Ипотека

Лояльность ипотечного заемщика — лозунг или реальная перспектива?

Ипотечный кредит — один из самых продолжительных банковских продуктов для частных клиентов, во время которого интенсивность взаимодействия банка и клиента сильно варьируется. Почему бы не использовать такое продолжительное взаимодействие для формирования лояльных взаимоотношений?
Лояльность ипотечного заемщика — лозунг или реальная перспектива?
Фото Васи Синичкина, Кублог

Ипотечный кредит — один из самых продолжительных банковских продуктов для частных клиентов, во время которого интенсивность взаимодействия банка и клиента сильно варьируется. Почему бы не использовать такое продолжительное взаимодействие для формирования лояльных взаимоотношений?

Особенности взаимоотношений между банком и ипотечными заемщиками

Основные характеристики взаимодействия:

  • взаимодействие очень продолжительное,
  • начало отношений сложное,
  • ипотечная сделка — нервная (табл. 1),
  • сторонам постоянно друг от друга что-то надо.

Для типичного кредита 15 лет превращаются в период взаимных требований и ожиданий (табл. 1).

В отечественной традиции отсутствует практика спокойно платить по кредиту и никуда не спешить

Главная цель клиента на ближайшие годы — освобождение от кредитных обязательств определяется объективными и субъективными причинами. Этому способствует аннуитетная система платежей по кредиту, в соответствии с которой клиент выплачивает ежемесячно одинаковую сумму, которая содержит платеж за пользование кредитом и выплату части основного долга. Движение к главной цели будет измеряться размером ежемесячного платежа и остатком основного долга по кредиту. Оба этих важнейших параметра клиент будет стремиться уменьшать. В отечественной традиции отсутствует практика спокойно платить по кредиту и никуда не спешить. Во многом это определяется значительным размером переплаты из-за существующих ставок кредитования.

После десяти лет выплат по кредиту задолженность уменьшается в два раза

Рассмотрим изменение основного долга для кредита в сумме 4 млн рублей, выданного по ставке 12,5% на 15 лет. График приведен на рис. 2 и наглядно показывает причину скрытого недовольства клиента: платежи идут, а основной долг погашается незначительно. Только после десяти лет выплат по кредиту задолженность уменьшается в два раза. За весь кредит клиент выплачивает сумму, превышающую первоначальный размер кредита в 2,22 раза. Ежемесячная выплата по кредиту составляет 49 395 руб.

Рис. 1 Изменение основного долга по кредиту по годам

Из изложенного напрашивается вывод — интересы банка и ипотечного клиента во многом не совпадают.

Понимание потребностей клиента — ключ к развитию отношений

Ипотека — не единственный продукт, который нужен клиенту. Это якорный продукт. После приобретения недвижимости кредит не доставляет удовольствия и постоянно тяготит.

Для идеализированного описания взаимодействия клиента и универсального розничного банка может быть предложена условная схема (рис. 2).

Рис. 2. Жизненный цикл клиента после получения ипотечного кредита

Казалось бы, перед банком стоит простая задача — 15–20 лет непрерывно продавать банковские услуги, но он сталкивается с двумя трудностями: желанием клиента досрочно погасить кредит и конкуренцией со стороны других банков, предлагающих свои услуги.

Успешное для банка взаимодействие с клиентом можно организовать при выполнении следующих условий:

  • наличии в банке полной продуктовой линейки и технологий, соответствующих современным требованиям;
  • формировании не типовой, а индивидуальной модели жизненного цикла клиента;
  • индивидуальное ценообразование на основе рассмотрения доходности от клиента в течение всего срока кредита, а не текущей маржи. Это возможно при наличии в банке комплексной программы лояльности для частных лиц.

