансового рынка предложили выделить POS-займы в отдельную строку таблицы ПСК. Предложение предварительно одобрено регулятором, соответствующее указание Банка России уже разработано и ждет согласования.

Принятие этого документа позволит разделить ставки по разным продуктам, тогда ставки по POS-займам, выдаваемым в том числе и МФО, входящими в банковские группы, перестанут оказывать влияние на рынок потребительских микрозаймов в целом.

Взгляд на рынок со стороны

Некоторые эксперты склоняются к тому, что банковские МФО создают на рынке микрокредитования нечестную конкуренцию, так как имеют доступ к более дешевому фондированию.

“МФО не связаны с банками - они связаны с топ-менеджментом банков, которые глядя на высокодоходный бизнес и имея доступ к недорогим денежным ресурсам, а также обладая собственными денежными накоплениями, стали открывать свои МФО”, - заметил председатель отраслевого отделения защиты прав кредиторов общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Федeров. 

Причем некоторые руководители банков, утративших лицензии в 2014, 2015 году, также пришли в микрокредитование. Таким менеджерам, по мнению Федерова, в совокупности принадлежит не более четверти рынка микрокредитования, однако они контролируют лидеров.

Однако по мнению аналитика Группы компаний «ФИНАМ» Зварич Богдана, пока говорить о серьезном развитии МФО, связанных с банковским сектором, не приходится, и реальную конкуренцию для других МФО они пока составить не смогут.

По мнению эксперта, МФО, связанные с банками, вряд ли будут проводить процентный демпинг – ставки по их кредитам, скорее всего, будут в рамках рынка. «При этом пробиться на столь насыщенный рынок, создавая компанию с нуля, сейчас достаточно сложно. Учитывая же риски, которые берут на себя подобные организации, рост просрочек физических лиц и строгий надзор со стороны ЦБ, банки, на мой взгляд, будут сдерживать свою активность на этом рынке», - считает Богдан Зварич.

Комментарии

1
  • Борис Мальцев
    Некоторые эксперты склоняются к тому, что банковские МФО создают на рынке микрокредитования нечестную конкуренцию, так как имеют доступ к более дешевому фондированию.

    МФО победит банки? :)