Google признал микрофинансовые продукты вредоносными и вводит с 13 июля запрет на контекстную рекламу займов до зарплаты с целью обезопасить своих клиентов. Данная инициатива касается займов, которые выдаются на срок не более 60 дней. Непосредственно в США из Google пропадут объявления о кредитах, стоимостью свыше 36% годовых. Кто потеряет, а кто приобретет из-за вкусовых предпочтений Google, выяснил портал Zaim.com.
Какую жертву несет сам Google, вставая на защиту своих пользователей от МФО
Согласно данным компании AdGooroo, на американских просторах Google насчитывается более 4 200 рекламодателей микрофинансовых продуктов, затраты которых на продвижение ключевых слов «займы до зарплаты» именно в этой поисковой системе составили примерно 34,5 млн долларов, а средняя стоимость одного «клика» составила 5,32 доллара.
Так, например, три крупнейших американских рекламодателя в сфере МФО – moneymutual.com, quickercash.com, cashadvance.com – принесли Google 2,7 млн, 2,6 млн и 1,6 млн долларов соответственно за контекстную рекламу «займов до зарплаты».
Пострадают ли российские микрофинансовые организации
С 13 июля такой способ привлечения клиентов на займы до зарплаты через Интернет, как контекстная реклама из поисковой системы Google, почты Gmail и YouTube, будет недоступным, поэтому для поддержания трафика из Google будет необходимо поработать над SEO оптимизацией сайтов. Однако никто не мешает МФО переформатировать свои продукты со сроков 60 дней на продукты со сроком 61 день.
Многие эксперты сходятся во мнении, что инициатива Google не отразится на российском рынке микрофинансирования, так как большинство отечественных пользователей предпочитают поисковую систему Yandex.
По данным аналитического центра «Займер», за январь-апрель 2016 года «Яндексом» воспользовались порядка 60% потребителей МФО, остальные 40% выбрали «Google».
На многих зарубежных рынках Google является монополистом, поэтому более существенное влияние окажет запрет рекламы на российские компании, горизонты деятельности которых не ограничиваются пределами России. По мнению директора по маркетингу сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Ильи Болтнева, нововведение Google хоть и создаст трудности, но не будет являться существенным барьером дальнейшего развития микрофинансового сектора, так как основным каналом привлечения клиентов финансовых компаний в онлайн-среде является не контекстная реклама, а партнерские сети.
Оправданы ли для общества создаваемые Google сложности в отношении микрофинасового бизнеса
Вопрос о том, является ли микрофинансирование (особенно займы до зарплаты) справедливым и нужным населению, является философским. Участники микрофинансового рынка считают, что добросовестные МФО помогают отдельным сегментам населения решить свои финансовые вопросы, так как банки отказываются их кредитовать.
По оценкам, около 20 млн человек по тем или иным причинам не имеют доступа к кредитным продуктам банков. Еще одним преимуществом МФО является возможность работать даже в самых маленьких населенных пунктах, в которых банкам открываться просто невыгодно.
В целом у общества мнение об МФО, скажем мягко, неположительное. «Если говорить конкретно о займах и их пользе для общества, то следует отметить кредитную ставку, которая сразу дает понять, что ничего хорошего заемщика в будущем не ждет. Когда обе стороны заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, для этого достаточно посмотреть на систему кредитования в США: деньги выдаются под большой процент, но не лишают человека сна и мыслей о сумасшедших переплатах. Единственный способ выживания для МФО – это максимальная доступность и лояльность к потенциальным клиентам, что больше похоже на соблазнительное заманивание в сети. Они стараются сократить время для принятия решения и сыграть на острой потребности в деньгах», – отметил коммерческий директор маркетингового агентства «Биплан» Павел Курилов.
Запрет контекстной рекламы Google не окажет фатального влияния на рынок микрокредитования ни в России, ни в мире. Возможно, рекламщики придумают «умные ходы», позволяющие обходить запрет. Однако микрофинансовым сообществам и отдельно каждой компании необходимо задуматься об имидже микрокредитного сегмента в целом и каждой МФО в частности. Необходимо повышать лояльность к клиентам, работать над финансовой грамотностью населения и стремиться создавать репутацию компаний, выполняющих важную функцию, – обеспечение финансовой доступности.
Начать дискуссию