При построении модели жизненного цикла можно учесть следующие факторы, определяемые спецификой ипотечного кредита, спецификой взаимодействия и ранее рассмотренными пожеланиями клиента. К таким факторам относятся следующие:

  • после приобретения недвижимости на первичном рынке жилья клиенту предстоят значительные и обязательные траты на ремонт и оборудование квартиры;
  • после приобретения квартиры траты на ремонт могут быть отложены, но рано или поздно понадобятся;
  • клиент всегда готов облегчить транзакционные взаимоотношения;
  • банк хорошо знает своего ипотечного клиента в течение продолжительного времени, и это знание позволяет уменьшать плату за риск и, соответственно, ставку кредитования по другим продуктам.

Достижение лояльности клиентов возможно как в универсальном, так и в ипотечном банке (табл. 3).

Таблица 3. Пути формирования лояльности ипотечного заемщика

Тип банка

Универсальный банк

Ипотечный банк

Бизнес подходы

  • Сегментация клиентов
  • Продуктовая универсальность для выбранного сегмента (ипотека —якорный продукт)
  • Стратегия клиентоцентричности
  • Самый лучший продукт
  • Самая лучшая цена
  • Отличное обслуживание

Идея взаимоотношений

Помощь клиентам в достижении их жизненных целей

Максимальное удовлетворение одной, но самой важной потребности клиентов

Стратегия

Клиентоцентричность

Клиентоориентированность

Ипотечное кредитование из-за его связи с жилищной проблемой не может рассматриваться с позиции стандартного банковского продукта. В определенном смысле ипотечное кредитование, как клиенториентированность и клиентоцентричность,— понятия, близкие к философии, а не технологии ведения бизнеса.

Уточним суть стратегий.

Клиентоцентричность — стратегия ведения предпринимательской деятельности, ориентированная на помощь клиентам в достижении их жизненных целей (рис. 3).

Рис. 3. Связь стратегии клиентоцентричности с потребностями человека

Двухсторонние стрелки на рис. 3 означают расширяемость потребностей, односторонние стрелки — направление развития потребностей.

Клиентоориентированность — выбор максимизации удовлетворенности клиентов в качестве одного из основных критериев эффективности бизнес-процессов (рис. 4).

Рис.4. Цели клиенториентированности

Лояльность клиентов является одной из целей стратегии клиентоцентричности и может быть использована для оценки ее действенности.

Иллюстрация связи клиентоцентричности с элементами банковской деятельности представлена схеме (рис. 5).

Рис. 5 Клиентоцентричность в банковской практике

Предпосылки достижения лояльности ипотечных заемщиков

1. Возможности для технической и организационной реализации в ипотечной отрасли созданы, позволяют удовлетворить современные ожидания клиентов и обеспечить качество, индивидуальность, эмоциональность:

  • полная персонализация и идентификация всех клиентов,
  • документальное оформление отношений и определенные трудности при смене банка,
  • продолжительность договорных отношений,
  • регулярность всех форм контактов клиентов с банком,
  • возможности банковских технологий и IT-индустрии.

2. Переход от тактики антикризисного выживания в ближайшее время потребует ответа на вопрос о дальнейшей стратегии банка в целом и отношениями с клиентами в частности.

3. Переход от продуктовой к клиентской модели ведения банковского бизнеса имеет шанс стать тенденцией, а не лозунгом. Развитие этой тенденции неизбежно приведет к включению клиентоцентричности (клиентоориентированности) в стратегию банка. Стратегия может включать некоторые тезисы:

  • лояльность является главной целью управления персоналом, и все мероприятия в этой области должны способствовать ее росту;
  • устойчивое и эффективное развитие базируется на взаимной лояльности персонала, клиентов и организации в целом (банка);
  • успех банка зависит от соответствия корпоративной культуры выбранной стратегии (миссии) и обеспечивающим ее целям и задачам;
  • успех банка зависит от соответствия системы мотивации персонала стратегии предприятия;
  • эффективность банка как единой системы зависит от ясности его миссии и стратегии.

Вывод. Совпадение потребностей заемщиков и возможностей банков к стратегическим изменениям даст результат в формировании лояльности ипотечных заемщиков.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.