Сегодня банки — завтра все остальные организации
До 2016 г. уплата налога на имущество была далеко не самым актуальным вопросом для кредитных организаций.
Ситуация резко изменилась после вступления в силу с 2016 г. Положения Банка России от 22.12.14 г. № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее — Положение № 448-П).
Положение № 448-П было разработано Банком России на основе МСФО, переход на которые должен завершиться в российском бухгалтерском учете в достаточно сжатые сроки, поэтому проблемы, возникшие перед банками в связи с необходимостью применения Положения № 448-П, с 2017 г. ожидают и другие организации, так как нормативные правовые акты по учету основных средств на основе МСФО уже разработаны или будут разработаны в ближайшем будущем:
у некредитных финансовых организаций — Положение от 22.09.15 г. № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях», которое будет применяться с 2017 г.; у нефинансовых коммерческих и некоммерческих организаций -федеральный стандарт по бухгалтерскому учету «Основные средства», проект которого разработан Фондом «Негосударственный регулятор развития бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» и будет утвержден в 2016 г. и станет обязательным для применения с 2018 г. (п. 2 раздела I Программы разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 23.05.16 г. № 70н); при этом многие организации, составляющие отчетность, в том числе и по МСФО, начнут применять его с 2017 г.; у бюджетных организаций — федеральный стандарт по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора «Основные средства», который первоначально предполагалось ввести в действие с 2017 г. (Программа разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора, утвержденная приказом Минфина России от 10.04.15 г. № 64н).
Рассмотрим вопросы обложения налогом на имущество объектов, учитываемых кредитными организациями на счетах 619 «Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности» и 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи», позиция Минфина России по которым была болезненно воспринята банками.
Главное — не номер счета, а экономическая сущность объекта
Проблема обложения имущества банков, учитываемого согласно Положению № 448-П на счетах 619 и 620, а также аналогичных объектов некредитных организаций возникла не сегодня, и методология ее решения сформировалась у Минфина России и ФНС России уже давно.
Как обоснованно указывал Минфин России, поддержанный ВАС РФ, решение вопроса об учете объектов недвижимости на счете «Основные средства» и признании их в качестве объекта обложения по налогу на имущество организаций не должно зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта (письмо от 6.09.06 г. № 03-06-01-02/35, Определение ВАС РФ от 14.02.08 г. № 758/08). Этот подход полностью удовлетворяет требованию п. 3 ст. 3 НК РФ о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, и применительно к налогу на имущество организаций это требование можно выразить так: облагается не номер счета бухгалтерского учета, а объекты, соответствующие по своей экономической сути нормативному определению основных средств. Поскольку принадлежность актива к основным средствам определяется правилами бухгалтерского учета, нельзя не отметить, что указанный порядок определения объекта обложения налогом на имущество в полном объеме согласуется с одним из важнейших принципов бухгалтерского учета — отражать в учете факты хозяйственной жизни исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н, п. 1.12.8 Положения Банка России от 16.07.12 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 385-П).
Однако при этом нельзя забывать, что согласно ПБУ 6/01 и Положению № 448-П одним из условий признания актива основным средством является такой субъективный критерий, как отсутствие у организации намерения впоследствии перепродать объект. Тем самым данное волеизъявление становится неотъемлемой частью экономической сущности (содержания) объекта основных средств и экономического основания обложения его налогом на имущество организаций.
Логично было бы предположить, что решение рассматриваемого вопроса не должно зависеть также и от волеизъявления регулирующих органов, так как экономическая сущность объекта со временем не меняется и не зависит от экономической ситуации. Однако в отношении объектов, учитываемых банками на счете 620, эта гипотеза не подтверждается.
Налогообложение недвижимости, временно не используемой в основной деятельности
Напомним, что согласно определению, которое было введено в правила бухгалтерского учета кредитных организаций с 2012 г., недвижимостью, временно не используемой в основной деятельности, признается имущество (часть имущества) кредитных организаций, предназначенное для получения арендных платежей (за исключением платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), доходов от прироста стоимости этого имущества, или того и другого, реализация которого в течение одного года с даты классификации в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, кредитной организацией не планируется (п. 11.1 приложения 10 к Положению Банка России от 26.03.07 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (в ред. Указания Банка России от 29.12.10 г. № 2553-У, п. 11.1 приложения 9 к Положению № 385-П, п. 4.1 Положения № 448-П).
До 2016 г. такие объекты недвижимости учитывались на счете первого порядка 604 «Основные средства» (счета второго порядка 60408 «Недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности», 60409 «Недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности, переданная в аренду») (п. 11.9 приложения 10 к Положению № 302-П, п. 11.9 приложения 9 к Положению № 385-П). При этом сомнения в необходимости включения сумм по данным счетам в налоговую базу по налогу на имущество у банков практически не возникали, а если и появлялись, то регулирующие органы их решительно развеивали, указывая на то, что относимая к основным средствам недвижимость (кроме земли), временно не используемая в основной деятельности и учитываемая на счетах № 60408–60411, признается объектом обложения по налогу на имущество организаций (письма ФНС России от 14.08.14 г. № ПА-4-11/16088@, Минфина России от 21.03.12 г. № 03-05-05-01/12, от 19.10.11 г. № 03-05-05-01/82).
На наш взгляд, это было совершенно обоснованно, так как согласно бухгалтерскому законодательству, как действовавшему в 2012 г., так и вступившему в силу с 2013 г., положения отраслевых нормативных документов по бухгалтерскому учету не должны противоречить актам федерального уровня (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), п.15 ст.21 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).
Напомним, что одна из основных задач совета по стандартам бухгалтерского учета, созданного в соответствии со ст. 25 Закона № 402-ФЗ приказом Минфина России от 25.12.15 г. № 541, состоит в проведении экспертизы на предмет непротиворечия проектов отраслевых стандартов федеральным стандартам (п.п. «б» п. 4 приказа Минфина России от 14.11.12 г. № 145н).
