Объем просроченной задолженности по потребкредитам, особенно в POS-сегменте, снова растет — об этом говорят данные ОКБ, подготовленные специально для портала Bankir.Ru. Просрочка по займам, выданным в последнем декабре-январе, на 700 млн рублей превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Эксперты связывают это с тем, что банки «раскручивают гайки», а финансовое положение граждан ухудшается.
Объем просроченной задолженности по потребкредитам, особенно в POS-сегменте, снова растет — об этом говорят данные ОКБ, подготовленные специально для портала Bankir.Ru. Просрочка по займам, выданным в последнем декабре-январе, на 700 млн рублей превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Эксперты связывают это с тем, что банки «раскручивают гайки», а финансовое положение граждан ухудшается.
В конце 2015 — начале 2016 года участники рынка начали говорить о возрождении POS-кредитования, которое до этого в течение года было фактически заморожено.
Банки, активно работающие на этом рынке, рассказывали о значительном, на 40–100%, росте продаж своих кредитных продуктов в торговых сетях во время новогодних каникул. Эксперты рынка отмечали, что POS-кредитование слабо подвержено влиянию макроэкономических факторов и прогнозировали, что в течение 2016 года этот рынок вырастет на 5–15%.
Итоги первых четырех месяцев подтвердили, что POS-кредитование становится своеобразной «точкой роста»: по оценке гендиректора Frank Research Group Юрия Грибанова, за этот период объем продаж POS-кредитов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 41%.
POS-кредитование — полет нормальный: рост год к году — 41% Если вы ищете хоть немного позитива в банковской статистике, то рекомендую обратить внимание на POS-кредитование. Этот самый «легкий» из сегментов — по среднему чеку, по сроку кредитования и по объему портфеля — показывает давно забытые многозначные цифры прироста: объем продаж за четыре месяца 2016 года по сравнению с четырьмя месяцами 2015 года вырос на 41%(!).
По просьбе портала Bankir.Ru аналитики Объединенного кредитного бюро (ОКБ) проанализировали уровень просрочки по беззалоговым необеспеченным кредитам. Рассматривались небольшие займы на среднюю сумму до 30 тыс. рублей на срок до двух лет, выданные в конце 2015 — начале 2016 года. Под эти параметры, соответственно, подпадает и значительная часть кредитов на приобретение товаров в торговых точках — POS-кредиты.
Согласно данным ОКБ, в декабре 2015 года россияне получили 1,07 млн беззалоговых потребительских кредитов на общую сумму 25,7 млрд. Из них в течение первых двух месяцев ушли в просрочку 144,5 тыс. кредитов, что составляет 13,5% от общей суммы. В январе 2016 года граждане взяли 679 тыс. кредитов общим объемом 15,8 млрд рублей. В течение первых двух месяцев в просрочку ушло 96,9 тыс. займов — 14,26% от суммы. В декабре доля ушедших в просрочку кредитов по количеству составила 11,46%, в январе — 11,07%.
Доля просрочки в аналогичный период прошлого года была сопоставимой. В декабре просрочка по сумме составляла 10,22%, по количеству кредитов 11,23%, в январе — 14,09% и 15,61% соответственно. Однако в денежном выражении это неизмеримо меньше. Если суммарно за декабрь 2015 — январь 2016 года просрочка составляла 4,7 млрд рублей, то годом раньше — только 4 млрд рублей.
Если просмотреть на долю просрочки еще годом раньше, то в процентном выражении она значительно ниже. В декабре 2013 годапо количеству кредитов она составляла лишь 8,52%, по сумме — 8,95%. В январе 2014-го — 9,34% и 10% соответственно. Однако общая сумма просроченных кредитов была больше и составляла 5,45 млрд рублей.
«Кредиты, выдаваемые в декабре — марте традиционно чаще уходят в просрочку»,— утверждает директор департамента развития продуктов ОКБ Александр Ахломов. По его мнению, это связано с несколькими факторами.
Во-первых, люди часто не рассчитывают свои силы, оформляя кредит на фоне потребительского ажиотажа и акций в магазинах и крупных розничных сетях.
Во-вторых, в эти периоды банки также «раскручивают гайки», повышая уровень одобрения и выдавая в ответ на спрос кредиты большему количеству заемщиков, что в результате сказывается на общем качестве этих выдач.
«Кроме того, мы видим, что в 2015–2016 годах в просрочку уходило больше кредитов. Возможно, это связано с ухудшающимся финансовым положением граждан, которые пока не могут отказаться от покупок в кредит, но обслуживать текущие обязательства им становится все сложнее»,— считает Александр Ахломов.
Начать дискуссию