Шеф полиции Большого Лондона (Metropolitan Police) сэр Бернард Хоган-Хоу призвал банки перестать выплачивать компенсации клиентам, пострадавшим от кибермошенничества. По его мнению, безответственное поведение пользователей мобильных приложений плодит рост преступности в этой сфере. Слова самого высокопоставленного «бобби», как в свое время британцы прозвали служителей правопорядка из столичной полиции, вызвали мощный шквал критики, говорится в статье Джейми Грирсона в The Guardian.
Хоган-Хоу полагает, что жертвы кибермошенников — главные виновники собственных несчастий, поскольку не приняли должных мер предосторожности.
Он также считает, что компенсируя ущерб, банковская система тем самым поощряет легкомысленное поведение клиентов. Однако шеф полиции готов принять и половинчатое решение. Если бы банки возмещали пострадавшим, не сменившим вовремя пароль, не всю сумму целиком, а только половину, это заставило бы клиентов действовать более осмотрительно, полагает он.
Отчасти главного полицейского можно понять. Начиная с июля нынешнего года, все без исключения случаи кибермошенничества будут включаться в Великобритании в общую статистику преступлений и наверняка сильно испортят картину. Вместе с тем бороться с интернет-мошенниками британской полиции явно сложнее, чем с уличной преступностью. В прошлом году полицейские расследовали лишь один случай мошенничества из ста. И за весь год было осуждено 9 тыс. злоумышленников, притом что количество такого рода преступлений за 12 месяцев составило 3 млн.
По всем признакам, рост киберпреступлений идет нога в ногу с технологическим прогрессом, благодаря которому клиенты банков получили возможность дистанционно управлять финансами. The Guardian публикует данные исследования, проведенного в прошлом году. Согласно им, 44% пользователей платежных приложений хотя бы раз подвергались хакерским атакам. Министр внутренних дел Тереза Мэй заявила на недавней международной конференции, что «невидимые преступления», совершенные через интернет, приобрели промышленный размах.
Вместе с тем, как показало то же исследование, 42% пользователей платежных приложений не удосужились поменять пароль на своих устройствах даже после случаев взлома. Однако 80% киберпреступлений можно было бы избежать, сменив пароль на более сложный и регулярно обновляя защитное программное обеспечение, утверждают в министерстве внутренних дел.
Несмотря на немалую долю истины в заявлениях шефа лондонской полиции, которые достоянием гласности первой сделала газета The Times, они встретили негативную реакцию в обществе. Ричард Ллойд, исполнительный директор группы Which?, защищающей интересы потребителей, назвал предложения Хогана-Хоу «поразительно ошибочными». По мнению представителей общественных групп и экспертного сообщества, которых обильно цитирует The Guardian, банки и без того нередко склонны перекладывать ответственность на пострадавших клиентов. И если освободить их от обязанности возмещать ущерб, они будут еще меньше заинтересованы в инвестициях в безопасность.
Хотя случаются истории и со счастливым концом. The Guardian описывает происшедшее с жительницей графства Глостершир, у которой мошенники похитили со счета больше £1 тыс. В ее случае банк установил подозрительную утечку средств с пластиковой карты еще до того, как пропажу денег обнаружила сама клиентка, и впоследствии полностью компенсировал потери.
В итоге столичная полиция была вынуждена объясняться по поводу высказываний своего руководителя. Как часто бывает в подобных случаях, было заявлено, что слова Хогана-Хоу были неверно истолкованы. Они, дескать, касаются только тех пользователей мобильных устройств, которые не принимают базовых мер предосторожности, а вовсе не всех пострадавших от кибермошенничества.
Metropolitan Police помимо охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в самом Лондоне и его окрестностях выполняет ряд функций общегосударственного масштаба. В ее обязанности, в частности, входят противодействие терроризму и охрана членов королевской семьи, а также ключевых фигур из британского правительства.
Начать дискуссию