Президент РФ Владимир Путин поддержал идею установить законодательный приоритет зарплат над другими обязательными платежами предприятий — налогами и социальными взносами. Банки.ру забеспокоился: не будут ли компании уходить от налогов под предлогом, что денег хватило только на зарплату?
«Вам скажут, что бюджет — это тоже заработная плата...»
Президент России назвал обоснованной идею Федерации независимых профсоюзов о законодательном закреплении приоритета заработной платы над другими обязательными платежами, такими как взносы в социальные фонды или даже налоги. Фрагмент стенограммы встречи Путина с председателем федерации Михаилом Шмаковым опубликовала пресс-служба Кремля.
Этот шаг поможет сократить долги по зарплате, объяснил президенту Шмаков. «Процесс выплаты заработной платы и отсутствия долгов: пока заработная плата не будет выплачена, не пойдут налоги», — сказал он, уточнив, что сейчас, в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса, эти платежи «являются одинаковыми».
Шмаков напомнил, что в 2013 году Россия ратифицировала конвенцию Международной организации труда по защите заработной платы, что позволит внести нужные изменения в Гражданский кодекс. Он не исключил, что инициатива встретит сопротивление, в частности, Минфина, который «заботится в первую очередь о бюджете, а не о выплате заработной платы».
«Вам скажут, что бюджет — это тоже заработная плата в социальной сфере: учителя, врачи, военные и так далее», — возразил Путин. По словам Шмакова, в этой сфере можно найти компромисс, процесс потребует определенной подготовки и обсуждения.
«Сама по себе идея мне кажется обоснованной, особенно сегодня, когда у нас еще не преодолены все экономические трудности, поэтому подумать над этим тоже можно и нужно, и этот компромисс, о котором вы сказали, надо поискать», — подытожил Путин.
По данным Росстата, опубликованным 31 августа, на конец июня 2016 года организации РФ задолжали бюджетам всех уровней 60,7 млрд рублей, что на 5,8% больше, чем в мае. Это лишь малая часть из общей просроченной задолженности предприятий, которая на конец августа составила 2,5 трлн рублей (снизившись на 2,8%).
А просроченная задолженность по зарплате на начало августа равнялась 3,7 млрд рублей, что на 3,6% ниже, чем в предыдущем месяце. В этом году максимальный долг по зарплате был зарегистрирован в апреле (4,5 млрд рублей), после этого он пока снижается.
Банки.ру спросил у экспертов, окажется ли эффективным решение о законодательном приоритете зарплат, если оно будет принято, и не начнут ли предприятия уходить от налогов, объясняя это тем, что потратили все деньги на зарплаты своим работникам.
«Приоритет зарплаты не избавляет предприятия от необходимости платить налоги»
Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ:
— Приоритет зарплаты над другими платежами не избавляет предприятия от необходимости платить налоги, просто у них будет возрастать налоговая задолженность. Какие-то возможности для торга, наверное, у компаний появляются, но не думаю, что это сильно повлияет на их поведение.
Если эта мера направлена на борьбу с задолженностью по заработной плате, — это, мягко говоря, глупость. Невыплатами зарплаты охвачено всего 0,3—0,5% всех работающих, это минимальная отметка. А если возникает критическая ситуация, например, на крупном градообразующем предприятии, — все равно без вмешательства властей эти проблемы не решаются.
«У государства больше возможностей, чем у человека»
Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании ПФ «Капитал»:
— Социальная справедливость в этой идее есть. У государства часто больше возможностей сгладить неровности в поступлении доходов, чем у одного человека. Государство получает налоги от большого числа агентов, у человека источник дохода чаще всего один — зарплата.
Надо понимать, что это касается предприятий, у которых проблемы с деньгами. Если предприятие дееспособное, — для него это не очень важно, никаких проблем из-за разного приоритета налогов и зарплаты не возникнет.
Я не думаю, что это как-то увеличит мошенничество. Тот, кто решится на преднамеренное банкротство, пойдет на это независимо от того, какой приоритет у зарплаты и налогов. А тот, кто действительно не справляется, не начнет справляться из-за того, что зарплату нужно выплатить раньше. Разница лишь в том, что при процедуре банкротства или финансового оздоровления у компаний будет оставаться больше обязательств перед государством и меньше — перед работниками.
Важно также, что если работник принимает участие в создании продукта, который произведен и продан, — он имеет право получить вознаграждение за вложенный им компонент добавленной стоимости продукта, то есть труд. Независимо от того, какие проблемы есть у этого предприятия. В то время как государство собирает налоги за нечто более эфемерное — экономическую среду, инфраструктуру и так далее.
«Власть демонстрирует свою отеческую заботу»
Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center:
— Подобная инициатива — хороший предвыборный ход. Тем самым власть демонстрирует свою отеческую заботу, ведь, согласно данным Росстата, сейчас объем просроченной заработной платы составляет 3,7 миллиарда рублей. Будь это реализовано сейчас, часть этих денег оказалась бы в кошельках граждан, которые в нынешнее непростое время в них так нуждаются.
Подобная практика применяется во многих странах, которые приняли соответствующую конвенцию Международной организации труда. В России потребуется сломить еще сопротивление Минфина, который едва ли захочет отказаться от своего привилегированного статуса.
«Пятно на репутации — существенный рычаг влияния на неплательщика»
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:
— Приоритет выплаты заработной платы характерен для экономики развитого мира: здесь требуется более высокий уровень социальной ответственности вместе с полностью прозрачной финансовой системой. Сам факт внесения соответствующих поправок в ГК РФ еще не гарантирует того, что идея сработает. В российских реалиях финансовый комфорт и уверенность кадров в завтрашнем дне приоритетом для работодателя являются очень редко.
Соблазнов для недобросовестного работодателя в новой инициативе может быть много, но они есть и сейчас. Если и вносить в систему выплат зарплат существенные правки, то надо идти дальше: создавать органы, которые могли бы оперативно реагировать на соответствующие жалобы сотрудников компаний и предприятий, создавать реестр штрафов или взысканий и т. д. Пятно на репутации или огласка — это уже существенный рычаг влияния на неплательщика.
«Зарплаты россиян «топчутся» на месте уже почти два года»
Дмитрий Шевченко, руководитель юридического департамента «Ланта-Банка»:
— Инициатива хорошая, тем более при условии, что зарплаты россиян «топчутся» на месте уже почти два года, а темпы инфляции к концу года могут превысить 7,5%. Но никаких новых лазеек для предприятий она не создает: в случае неуплаты налогов долг в любом случае будет формироваться, что в конечном итоге может привести к банкротству компании и потере работы для ее сотрудников.
«Государство жертвует своими публичными интересами»
Фарид Бабаев, советник адвокатского бюро «А2»:
— Инициатива неплохая с точки зрения социальной ориентированности, но при этом в некоторой степени государство жертвует своими публичными интересами.
Инициатива не означает, что платежи в бюджет и внебюджетные фонды не должны будут оплачиваться в принципе, речь идет об очередности. Поэтому говорить о сознательной невыплате работодателями обязательных платежей, пожалуй, не приходится.
При ликвидации юридических лиц, в том числе при банкротстве, законодательство уже сегодня ставит оплату труда в приоритет перед расчетами с бюджетом и внебюджетными фондами. А с точки зрения списания денежных средств со счета плательщика — на данный момент те и другие требования находятся в одной очереди.
Комментарии
2