В начале февраля на горнолыжном курорте Шерегеш (Кемеровская область) состоялась первая закрытая конференция eCommerce Weekend. Федор Вирин, глава компании Data Insight, поделился результатами, как отрасль закончила 2015 год. Несмотря на все «но» данные выглядят оптимистично – рынок показывает рост на16%, хотя с поправкой на инфляцию — всего 3%. По итогам 2015 года объем внутрироссийского рынка онлайн-продаж составил 650 млрд рублей, а сумма среднего чека увеличилась на 8% [1].
ifactoring.ru решил выяснить, какие инструменты кроме закупочного факторинга доступны он-лайн ритейлерам (надо сказать, что продукты закупочного факторинга доступны только гигантам этой индустрии в виду жесткого требования Факторов к объему выручки в месяц – входной порог составляет не менее 50 млн. рублей). И в недрах всемирной паутины обнаружили новую фишку – «факторинг для интернет-магазинов».
Самая суть факторинга
Давайте разберемся, можно ли вообще говорить о факторинге в контексте интернет-магазинов. Википедия говорит вот что (а мы обращаемся к ней, что чтобы избежать дискуссий и споров между профессионалами рынка):
Факто́ринг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
Одно из основных условий работы по факторингу - это наличие отсрочки платежа для своих покупателей (мы опустим регулярность поставок и определенный пул дебиторов). Теперь разберемся, есть ли отсрочка платежа у интернет-магазина. По большому счету у покупателя есть 2 варианта оплаты понравившегося товара: оплатить до получения товара (картой на сайте, через электронный кошелек или банковский перевод) или же оплатить при получении товара (в пункте выдачи, оплатить курьеру или же осуществить наложенный платеж). Очевидно, что первый случай больше похож на предоплату, то есть отсрочку надо искать во втором. Чтобы вновь не быть голословными, снова обратимся к «источнику знаний» Википедии:
Отсро́чка платежа́ — способ погашения задолженности, при котором её внесение в полной сумме переносится на срок более поздний, чем это предусмотрено договором.
Задолженность (в данном случае дебиторская) возникает после перехода права собственности от поставщика товара к покупателю. Получается, что для того, чтобы определить есть ли отсрочка платежа или нет, нам надо сопоставить момент реализации товара (момент перехода права собственности на товар) и момент оплаты этого товара покупателем:
- В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ дата реализации определяется как момент перехода права на товар. [2]
- Пунктом 1 ст. 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
- Согласно п. 2 ст. 224 ГК РФ вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Получается, что оплата производится практически одновременно с переходом права собственности, и никакой отсрочки платежа нет и быть не может.
Найдите 10 отличий
Тем не менее, следует признать, что у интернет-магазинов возникают кассовые разрывы. Особенно если их покупатели «разбросаны» по территории нашей огромной страны и даже за ее пределами – все-таки доставка занимает определенное время, да и зачисление денег на счет интернет-магазина происходит тоже не мгновенно. Все это время у продавца нет ни денег, ни товара (похоже на ситуацию с факторингом, не правда ли?), при этом еще и нет уверенности, что товар будет реализован и оплачен, т.к. в соответствии с правилами дистанционной торговли покупатель может отказаться от покупки (или ее части) в любой момент до ее передачи (читай до факта оплаты) [3].
А раз есть кассовый разрыв, значит может быть и потребность в финансировании. А раз есть потребность, значит найдутся те, кто эту потребность сможет решить! Bingo!
Итак, посмотрим, как же это все работает:
Итак, получив и обработав заказы, интернет-магазин их аккуратно формирует, упаковывает, тщательно подписывает и передает в службу доставки (1). Одновременно информация о переданных товаров поступает в компанию, предоставляющую финансирование (чаще всего информация подгружается автоматически благодаря автоматизации процессов), на основании которой определяется и устанавливается лимит финансирования (2). Если магазину необходимы денежные средства для пополнения оборотных средств, то он получает финансирование в рамках установленного лимита (3). В это время служба доставки занимается своим делом – везет товар покупателям. При доставке товара (4) курьер получает деньги (не важно, наличными производится оплата, или же банковской картой через мобильный POS – терминал). Т.о. служба доставки выполняет функция сбора и аккумулирования платежей покупателей за товар из вашего интернет-магазина (5). Собранные денежные средства перечисляются в компанию – займодавцу (6), которая уже в случае финансирования (см. шаг 2) переводит остаточный платеж (за вычетом суммы первоначального финансирования и комиссии) на счет интернет-магазина (7).
Ничего не напоминает?
Кто ж такие птички (с)
Еще один немаловажный вопрос – кто предоставляет такую услугу и на каких условиях? Мы взяли 4 компании [4], которые удалось найти в интернете при беглом просмотре, и сравнили их услуги, в том числе договорную конструкцию (по крайней мере мы постарались).
Если честно, то при всей привлекательности услуги, очень сильно смущает одно - это обычные займы, выдаваемые юридическими лицами с минимальным уставным капиталом. Проверка этих компаний по реквизитам в различных базах (например, СПАРК) также не дает никакой существенной информации, позволяющей сделать выводы о качестве «заимодателя». При этом заметьте, что именно это ООО (которое в любой момент может исчезнуть) является получателем наложенных платежей от клиентов интернет-магазинов. И вроде бы все по закону (юридические лица могут предоставлять займы без банковской лицензии [6], но как-то сильно похоже на кредиты до зарплаты, которые выдаются на каждой остановке общественного транспорта. Даже названия некоторые похожи.
В сухом остатке
И все-таки, нельзя не признать, что определенное сходство с тем, что мы привыкли называть факторингом, несомненно есть. Давайте сравним классический факторинг (для чистоты эксперимента) и рассматриваемую услугу для интернет-магазина (больше всего пока нам нравится определения одного из пионеров на этом рынке – ускоренные перечисления наложенных платежей).
Как бы там ни было, отрадно видеть, что на рынке появляются услуги и предложения, которые могут удовлетворять различные потребности разных бизнесов. На наш взгляд, здорово, что интернет-магазины теперь тоже имеют возможность сокращать свои кассовые разрывы и увеличивать обороты, получив доступ к новому источнику финансирования. Что еще более приятно, так это то, что такая услуга доступна не только гигантам и лидерам рынка электронной торговли, но и практически любому интернет-магазину – входные требования практически отсутствуют. Правда, есть небольшое пожелание – не называйте эту услугу факторингом
________________________________________
[1] Источник: http://www.datainsight.ru/ecommerce2015-cmonday
[2] Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
[3] Правила продажи товаров дистанционным способом. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (ред. 04.10.2012).
[4] Изначально компаний было 5, но в процессе написания материала от компании www.lendo.ru был получен ответ «Добрый день. Работа сервиса приостановлена на неопределенный срок»
[5] Источник: СПАРК.ИНТЕРФАКС
[6] В соответствии с письмом Минфина России от 01.06.2010 № 03-11-10/67, операция по предоставлению займов не отнесена к банковским операциям. Предоставление займов регламентируются гл. 42 ГК РФ.
Начать дискуссию