В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2015 год в сопоставлении с данными 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Банка России.
Российские и дочки иностранных банков, действующих в России, по-прежнему предоставляют отчеты ЦБ, и эти данные открыты.
Однако нужно иметь в виду, что не все расходы на благотворительность в принципе могут быть представлены в отчетах. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда работников этих фондов и компенсации их расходов могут не выноситься в статью «Благотворительность». А в международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда, расположенного в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ.
Но и не все расходы по данной строке отчетности являются затратами на благотворительность. Туда часто включаются также «иные аналогичные расходы», например расходы, связанные с имиджем банка, содержанием социальной инфраструктуры или внутригрупповые операции (финансовая помощь дочерним структурам и т. п.).
Несмотря на зафиксированный рост благотворительных трат в отчетности банков за 2015 г., реальная картина, основанная на динамике показателей за два года, свидетельствует скорее о снижении уровня расходов на благотворительность.
В 2015 году 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, по отчетности, представленной ЦБ РФ, на благотворительность суммарно было потрачено 27 338 865 000 рублей. Это более чем в два раза больше, чем в 2014 году, — тогда расходы составляли почти 12,12 трлн рублей, — и более чем в четыре раза больше, чем в 2011 году. Эти цифры входят в противоречие с другими показателями деятельности российских банков, и мы подробно обсудим полученный результат ниже.
По данным той же отчетности, суммарная прибыль банков в 2015 году уменьшилась. Соответственно, процент благотворительных трат в отношении к прибыли вырос более чем в два раза, разброс по этому показателю стал еще больше, чем в 2014 году.
При этом большое количество банков занималось благотворительностью, несмотря на то, что у них в прошлом вообще не было прибыли. Экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 г. — 7 банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность.
В лидерской десятке по абсолютным величинам благотворительных трат три «миллиардера» (суммы больше миллиарда рублей), один «полумиллиардер» (сумма порядка полмиллиарда рублей и больше) и пять «стомиллионников» (сумма более 100млн рублей, см. табл. 1).
Таблица 1. Лидерская десятка по расходам на благотворительность
№ п/п | Название банка |
|
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Расходы на благотво-рительность, тыс. руб | Прибыль, тыс. руб | % от прибыли | Расходы на благотво-рительность, тыс. руб | Прибыль, тыс. руб | % от прибыли | ||
1 |
ВТБ |
17 283 454 |
48 580 668 |
35,58 |
1 138 877 |
20 007 291 |
5,69 |
2 |
Сбербанк России |
3 496 456 |
236 256 123 |
1,48 |
2 447 124 |
305 703 229 |
0,8 |
3 |
Банк Москвы |
2 058 178 |
0 |
4 497 840 |
1 243 215 |
361,79 |
|
4 |
Газпромбанк |
1 776 383 |
0 |
1 161 506 |
18 283 177 |
6,35 |
|
5 |
Альфа-Банк |
529 280 |
49 591 411 |
1,07 |
678 189 |
48 823 474 |
1,39 |
6 |
ФК «Открытие» |
289 423 |
2 282 487 |
12,68 |
321 186 |
14 584 843 |
2,2 |
7 |
ВТБ24 |
283 451 |
461 159 |
61,46 |
249 588 |
31 534 739 |
0,79 |
8 |
Ханты-Мансийский банк «Открытие» |
183 941 |
0 |
151 282 |
932 514 |
16,22 |
|
9 |
«Пересвет» |
180 394 |
2 479 019 |
7,28 |
|||
10 |
Промсвязьбанк |
155 191 |
10 956 121 |
1,42 |
97 489 |
163 941 |
59,47 |
Немного отстают от лидерской десятки Росбанк (140 108 000 рублей) и Русский Стандарт (98 814 000 рублей), основная же группа банков расходует на благотворительность от 50 до 10 миллионов рублей.
Несколько банков потратили на благотворительность менее 1 миллиона рублей — это МТС Банк (548 тысяч рублей), Восточный Экспресс Банк (207 тысяч рублей) и Рост Банк (201 тысяча рублей). А замыкают таблицу Национальный Клиринговый Центр, Национальный банк «Траст» и банк «Глобэкс», которые официально потратили на благотворительность 0 рублей (см. Приложение 2).
