Кредитование

Рынок разноплановых тенденций

Наиболее острая фаза кризиса для розничного банковского кредитования, по мнению экспертов, позади. Однако банки пока не спешат существенно наращивать объемы выдаваемых клиентам кредитов.
Рынок разноплановых тенденций
Фото Михаила Чернова, Кублог

В том, что банки в докризисный период активно развивали розничное кредитование, нет ничего удивительного. Подобная тенденция объясняется довольно просто: многие финансово-кредитные организации зарабатывают на обслуживании физических лиц, а розничное кредитование традиционно считается одним из самых высокомаржинальных направлений бизнеса. Кризис обычно вносит свои коррективы в этот подход: с одной стороны, участники рынка стремятся сохранить свои доли на рынке, а с другой, они начинают более взвешенно оценивать риски и тщательнее проверять потенциальных заемщиков на предмет платежеспособности и ответственности.

Обжегшись на молоке…

Было бы несправедливым утверждать, что банки стали осторожнее действовать на рынке розничного кредитования только потому, что регулятор уже несколько лет подряд – фактически после кризиса 2008 года – внимательно отслеживает развитие ситуации в этом сегменте. Финансово-кредитные организации, как признают эксперты, и сами ужесточили контроль за действующими клиентами и требования к потенциальным заемщикам. В целом, на рынке действует принцип «лучше меньше, да лучше»: целесообразнее предоставить меньше кредитов при условии, что они будут качественными, чем кредитовать всех без разбору и столкнуться впоследствии с проблемой «плохих» долгов. 

«Говорить о том, что кризис закончился и наступил посткризисный период, как нам кажется, пока еще преждевременно. Со стопроцентной уверенностью прогнозировать, что будет завтра, очень сложно. В период, непростой для всех и для банковской системы в частности, финансово-кредитные организации вынужденно стали более избирательными и тщательными в подходах к кредитованию. При текущей конъюнктуре рынка основной упор делается на развитие программ кредитования, ориентированных на проверенных временем клиентов: людей с положительной кредитной историей и сотрудников зарплатных проектов», – поясняет заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка Игорь Зильберблюм.

«Сами банки, стремясь поддержать качество своих портфелей, нацелены на выдачу кредитов только первоклассным заемщикам. При получении любого кредита в первую очередь будет оцениваться  кредитная история, платежеспособность, совокупная кредитная нагрузка во всех банках, частота обращений за кредитами и ряд других параметров. На фоне роста просроченной задолженности в целом по банковской системе  все банки предъявляют довольно жесткие  требования к потенциальным заемщикам, и я не думаю, что они в обозримом будущем пойдут на смягчение этих критериев отбора. Лучшим клиентом можно назвать того, кто отличается хорошей платежной дисциплиной, низким уровнем кредитной нагрузки и кто не очень часто обращается за кредитами», – указывает, со своей стороны, аналитик Банка Хоум Кредит Станислав Дужинский.

«Кредитная история и тщательная проверка документов очень важны для банка-кредитора. Если раньше риски невозврата можно было заложить в ставку, сделав ее выше, то сейчас поднимать просто некуда, она и так высока. Остается внимательнее читать документы потенциального заемщика и изучать его предыдущие кредитные линии. При этом процент отказов по кредитам по сравнению с весной 2015 года стал ниже. Банки вынуждены идти на определенный риск, чтобы развивать кредитное направление и зарабатывать», – говорит, со своей стороны, старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Банки практически перестали кредитовать клиентов «с улицы», то есть новых клиентов: они предлагают им займы под запретительные ставки. Сегодня шанс получить кредит есть только у заемщика с положительной кредитной историей. При этом банк может повысить одобренную сумму кредита надежным заемщикам, поскольку оценивает риски по этим заемщикам как низкие. Еще одна ключевая причина заключается в том, что многие особенно крупные банки стараются консолидировать несколько кредитов своих заемщиков в один, например путем выдачи одного большого кредита с длинным сроком погашения, которым можно «закрыть» несколько текущих кредитных обязательств», – подчеркивает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Но надо все ж кредитовать…

Однако, какими бы ни были опасения банков насчет платежеспособности клиентов и какими бы пессимистичными ни были прогнозы некоторых экспертов относительно перспектив дальнейшего развития экономической ситуации в России, кредитный процесс не может быть остановлен. И банкам параллельно с ужесточением требований к клиентам приходится разрабатывать и программы лояльности, и кредитные продукты, которые будут востребованными «в любое время суток и при любой погоде». Конечно, не забывая при этом о стандартах риск-менеджмента.

«Банки сейчас стараются идти навстречу клиентам, понимая, с одной стороны, их волнения по поводу текущей экономической ситуации и своей платежеспособности, а с другой стороны, их желание получить услуги по максимально выгодным для себя условиям. Поэтому банки разрабатывают и активно внедряют дополнительные скидки и программы лояльности, упрощают процедуры оформления кредитов. Зачастую применение скидок направлено на стимулирование клиента к своевременной оплате по кредиту, чтобы минимизировать возможность появления просроченной задолженности в будущем», – подчеркивает Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк). 

Эксперт также отмечает, что главным приоритетом банка является построение с клиентами не краткосрочных, а именно долгосрочных отношений, индивидуальный подход к каждому из них. «Для этого, конечно, очень важно обладать максимально полной информацией по клиенту: какими продуктами он пользуется, каково его семейное положение, даже чем он увлекается и т.д. Такие инструменты, как Big Data и CRM, как раз помогают понять, как сегментировать клиентов и какой продукт им предложить», – констатирует заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского Банка.

