С 1 июня 2016 года банки начнут требовать у клиента полный отчет о происхождении денег

Центробанк детально описал алгоритм взаимодействия добропорядочных клиентов с банками, которые квалифицированы главным территориальным управлением регулятора как кредитные организации, проводящие сомнительные операции, направленные на отмывание доходов, полученных преступным путем. И банки, желающие сохранить свои лицензии, должны руководствоваться данным алгоритмом работы.
С 1 июня 2016 года банки начнут требовать у клиента полный отчет о происхождении денег
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Центробанк детально описал алгоритм взаимодействия добропорядочных клиентов с банками, которые квалифицированы главным территориальным управлением регулятора как кредитные организации, проводящие сомнительные операции, направленные на отмывание доходов, полученных преступным путем. И банки, желающие сохранить свои лицензии, должны руководствоваться данным алгоритмом работы. 

Об этом заявил заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский, выступая 25 марта 2016 года на XVIII Всероссийской банковской конференции «Банковская система России — 2016: практические вопросы надзора и регулирования».

Самый радикальный метод, к которому прибегает ЦБ, это отзыв лицензий. У 34 банков из 93, лишившихся лицензии за 2015 год, право на работу было отозвано по причине ненадлежащего контроля за отмыванием доходов.

Второй метод работы с провинившимися банками — введение радикальных ограничений на проведение операций и лимитов по суммам для банка. Обычно это ограничение вводится на шесть месяцев. Третий метод — это исключение банка из системы страхования вкладов (ССВ). И четвертый метод — банк доказывает ГУ ЦБ, что его клиенты законопослушны и проводят реальную хозяйственную деятельность.

ЦБ проводит дополнительное информирование банков о тех клиентах, которые замечены в проведении сомнительных операций, отметил Ясинский. Теперь банки вправе уже даже при наличии подозрений «в отмывательстве» отказывать клиентам в открытии счета и проведении операций, а также и в расторжении договора на обслуживание. Два с половиной года, прошедших после введения такого права, привели к тому, что банки активно этими опциями пользуются. Но в результате таких отказов возникли «мигрирующие» клиенты, которые кочуют из банка в банк.

Поэтому информация об отказниках должна быть доступна всем банкам, уверен Ясинский. Правда, добавил специалист Банка России, возникает риск, что предприятия будут активно перерегистрироваться, чтобы скрыть свой род деятельности и бенефициаров. Правда, финансовая разведка обещала, что будет отвечать на запросы банков о том, находится ли тот или иной клиент в базе сомнительных, хотя пока и не отвечает, посетовал Ясинский.

Кроме того, инструментарий, которым могут пользоваться банки для истребования документации об источниках происхождения средств и имущества, будет и далее расширяться. Такое право появилось у кредитных организаций в конце 2015 года, и связано оно во многом с темой амнистии капитала. Но, как напомнил Ясинский, сама тема амнистии капитала должна быть проведена на таких условиях, чтобы никто и никогда не мог потом спросить, откуда у человека или у компании капитал изначально появился. А иначе никакая амнистия не сработает.

Но радикальная позиция FATF — всемирной организацией по борьбе с доходами, добытыми преступным путем, такова, что амнистия не распространяется на средства, происхождение которых криминально, или связано с работорговлей, торговлей оружием и наркотиками, а также финансированием терроризма. Поэтому Росфинмониторинг и Банк России оказались в непростой ситуации и пока не требуют от банков детально допытываться у своих клиентов, откуда они взяли средства.

Но амнистия капитала продлена до 1 июня 2016 года. После этой даты банки будут вправе не стесняться запрашивать у своих клиентов документы о происхождении их средств, отметил чиновник ЦБ.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию