Банки

Благотворительность банков в 2015 году

В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2015 год в сопоставлении с данными 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Банка России.
Благотворительность банков в 2015 году
Фото Артема Киреева, Кублог

В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2015 год в сопоставлении с данными 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Банка России.

Российские и дочки иностранных банков, действующих в России, по-прежнему предоставляют отчеты ЦБ, и эти данные открыты.

Однако нужно иметь в виду, что не все расходы на благотворительность в принципе могут быть представлены в отчетах. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда работников этих фондов и компенсации их расходов могут не выноситься в статью «Благотворительность». А в международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда, расположенного в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ.

Но и не все расходы по данной строке отчетности являются затратами на благотворительность. Туда часто включаются также «иные аналогичные расходы», например расходы, связанные с имиджем банка, содержанием социальной инфраструктуры или внутригрупповые операции (финансовая помощь дочерним структурам и т. п.).

Несмотря на зафиксированный рост благотворительных трат в отчетности банков за 2015 г., реальная картина, основанная на динамике показателей за два года, свидетельствует скорее о снижении уровня расходов на благотворительность.

В 2015 году 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, по отчетности, представленной ЦБ РФ, на благотворительность суммарно было потрачено 27 338 865 000 рублей. Это более чем в два раза больше, чем в 2014 году, — тогда расходы составляли почти 12,12 трлн рублей, — и более чем в четыре раза больше, чем в 2011 году. Эти цифры входят в противоречие с другими показателями деятельности российских банков, и мы подробно обсудим полученный результат ниже.

По данным той же отчетности, суммарная прибыль банков в 2015 году уменьшилась. Соответственно, процент благотворительных трат в отношении к прибыли вырос более чем в два раза, разброс по этому показателю стал еще больше, чем в 2014 году.

При этом большое количество банков занималось благотворительностью, несмотря на то, что у них в прошлом вообще не было прибыли. Экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 г. — 7 банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность.

В лидерской десятке по абсолютным величинам благотворительных трат три «миллиардера» (суммы больше миллиарда рублей), один «полумиллиардер» (сумма порядка полмиллиарда рублей и больше) и пять «стомиллионников» (сумма более 100млн рублей, см. табл. 1).

Таблица 1. Лидерская десятка по расходам на благотворительность

№ п/п Название банка
2015 год
2014 год
Расходы на благотво-рительность, тыс. руб Прибыль, тыс. руб % от прибыли Расходы на благотво-рительность, тыс. руб Прибыль, тыс. руб % от прибыли

1

ВТБ

17 283 454

48 580 668

35,58

1 138 877

20 007 291

5,69

2

Сбербанк России

3 496 456

236 256 123

1,48

2 447 124

305 703 229

0,8

3

Банк Москвы

2 058 178

0

 

4 497 840

1 243 215

361,79

4

Газпромбанк

1 776 383

0

 

1 161 506

18 283 177

6,35

5

Альфа-Банк

529 280

49 591 411

1,07

678 189

48 823 474

1,39

6

ФК «Открытие»

289 423

2 282 487

12,68

321 186

14 584 843

2,2

7

ВТБ24

283 451

461 159

61,46

249 588

31 534 739

0,79

8

Ханты-Мансийский банк «Открытие»

183 941

0

 

151 282

932 514

16,22

9

«Пересвет»

180 394

2 479 019

7,28

     

10

Промсвязьбанк

155 191

10 956 121

1,42

97 489

163 941

59,47

Немного отстают от лидерской десятки Росбанк (140 108 000 рублей) и Русский Стандарт (98 814 000 рублей), основная же группа банков расходует на благотворительность от 50 до 10 миллионов рублей.

Несколько банков потратили на благотворительность менее 1 миллиона рублей — это МТС Банк (548 тысяч рублей), Восточный Экспресс Банк (207 тысяч рублей) и Рост Банк (201 тысяча рублей). А замыкают таблицу Национальный Клиринговый Центр, Национальный банк «Траст» и банк «Глобэкс», которые официально потратили на благотворительность 0 рублей (см. Приложение 2).

По данным Центробанка, в 2015 г. рекордную сумму на благотворительность потратил банк ВТБ — 17 283 454 тысячи рублей. За все три года исследования такого порядка трат не было ни у одного банка, и мы обратились за комментариями в ВТБ.

Как выяснилось, в отчетность ЦБ попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. Пресс-служба банка дала следующий комментарий: «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 г. включает все расходы Группы ВТБ за 2014 г. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 г. — именно тогда произошло фактическое списание средств. По МСФО эти расходы были отражены в 2014 г., поскольку именно тогда возникли договорные обязательства по благотворительным проектам. По итогам 9 месяцев 2015 г. расходы на благотворительность Группы ВТБ по МСФО составили 2,7 миллиарда рублей». Сколько было потрачено на благотворительность в 2015 г. именно банком ВТБ, в пресс-службе сообщить отказались.

Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 г. будет совсем иной.

Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 45 банков, принимающих участие в исследовании 2 года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году. Прибыль сократилась у 25 из 45 банков, у 5 ее нет уже второй год.

По показателю процентного отношения благотворительных затрат к прибыли лидерская десятка выглядит несколько иначе (см. таб. 2).

Таблица 2. Лидерская десятка по процентам от прибыли

№ п/п Название банка
2015 г.
2014 г.
Расходы на благотво-рительность, тыс руб Прибыль, тыс. руб % от прибыли Расходы на благотво-рительность, тыс. руб Прибыль, тыс. руб % от прибыли

1

Росбанк

140 108

3572

3922,4

28 734

9 658 208

0,3

2

ВТБ24

283 451

461 159

61,46

249 588

31 534 739

0,79

3

ВТБ

17 283 454

48 580 668

35,58

1 138 877

20 007 291

5,69

4

ФК Открытие

289 423

2 282 487

12,68

321 186

14 584 843

2,2

5

Пересвет

180 394

2 479 019

7,28

     

6

Уральский банк реконструкции и развития

76 447

2 228 104

3,43

76 370

1 898 754

4,02

7

Новикомбанк

73 799

2 571 912

2,87

58 295

1 192 636

4,89

8

Россия (Санкт-Петербург)

73 572

3 196 238

2,3

122 658

10 087 888

1,22

9

Транскапиталбанк

9447

599 501

1,58

6074

2 895 372

0,21

10

Сбербанк России

3 496 456

236 256 123

1,48

2 447 124

305 703 229

0,8

Абсолютный лидер — Росбанк, потративший на благотворительность 3922,4% от прибыли. У банка в прошлом произошли значительное снижение прибыли и, одновременно, - рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, порядок этого роста не настолько велик: «Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность, которые были отражены в статье 20150312, связаны с технической корректировкой. Порядка 100 млн руб., отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, — в результате нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов».

ВТБ24 потратил на благотворительность 61,46 % от прибыли. В пресс-службе банка нам сообщили: «Расходы на благотворительность в 2015 году практически не изменились. При этом следует отметить, что в этой статье отражаются не только благотворительная и спонсорская помощь внешним организациям, но и поддержка сотрудников банка (материальная помощь при рождении ребенка, помощь при утрате близкого человека, помощь на лечение, компенсации в случае чрезвычайных ситуаций и т.д.). Привязка расходов на благотворительность к прибыли банка по РСБУ некорректна. При составлении бизнес-плана на год ВТБ24 ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности. Финансовый результат банка за 2015 год по МСФО был существенно выше, чем по РСБУ».

Достаточно большой процент трат у ФК «Открытие» — 12,68%. Комментариев представителей корпорации на это счет нам получить не удалось. Расходы четырех банков расположены в диапазоне от 2% до 8%: банк «Пересвет» (7,28%), Уральский банк реконструкции и развития (3,43%), Новикомбанк (2,87%) и банк «Россия» (2,3%).