По данным Центробанка, в 2015 г. рекордную сумму на благотворительность потратил банк ВТБ — 17 283 454 тысячи рублей. За все три года исследования такого порядка трат не было ни у одного банка, и мы обратились за комментариями в ВТБ.
Как выяснилось, в отчетность ЦБ попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. Пресс-служба банка дала следующий комментарий: «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 г. включает все расходы Группы ВТБ за 2014 г. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 г. — именно тогда произошло фактическое списание средств. По МСФО эти расходы были отражены в 2014 г., поскольку именно тогда возникли договорные обязательства по благотворительным проектам. По итогам 9 месяцев 2015 г. расходы на благотворительность Группы ВТБ по МСФО составили 2,7 миллиарда рублей». Сколько было потрачено на благотворительность в 2015 г. именно банком ВТБ, в пресс-службе сообщить отказались.
Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 г. будет совсем иной.
Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 45 банков, принимающих участие в исследовании 2 года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году. Прибыль сократилась у 25 из 45 банков, у 5 ее нет уже второй год.
По показателю процентного отношения благотворительных затрат к прибыли лидерская десятка выглядит несколько иначе (см. таб. 2).
Таблица 2. Лидерская десятка по процентам от прибыли
№ п/п | Название банка |
|
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Расходы на благотво-рительность, тыс руб | Прибыль, тыс. руб | % от прибыли | Расходы на благотво-рительность, тыс. руб | Прибыль, тыс. руб | % от прибыли | ||
1 |
Росбанк |
140 108 |
3572 |
3922,4 |
28 734 |
9 658 208 |
0,3 |
2 |
ВТБ24 |
283 451 |
461 159 |
61,46 |
249 588 |
31 534 739 |
0,79 |
3 |
ВТБ |
17 283 454 |
48 580 668 |
35,58 |
1 138 877 |
20 007 291 |
5,69 |
4 |
ФК Открытие |
289 423 |
2 282 487 |
12,68 |
321 186 |
14 584 843 |
2,2 |
5 |
Пересвет |
180 394 |
2 479 019 |
7,28 |
|||
6 |
Уральский банк реконструкции и развития |
76 447 |
2 228 104 |
3,43 |
76 370 |
1 898 754 |
4,02 |
7 |
Новикомбанк |
73 799 |
2 571 912 |
2,87 |
58 295 |
1 192 636 |
4,89 |
8 |
Россия (Санкт-Петербург) |
73 572 |
3 196 238 |
2,3 |
122 658 |
10 087 888 |
1,22 |
9 |
Транскапиталбанк |
9447 |
599 501 |
1,58 |
6074 |
2 895 372 |
0,21 |
10 |
Сбербанк России |
3 496 456 |
236 256 123 |
1,48 |
2 447 124 |
305 703 229 |
0,8 |
Абсолютный лидер — Росбанк, потративший на благотворительность 3922,4% от прибыли. У банка в прошлом произошли значительное снижение прибыли и, одновременно, - рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, порядок этого роста не настолько велик: «Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность, которые были отражены в статье 20150312, связаны с технической корректировкой. Порядка 100 млн руб., отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, — в результате нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов».
ВТБ24 потратил на благотворительность 61,46 % от прибыли. В пресс-службе банка нам сообщили: «Расходы на благотворительность в 2015 году практически не изменились. При этом следует отметить, что в этой статье отражаются не только благотворительная и спонсорская помощь внешним организациям, но и поддержка сотрудников банка (материальная помощь при рождении ребенка, помощь при утрате близкого человека, помощь на лечение, компенсации в случае чрезвычайных ситуаций и т.д.). Привязка расходов на благотворительность к прибыли банка по РСБУ некорректна. При составлении бизнес-плана на год ВТБ24 ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности. Финансовый результат банка за 2015 год по МСФО был существенно выше, чем по РСБУ».
Достаточно большой процент трат у ФК «Открытие» — 12,68%. Комментариев представителей корпорации на это счет нам получить не удалось. Расходы четырех банков расположены в диапазоне от 2% до 8%: банк «Пересвет» (7,28%), Уральский банк реконструкции и развития (3,43%), Новикомбанк (2,87%) и банк «Россия» (2,3%).
