Интернет-банкинг

Сообразили на троих

Электронные кошельки давно перестали быть экзотикой. Более того, они уверенно переросли этап некоего сервиса по переводу электронных денег через Интернет. Сейчас в ряде стран, прежде всего в США и Японии, это полноценный платежный инструмент, часто с поддержкой бесконтактных технологий оплаты, например, при помощи чипов NFC, встроенных в мобильные устройства.
Сообразили на троих
Фото Тимура Громова, Кублог

Электронные кошельки давно перестали быть экзотикой. Более того, они уверенно переросли этап некоего сервиса по переводу электронных денег через Интернет. Сейчас в ряде стран, прежде всего в США и Японии, это полноценный платежный инструмент, часто с поддержкой бесконтактных технологий оплаты, например, при помощи чипов NFC, встроенных в мобильные устройства.

Россия значительно отстала от этих стран. Но утешает то, что основное направление экспансии заокеанских игроков данного сектора направлено на Западную Европу. Это позволяет оте­чественным операторам понаблюдать за процессом и, возможно, выработать некие стратегии по укреплению своих позиций на внутреннем рынке.

Европа на пороге бума mWallets

Количество транзакций, совершаемых при помощи мобильных кошельков в ЕС, будет расти в 2016–2021 годах со среднегодовым темпом (CAGR) 61,8% (для сравнения: аналогичный показатель по всему миру составляет 50%). В денежном выражении сумма переводов достигнет в 2021 году 1 млрд евро, утверждают аналитики французской компании Intelling. Такие данные содержатся в их исследовании «mWallets to meet European adoption», посвященном анализу экосистемы мобильных платежей и кошельков в ЕС.

Наверное, самым интересным выводом исследователей стало то, что, «наигравшись» в пилотные проекты с представителями финансовой сферы Европы, технологические компании взяли на себя роль лидеров и предложили собственную стратегию развития индустрии. При этом они, подвинув банкиров, принялись единолично снимать сливки с во многом уже выстроенной сообща инфраструктуры мобильных платежей.

Список этих hi-tech-гигантов всем давно известен: Apple, Google и Samsung. Все они имеют собственные отточенные на рынках США и Южной Кореи платежные технологии: Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay. С их легкой руки появился термин, который стал символом таких технологий, — mWallet (мобильный электронный кошелек).

В конце февраля 2016 года стало известно, что и PayPal объявил об изменении своей позиции по NFC. Его мобильное приложение было обновлено, и он готов вступить в бой в содружестве с британским оператором сотовой связи Vodafone, благодаря чему в ряде европейских стран пользователи мобильных кошельков этого оператора смогут осуществлять NFC-платежи. Первой страной, где заработал этот функционал, стала Испания.

Что ждет их в Европе? Аналитики Intelling полагают, что довольно сильная фрагментированность европейского рынка платежей будет препятствовать распространению mWallet. Однако Европа обладает высоким уровнем проникновения бесконтактных технологий, что в итоге должно склонить чашу весов в сторону развития доли рынка мобильных кошельков в пользу новых игроков. Значит, не за горами эпоха массового поглощения многочисленных мелких локальных игроков.

Работающие на операционной системе Android мобильные устройства (включая Samsung Pay, который использует эту же ОС) обработают в 2021 году 71,4% всех mWallet-транзакций в ЕС. От Apple ожидают рыночной доли 13,5%. Все остальное поделят между собой девайсы на базе ОС от Microsoft, BlackBerry и др.

Кения и Перу впереди планеты всей

Если европейцы развивают технологии мобильных платежей в стремлении получить дополнительные сервисы и комфорт, то в некоторых странах на других континентах развитие сильно урезанных по функционалу mWallet связано с желанием властей привлечь граждан, не имеющих счетов в банках, к легальным финансовым инструментам.

Причин для этого у чиновников предостаточно: от пресечения криминальных транзакционных каналов с использованием наличных денег до удешевления доставки пособий и пенсий. Эти мобильные платежные системы обычно базируются на sms-сообщениях, но ничего не мешает в будущем добавить к ним NFC- или QR-функционал и сделать их полноценными (в современном понимании этого слова) электронными кошельками.

Так, в Республике Перу в начале этого года была запущена ни много ни мало национальная мобильная платежная система с целью вывести из тени транзакции более 5 млн граждан. На ее создание ушло примерно 10 млн долларов, а участниками стали 34 местных банка и несколько телекоммуникационных компаний. Электронные кошельки, по планам правительства, должны работать даже на относительно дешевых моделях телефонов, доступных по цене бедным слоям населения.

По сообщению Bloomberg, фонд Билла и Мелинды Гейтс (Bill and Melinda Gates) недавно выделил более 21 млн долларов в виде грантов и инвестиций в акционерный капитал bKash — местного оператора мобильных платежей в Бангладеш. По словам Билла Гейтса, в Бангладеш, где у 95% населения есть доступ к мобильным телефонам, но только 20% имеют официальные банковские счета, существуют все предпосылки для настоящей мобильной банковской революции. У этой страны появился шанс стать вторым в мире после Кении государством по охвату беднейших слоев населения мобильными финансовыми услугами. При этом у bKash есть возможность потягаться с самой M-Pesa.

