Три года назад, гражданин Тюмени, А. Головенкин собрался приобрести автомобиль во Владивостоке. Его друг, Хачатур Давтян, любезно согласился выручить товарища деньгами. Требовалось 300 тысяч рублей. Устную договоренность друзья решили не оформлять документально. Александр Головенкин предоставил своему другу номер банковской карты, на которую нужно было отправить деньги. А Давтян записал полученные данные на подручном листке бумаги.
Необходимую сумму он отправлял на карту Головенкина разными суммами – от 40 до 100 тысяч рублей. Переводы осуществлялись в течение определенного времени. Последний платеж был переведен 31 декабря. Все переводы были сделаны через банкомат, так как для обращения в кассу банка данных было недостаточно. Общая сумма отправленных средств составила 334 тысячи 300 рублей, что подтверждается выписками с карт-счета отправителя.
Новогодняя ночь повергла Давтяна в шок. Именно тогда, поздравляя товарища с праздником, он и узнал, что денег последний не получил. Друзья сверили информацию получателя в чеках и выяснили, что вся сумма ушла абсолютно другому человеку. Кому – они не знали, так как при переводе с карту на карту через банкомат устройство имя получателя не показывает.
В центральном отделении Сбербанка в Тюмени Давтяну ничем не помогли. Разглашать имя получателя запрещено законом о банковской тайне. А вернуть деньги после их получения без судебного вмешательства невозможно. Пришлось обращаться с иском в суд. Ценный совет сотрудника банка помог юридически правильно составить заявление. Требование о возврате денег аргументировалось ст. 1102 ГК РФ о необоснованном обогащении. В качестве юриста к делу подключили Анатолия Блинова, состоящего в коллегии адвокатов Тюмени.
Иск в суд был подан на Сбербанк. На первом же заседании к разбирательству привлекли реального получателя денег. Им оказался хороший знакомый Давтяна – Николай Тороп. Именно у него Давтян закупал строительные материалы. В деле фигурировала карта жены Торопа. На нее было предпочтительно отправлять деньги за купленную продукцию. Важным моментов является то, что Давтян оплатит приобретенные материалы со счета фирмы, о чем имеются необходимые выписки и заверенные банком платежные поручения.
Как оказалось, номер карты жены Торопа был записан у Давтяна на том же подручном листке бумаги, что и номер карты его друга. Сработал человеческий фактор, и Хачатур сам перепутал данные, отправив деньги не по адресу. Первоначально Тороп предоставил суду переписку с заявителем, на основании которой утверждал, что средства предназначались ему за стройматериалы. Но это заявление практически сразу же был отозвано.
В результате, суд присудил семье Торопа выплатить деньги Давтяну в полном объеме – 334 тысячи 300 рублей, мотивируя решение статьей Гражданского кодекса. Также ответчику вменили выплату судебных издержек в размере 6,5 тысяч рублей.
Важно знать, что номера банковских карт составляются по специальному алгоритму. Опечатка отправителя в номере карты на 1 или 2 цифры не смогла бы привести к таким последствиям. За всю банковскую практику таких случаев единицы.
Комментарии
3А в чём сложность дела? Определить нормы материального права?