Поскольку у 20 из 50 банков, участвующих в исследовании, в 2015 году не было прибыли, то рассчитать процент их благотворительных трат от прибыли не представляется возможным.
Тенденция сохранять благотворительные траты, несмотря на отсутствие прибыли, проявилась в прошлом году. В тот момент такая ситуация была у семи банков. Тогда мы трактовали это следующим образом: у многих банков благотворительный бюджет на следующий год формируется исходя из бюджета прошлого года, а также с опорой на запасы неизрасходованной прибыли нескольких прошлых лет.
В 2015 году количество банков, не получивших прибыли и сохраняющих благотворительные расходы, выросло. Некоторые банки при отсутствии прибыли продолжают заниматься благотворительностью уже второй год подряд. О том, как это возможно, рассказал Роман Кенигсберг, руководитель практики, консультант ФБК Grant Thornton: «То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота. Например, в 2014 году рост показателя благотворительности был связан в основном с оборотом по карточным продуктам. Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании. Я думаю, у каждой организации, показавшей благотворительные расходы при отсутствии прибыли, может быть своя причина. Относительный рост расходов может быть связан, например, с эффектом низкой базы: возможно, за предыдущий период расходы были слишком низкие».
Еще один комментарий мы получили от банковского эксперта, пожелавшего остаться анонимным: «Благотворительность, которая существует в РФ, в особенности у банков, специфическая. Если вы хотите войти в тот или иной регион, добиться того или иного проекта на данной муниципальной территории, вы должны сделать такой-то благотворительный взнос. Это красиво называется Корпоративной социальной ответственностью, хотя к реальности, которую мы знаем по Западу, это никакого отношения не имеет. Это часть GR. Это единственная причина, почему благотворительность не уменьшается в объемах, несмотря на отсутствие прибыли».
Приходится констатировать, что с каждым годом данные отчетности ЦБ РФ требуют все более детальной интерпретации. В 2011 году только у трех банков процент от прибыли составлял порядка 20 % и более: Уралсиба (26,94%), Ханты-Мансийского банка «Открытие» (23,58%) и Московского индустриального банка (18,49%), и эксперты комментировали эти показатели как очень высокие. В 2014 г. появилась цифра в 361,79% у Банка Москвы и семи банков, имеющих благотворительные траты без прибыли. В 2015 году результаты стали еще более необычными: 3922,4% от прибыли у Росбанка, 17 млрд руб. на благотворительность у ВТБ, 19 банков, осуществляющих благотворительные траты без прибыли.
Таким образом, из исследования можно сделать следующие выводы:
- Детальный анализ расходов банков на благотворительность, основанный на динамике показателей за два года, свидетельствует о снижении их реального уровня.
- Финансовая норма участия не сформирована, разброс благотворительных затрат в отношении к прибыли по сектору очень значителен.
- Лидеры благотворительности в абсолютном денежном выражении далеко не всегда отчисляют на благотворительные расходы самый высокий процент от прибыли.
- Реалистично ожидать, что в недалеком будущем объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться, поскольку деньги, указанные в отчетах, преимущественно выделялись из прибыли прошлых лет, а теперь этих резервов станет меньше.
- Преимущества публичной прозрачной отчетности, которые отличали банковский сектор, утрачиваются. Отражение расходов на благотворительность в их отчетности становится столь же запутанной, как, например, у сырьевых и энергетических компаний, и требует всё более тщательной и детальной интерпретации. В ситуации, когда от банков проблематично получить внятные комментарии, мы можем только предполагать, какая именно часть указанных в отчетах трат реально имеет отношение к благотворительности.
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
В 2016 году фонд CAF Россия провел третье исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор благотворительности банковского сектора был опубликован в 2012 году. Тогда исследовались объемы благотворительности ведущих банков России, тенденции их благотворительной деятельности, особенности благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR-, GR- и HR-эффекты). В 2015 году была осуществлена только количественная часть исследования. В исследовании 2016 года, как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков.
Комментарии
1У дамы такое декольте))