M-Pesa — платежная система, которая получила широкое распространение в странах Африки, охватила Азию и уже пришла в Европу. Сервис был разработан компанией Sagentia специально для Кении. В сентябре 2009 года он был перенесен на платформу IBM для Vodafone. Создание сервиса спонсировалось британским Министерством международного развития (DFID) в 2003–2007 годах.

Система M-Pesa была также запущена в Танзании компанией Vodacom, дочкой Vodafone, а в сентябре 2010 года Vodacom и Nedbank анонсировали запуск этого сервиса в ЮАР, где по экспертным оценкам у более 13 миллионов экономически активных жителей нет банковского счета. На очереди Индия, Египет и Румыния.

Интересно и то, что принадлежащий PayPal сервис Xoom заключил соглашение, которое позволит его пользователям отправлять денежные переводы непосредственно на счета пользователей M-Pesa в Кении.

Неудивительно, что к Кении прикованы взгляды некоторых российских разработчиков ПО и сервисов для финансовых компаний, а CIO отдельных наших банков изучают предложения кенийских телекоммуникационных компаний и банков поучаствовать в управлении их финансовыми сервисами.

Россия осторожно идет вперед

Какова же ситуация в этой области в нашей стране? Мобильный кошелек на основе технологий NFC — у нас пока еще достаточно новый продукт, который находится на этапе становления с отставанием от США, по оценкам ряда экспертов, примерно на 15 лет.

Тем не менее российский рынок электронных кошельков жив. По данным KPMG, среднегодовой темп роста объема мобильных платежей в период с 2010 по 2015 год составил 97,4%, но в денежном выражении прирост очень незначительный.

Интересны ли российским банкирам технологии NFC в мобильных устройствах? На прошедшей в феврале этого года конференции «Mobile-First: актуальные вопросы банковского обслуживания через мобильные сервисы и приложения» большинство участников дискуссии ответило скорее отрицательно. При этом они ориентировались на мнение своей аудитории, которая, в целом, довольно консервативна.

Как отмечалось выше, mWallet интересен прежде всего тем, у кого нет банковского счета, то есть молодежи, но молодые люди неизбежно со временем станут старше. Отдельные российские банки это понимают и пытаются играть на опережение, на свой страх и риск вводя в портфели услуг мобильные кошельки на базе NFC и сканеров QR-кодов. Рисков, безусловно, много, но угроза остаться без активной клиентуры в будущем страшнее.

А вот представители финтеха и платежных систем, наоборот, видят в этом сегменте для себя колоссальный рынок. Полностью реализовать его потенциал, по их мнению, можно, интегрировав mWallet с комплементарными сервисами, например с программами лояльности и омникальным ретейлом, чем, собственно, они сейчас и занимаются.

Чьи имена и какие решения можно выделить? Конечно, это Visa Qiwi Wallet, Tinkoff Mobile, Московский метрополитен в содружестве с МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом», а также компании CardsMobile и PayQR, разработчики приложений для оплаты покупок с NFC-кошельков и QR-кодов соответственно.

Кроме того, как стало известно, председатель правления и генеральный директор НСПК Владимир Комлев рассказал СМИ, что карты платежной системы «Мир» могли бы быть подключены к платежным сервисам Samsung Pay и Apple Pay аналогично схеме с Visa и MasterCard.

В соседнем Казахстане Visa и Казкоммерцбанк в феврале этого года впервые в истории этой страны запустили сервис бесконтактных платежей с помощью Android-смартфонов с чипом NFC. Конечно, список этим не ограничивается.

Но Россия не была бы Россией, если бы мы в чем-то не пошли своим собственным путем. На этот раз новости пришли из Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Там 5 февраля 2016 года глава ведомства Николай Никифоров провел рабочую встречу с исполнительным вице-президентом компании Samsung Electronics Хойгуном Ли. По ее итогам стало известно, что мобильная операционная система Tizen стала главным претендентом на роль нашей национальной ОС. Tizen разработана на базе ядра Linux консорциумом во главе с Intel и Samsung, поддерживается международными ассоциациями Linux Foundation и Tizen Association. Как утверждают в Samsung Electronics, эта ОС уже прошла сертификацию в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Tizen поддерживает бесконтактные платежи, но смартфонов с этой ОС на рынке намного меньше, чем даже «родных» для нас девайсов под брендом Samsung со встроенным NFC. С другой стороны, Tizen ставит некоторый барьер для тотального доминирования американских технологий на рынке России и дает фору отечественным разработчикам электронных кошельков для укрепления своих позиций. А время, как известно, — те же деньги!

Начать дискуссию