По информации 3,5 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2015 г. количество купленных в кредит автомобилей составило 485,3 тыс. единиц, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 41% (в 2014 г. — 823,4 тыс. единиц). Как пишут специалисты Бюро на сайте организации, особенно сильное падение было отмечено в I квартале минувшего года — более чем в три раза по сравнению с I кварталом 2014 г. В последующие периоды сокращение объемов автокредитования было менее масштабным.
Вместе с тем, если посмотреть на автомобильный рынок, мы увидим, что, по данным агентства «Автостат», количество выданных автокредитов демонстрирует увеличение доли автомобилей, купленных на займы, в общем объеме автомобильного рынка. Так, в 2015 г. доля автомобилей, приобретенных в кредит, составила 37,1%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 2% (35,2% по итогам 2014 г.).
Особенно активно люди обращались за кредитами во II и III кварталах прошлого года. Похоже, это был ожидаемый «сезонный» рост, так как годом ранее в это же время на рынке тоже наблюдалось заметное оживление. Однако прошлогодние цифры выглядят очень внушительно: в период с апреля по сентябрь 2015 г. на российском рынке продавалось в кредит более 40% автомобилей, а во II квартале этот показатель в целом по стране вплотную подобрался к 45%.
В
Чаще всего берут кредиты жители Ленинградской области — там доля автокредитов в объеме рынка в 2015 г. составила 63,3%. Следом идет Удмуртия с показателем 57%, затем Адыгея (54,6%), Марий Эл (54,4%), Бурятия (54,1%), Курганская область (53,2%), Тыва (52,4%), Татарстан (52,2%), Башкортостан (51,8%) и Чувашия (51,2%). Для сравнения: в Москве доля автокредитов в общем объеме рынка составляет лишь 20,5% — это один из самых низких показателей в стране.
«Несмотря на ухудшение покупательной способности населения и более внимательный „отбор“ заемщиков со стороны банков, доля кредитных автомобилей в структуре авторынка по итогам 2015 г. выросла по сравнению с предыдущим годом. Очевидно, что данный результат был бы невозможен без государственной программы субсидирования процентных ставок по автокредитам», — уверен генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
С ним соглашается и Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»: «Господдержка
отрасли в значительной степени способствовала снижению темпов падения рынка, особенно во II и III кварталах 2015 г. Это позволило сохранить активность банков в данном сегменте розничного кредитования и поддержало продажи автомобилей. По сути автокредитование продолжает оставаться одним из наиболее популярных и доступных способов приобретения автомобилей. На наш взгляд, в случае возобновления программы субсидирования процентных ставок по автокредитам, тенденция на увеличение доли автокредитов в 2016 г. может усилиться».
Стимулирование спроса
То, что рынок автокредитования вполне способен побить рекорды прошлого года, сомневаться не приходится. К примеру, компания «Пежо Ситроен Рус» совместно с собственным банком «ПСА Финанс РУС» только за февраль 2016 г. реализовала в кредит почти 40% автомобилей (Peugeot — 38%, Citroеn — 38%). Наиболее популярными моделями в линейке компании являются Citroеn С4 Sedan и Peugeot 408 российской сборки — доля кредитных продаж этих автомобилей составила по 57%. По словам представителей компании, этому способствует именно программа льготного кредитования.
Система выдачи льготных государственных автокредитов была разработана еще в 2009 г. — специально для поддержания спроса на приобретение машин, собранных в России. В рамках этой программы государство обеспечивает компенсацию процентной ставки по кредиту в размере 2/3 ключевой ставки Центробанка.
Для получения такого кредита необходимо соблюдение нескольких условий. Под эту программу подпадают только транспортные средства массой не более 3,5 тонн. Кроме того, по условиям договора, от момента выпуска машины должно пройти не более года. Предоплата должна составлять около 15% от стоимости автомобиля, а сроки выплаты кредита рассчитаны на три года. Максимальная стоимость автомобиля, доступного для покупки в кредит по льготным ставкам, на сегодняшний день составляет 1,15 млн руб. Решение о повышении этой планки (с 1 млн руб.) было принято в связи с ростом цен на автомобили. По мнению автовладельцев, одним из самых главных преимуществ этой системы является отсутствие обязанности приобретать страховку КАСКО. Однако если заемщик сделает выбор в пользу дополнительного страхования автомобиля, то сумму страховки можно будет включить в сумму кредита.
В текущем году на реализацию этой программы выделено 2,3 млрд руб. С начала года до середины февраля по схеме льготного кредитования уже было реализовано около 19 тыс. автомобилей. Об этом сообщил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга РФ Александр Наумов, которого цитирует агентство «Финмаркет». «Есть уже некоторая статистика по реализации программ стимулирования спроса на автомобили с 1 января по 14 февраля 2016 г. Это льготное автокредитование — более 19 тыс. автомобилей было продано, более 30 тыс. автомобилей было продано по программе обновления парка, и также работает льготный лизинг 1745 единиц, но в основном для коммерческой техники», — пояснил Наумов. Он отметил, что исходя из статистики января по этим программам стимулирования спроса были проданы 57% всех автомобилей российского рынка.
По прогнозам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в 2016 г. меры господдержки спроса на российском авторынке позволят реализовать 600–625 тыс. автомобилей. В этом году правительство выделит на эти цели 50 млрд руб. против 43 млрд руб. годом ранее. Для сравнения: из 1,6 млн новых автомобилей, проданных в 2015 г., с использованием госпрограмм стимулирования спроса было реализовано более 560 тыс. машин.
Дисциплина заемщиков
Люди, купившие автомобиль в кредит, являются одними из самых дисциплинированных заемщиков. Об этом свидетельствуют данные компании «Секвойя кредит консолидейшн». По ее информации, граждане, взявшие автокредит, составляют всего 7% от общего числа должников, с которыми работают коллекторы.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), сегмент автокредитов в прошлом году продемонстрировал умеренные темпы роста просроченной задолженности. В конце 2015 г. в кредитных портфелях банков находилось более 1,4 млн автокредитов на общую сумму чуть более 536 млрд руб. Количество просроченных кредитов с начала года выросло на 5%: с 180 тыс. до 189 тыс. штук, при этом доля просроченных кредитов от общего числа составила 13,2%. Объемы просроченной задолженности выросли на 27%: с 54 млрд до 68 млрд руб. На данный момент доля просроченной задолженности составляет 12,7% от общего объема ссудной задолженности по автокредитам, сообщают в ОКБ.
Женская доля
Что любопытно, сами банкиры отмечают, что с развитием кризисных явлений в экономике в сегменте автокредитования снижается доля
«Снижение в 2015 г. общего числа проданных автомобилей усилило сформированное ранее превосходство мужчин перед женщинами в охоте за автокредитами», — считают эксперты автокредитования ВТБ24 в УФО. По их наблюдениям, в 2015 г. женщины заметней сократили потребность в автокредитовании. Доля заемных средств в стоимости автомобиля снизилась с 73 до 65% у женщин и с 70 до 66% у мужчин. Предпочтения в выборе автомобильных марок в 2015 г. у женщин и мужчин, заемщиков ВТБ24 на Урале, схожи — KIA, Lada, Hyundai. Правда, среди женщин все же наблюдается более высокая доля владения иномарками и новыми автомобилями.
«Мужчины уверены в завтрашнем дне, а женщины — внимательные, осторожные, практичные по природе, — считает управляющий Уральского филиала ВТБ24 Сергей Кульпин. — Вероятно, ситуация в экономике заставила часть женщин отложить покупку нового авто, либо использовать больше собственных средств».
Начать дискуссию