Поскольку у 20 из 50 банков, участвующих в исследовании, в 2015 году не было прибыли, то рассчитать процент их благотворительных трат от прибыли не представляется возможным.

Тенденция сохранять благотворительные траты, несмотря на отсутствие прибыли, проявилась в прошлом году. В тот момент такая ситуация была у семи банков. Тогда мы трактовали это следующим образом: у многих банков благотворительный бюджет на следующий год формируется исходя из бюджета прошлого года, а также с опорой на запасы неизрасходованной прибыли нескольких прошлых лет.

В 2015 году количество банков, не получивших прибыли и сохраняющих благотворительные расходы, выросло. Некоторые банки при отсутствии прибыли продолжают заниматься благотворительностью уже второй год подряд. О том, как это возможно, рассказал Роман Кенигсберг, руководитель практики, консультант ФБК Grant Thornton: «То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота. Например, в 2014 году рост показателя благотворительности был связан в основном с оборотом по карточным продуктам. Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании. Я думаю, у каждой организации, показавшей благотворительные расходы при отсутствии прибыли, может быть своя причина. Относительный рост расходов может быть связан, например, с эффектом низкой базы: возможно, за предыдущий период расходы были слишком низкие».

Еще один комментарий мы получили от банковского эксперта, пожелавшего остаться анонимным: «Благотворительность, которая существует в РФ, в особенности у банков, специфическая. Если вы хотите войти в тот или иной регион, добиться того или иного проекта на данной муниципальной территории, вы должны сделать такой-то благотворительный взнос. Это красиво называется Корпоративной социальной ответственностью, хотя к реальности, которую мы знаем по Западу, это никакого отношения не имеет. Это часть GR. Это единственная причина, почему благотворительность не уменьшается в объемах, несмотря на отсутствие прибыли».

Приходится констатировать, что с каждым годом данные отчетности ЦБ РФ требуют все более детальной интерпретации. В 2011 году только у трех банков процент от прибыли составлял порядка 20 % и более: Уралсиба (26,94%), Ханты-Мансийского банка «Открытие» (23,58%) и Московского индустриального банка (18,49%), и эксперты комментировали эти показатели как очень высокие. В 2014 г. появилась цифра в 361,79% у Банка Москвы и семи банков, имеющих благотворительные траты без прибыли. В 2015 году результаты стали еще более необычными: 3922,4% от прибыли у Росбанка, 17 млрд руб. на благотворительность у ВТБ, 19 банков, осуществляющих благотворительные траты без прибыли.

Таким образом, из исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Детальный анализ расходов банков на благотворительность, основанный на динамике показателей за два года, свидетельствует о снижении их реального уровня.
  2. Финансовая норма участия не сформирована, разброс благотворительных затрат в отношении к прибыли по сектору очень значителен.
  3. Лидеры благотворительности в абсолютном денежном выражении далеко не всегда отчисляют на благотворительные расходы самый высокий процент от прибыли.
  4. Реалистично ожидать, что в недалеком будущем объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться, поскольку деньги, указанные в отчетах, преимущественно выделялись из прибыли прошлых лет, а теперь этих резервов станет меньше.
  5. Преимущества публичной прозрачной отчетности, которые отличали банковский сектор, утрачиваются. Отражение расходов на благотворительность в их отчетности становится столь же запутанной, как, например, у сырьевых и энергетических компаний, и требует всё более тщательной и детальной интерпретации. В ситуации, когда от банков проблематично получить внятные комментарии, мы можем только предполагать, какая именно часть указанных в отчетах трат реально имеет отношение к благотворительности.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

В 2016 году фонд CAF Россия провел третье исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор благотворительности банковского сектора был опубликован в 2012 году. Тогда исследовались объемы благотворительности ведущих банков России, тенденции их благотворительной деятельности, особенности благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR-, GR- и HR-эффекты). В 2015 году была осуществлена только количественная часть исследования. В исследовании 2016 года, как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков.

Комментарии

1
  • Leonova2023

    У дамы такое декольте))