«Для привлечения клиентов преимущественно используются традиционные приемы, которые характерны практически для любого банка, желающего увеличить свой кредитный портфель. Если мы говорим о рынке кредитных карт, то это, разумеется, ставшие уже традиционными бонусные программы, расширение скидочных и партнерских предложений при оплате кредитной картой, cash-back, дополнительные услуги и перманентное либо временное (в рамках сезонной акции) снижение процентных ставок по «пластику», – говорит  аналитик по банковским рейтингам рейтингового агентства «AK&М» Юлия Кузнецова. 

Эксперт РА «АК&М» отмечает еще одну тенденцию: в 2015 году, по ее словам, проблема качества заемщиков стояла как никогда остро. «Естественная реакция в такой ситуации – повысить ставки и ужесточить требования к потенциальным клиентам. Так, средний скоринговый балл по одобряемым заявкам, согласно данным НБКИ, вырос с 668 до 677 баллов. На текущий момент мы можем констатировать, что происходит постепенное восстановление рынка потребительского кредитования: по оценкам НБКИ, средняя сумма кредита уже вышла на уровень 2014 года, однако число заемщиков все же серьезно упало: с января по сентябрь 2015 года на 4,4 млн человек — с 39,7 млн до 35,3 млн», – приводит цифры эксперт.

«В ход идут все виды рекламы: от наружной до «личного кабинета» и баннеров в интернете. Используются также смс-оповещения. Частные банки из числа ТОП-20 активизировали и механизмы холодных звонков с целью оповещения и привлечения внимания уже имеющихся клиентов к кредитным предложениям. Сейчас, когда средняя ставка по потребительскому кредиту в России колеблется от 17% до 21% годовых, банки стали испытывать потребность в привлечении новых клиентов. Финансовая грамотность россиян заметно выросла в последние полтора года, люди научились считать собственные деньги и банковские проценты и начали понимать, где предложение, выгодное и заемщику, и банку, а где – только кредитору. Это положительный момент», – констатирует Анна Бодрова (Альпари).

Кто дышит в спину?

Еще одна тенденция на рынке потребительского кредитования – в том, что ужесточается конкуренция не только между банками, но и между финансово-кредитными организациями, с одной стороны, и МФО и ломбардами, с другой. При этом, как признают аналитики, МФО и ломбарды пока выигрывают – просто в силу того, что критерии отбора клиентов у них гораздо мягче, чем у банков. 

Однако тут есть два момента, на которые эксперты обращают внимание. Во-первых, МФО, ломбарды и другие небанковские кредитные организации имеют дело преимущественно с «отказниками» – теми, кто по каким-то причинам не смог получить кредит в банке. И во-вторых, бурный рост небанковского кредитования в перспективе может обернуться серьезными проблемами не только для конкретных организаций-кредиторов, но и для российского рынка финансовых услуг в целом.

«МФО и ломбарды растут бурными темпами. Драйверами роста при этом выступают более мягкие, нежели в банках, требования к заемщикам, которые в случае ломбардов сводятся к наличию залога (чаще всего ювелирных изделий) и какого-либо документа, удостоверяющего личность, – подчеркивает президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин. – При этом во многих отдаленных и небольших регионах ломбарды стали чуть ли не единственным институтом, обеспечивающим финансовую доступность для 10% населения Российской Федерации».

«Спрос на микрозаймы стабильно высок и будет оставаться высоким в течение следующих нескольких лет. Несмотря на кризисные явления в экономике и спад розничного кредитования, микрофинансирование остается одним из сегментов потребительского кредитования, который показывает стабильный рост. За первое полугодие 2015 года рынок микрофинансирования вырос на 9,3% по сравнению с ситуацией на конец 2014 года, а если сравнивать с первым полугодием 2014 года, то почти на 22,1%», – привел некоторые цифры генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Почему так происходит, эксперт объясняет просто. «У клиентов всегда было право выбора, где кредитоваться: в банках или микрофинансовых организациях. В виду ужесточения требований к заемщикам со стороны банков, конечно, в настоящее время возросло количество «отказников», которые ищут альтернативные учреждения, например МФО, где требования к заемщикам более лояльные. Однако все мы понимаем, что высокий процент, предлагаемый МФО, и нехватка средств у граждан также могут привести к просрочкам по кредитным обязательствам, что в дальнейшем негативно скажется на деятельности данных организаций», – предупреждает Борис Батин.

«Абсолютно точные сведения о количестве и объемах кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, найти трудно, потому что статистика по данному вопросу собирается достаточно медленно. Будем пока оперировать такой цифрой, как 100 млрд рублей по итогам 2015 года. В связи с ужесточением регулирования мы можем столкнуться с таким риском, как отток клиентов из сегмента банков и МФО на черный рынок кредитования, который вообще никем и никак не регулируется. Это надо осознавать, как и то, что МФО не смогут препятствовать данному процессу, так как микрофинансовые организации сами находятся в зоне достаточно жесткого надзора и регулирования», – обращает внимание на тревожные «звоночки» Игорь Зильберблюм (Азиатско-Тихоокеанский Банк).

В общем и целом, можно констатировать, что рынок розничного кредитования продолжает развиваться, что и неудивительно: людям нужны средства для решения своих насущных проблем, и они не готовы откладывать проблемы и их решения в долгий ящик. Поэтому эксперты считают, что, если ситуация в экономике не будет развиваться по пессимистичному сценарию, объемы розничного кредитования будут расти. Другое дело, что, скорее всего, наибольший акцент банки все же будут делать на менее рискованных его сегментах: автокредитование, ипотека, кредитование зарплатных клиентов, но никак не POS-кредитование, которое, по мнению многих экспертов, сейчас переживает период заморозки.   

Начать дискуссию