В п.п. «а» п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н (в настоящее время действующего в качестве федерального стандарта), установлено, что при выполнении прочих условий к основным средствам относятся активы, предназначенные в том числе и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Поэтому можно считать, что включение с 2012 г. недвижимости, временно не используемой в основной деятельности кредитных организаций, в состав счета по учету основных средств всего лишь приводило документ Банка России в соответствие с нормативным правовым актом Минфина России, как того и требовал Закон № 129-ФЗ.
Изменение с 2016 номера счета, на котором банки учитывают недвижимость, временно не используемую в основной деятельности, ее экономической сути и норм ПБУ 6/01 не изменило. Таким образом, надо признать справедливой позицию Минфина России о необходимости обложения банками налогом на имущество указанной недвижимости, учитываемой не на счете 604, а на счете 619 (письмо от 10.02.16 г. № 03-05-04-01/6931, доведенное до налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 18.02.16 г. № БС-4-11/2665). Следует отметить, что использованный в этом письме аргумент о том, что обложение налогом на имущество организаций должно зависеть от отраслевых особенностей бухгалтерского учета, тоже ненов. Так, еще в 1997 г., отвечая на предложение Банка России вывести из-под налогообложения объекты, учитываемые банками на счете учета расходов будущих периодов, Минфин России указал, что балансовые счета, используемые коммерческими банками для исчисления базы по налогу на имущество, отличаются от балансовых счетов, применяемых другими налогоплательщиками, только нумерацией, а не содержанием. Следовательно, принять предложение Банка России нельзя, поскольку на выбор статей баланса при определении базы для исчисления налога на имущество не оказывала влияние специфика деятельности того или иного налогоплательщика (письмо от 27.01.97 г. № 04-07-03). Аналогичным образом Минфин России отмечал, что особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, используются независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых кредитной организацией учитываются активы, отвечающие признакам основных средств (письмо от 11.04.13 г. № 03-05-05-01/11960).
При этом Минфин России уточнил свою позицию в отношении налоговой базы по объектам недвижимости, временно не используемой в основной деятельности кредитных организаций. Ранее он считал, что объекты, учитываемые по справедливой стоимости, по которым не начисляется амортизация, включаются в налоговую базу по налогу на имущество по справедливой стоимости (письмо от 24.05.12 г. № 03-05-05-01/27), теперь он согласился с тем, что для целей исчисления налога на имущество эта стоимость должна постоянно уменьшаться на сумму износа, начисленного согласно п. 3 ст. 376 НК РФ (письмо от 29.03.16 г. № 03-05-05-01/17413).
Вместе с тем поскольку нормами ПБУ 6/01 учет основных средств по справедливой стоимости не предусмотрен, то и в исходном для рассматриваемого вопроса письме Минфина России от 10.02.16 г. № 03-05-04-01/6931 модель учета по справедливой стоимости не упоминается, а говорится только об основных средствах, имеющих остаточную стоимость, т. е. учитываемых по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. По той же причине (отсутствие в ПБУ 6/01 норм об обесценении основных средств) в этом письме делается вывод о невозможности уменьшения налогооблагаемой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, на величину обесценения в форме создаваемых банками резервов на возможные потери. При этом не вызвала возражений возможность увеличения указанной стоимости вследствие начисления амортизации не на первоначальную стоимость, как это предусмотрено п. 19 ПБУ 6/01, а на первоначальную стоимость, уменьшенную на расчетную ликвидационную стоимость (п. 4.9 Положения № 448-П).
Если банк решил продать недвижимость, временно не используемую в основной деятельности
Более сложным является вопрос об обложении налогом на имущество недвижимости, временно не используемой в основной деятельности кредитных организаций, по которой принято решение о продаже, вследствие чего при выполнении определенных условий она «переводится» на счет 620 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи» (пп. 5.1, 5.5 Положения № 448-П).
В 2012—2015 гг. такие объекты переводились банками со счета 604 на счет 61011 «Внеоборотные запасы» (пп. 1.14, 11.14.2, 11.16 приложения 10 к Положению № 302-П, пп. 11.14, 11.14.3, 11.16 приложения 9 к Положению № 385-П). Позиция регулирующих органов по вопросу обложения налогом на имущество этих «переквалифицированных» объектов не была сформулирована.
Тем не менее если распространять на кредитные организации позицию Минфина России и налоговых органов в отношении основных средств некредитных организаций, то сам перевод объектов основных средств, включая недвижимость, временно не используемую в основной деятельности, со счета 604 на счет 61011 должен рассматриваться как неправомерный. Так как именно таковым из-за несоответствия правилам бухгалтерского учета считал Минфин России перевод основных средств, в отношении которых принято решение о продаже и использование которых прекращено, со счета 01 «Основные средства» на счет 41 «Товары», полагая, что они подлежат обложению налогом на имущество организаций до их выбытия при продаже (письма от 2.03.10 г. № 03-05-05-01/04, от 17.12.15 г. № 03-05-05-01/74010).
Суды сначала поддерживали точку зрения налогоплательщиков о возможности перевода указанных основных средств на счет 41 с прекращением начисления по ним налога на имущество (постановления ФАС Поволжского округа от 27.01.09 г. № А65-9168/2008, ФАС Центрального округа от 4.07.08 г. № А48-3994/07–14), но впоследствии стали соглашаться с мнением налоговых органов, аналогичным приведенному мнению Минфина России (постановления ФАС Поволжского округа от 13.11.12 г. № А49-2601/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.01.13 г. № ВАС-17754/12), АС Поволжского округа от 22.03.16 г. № Ф06-5508/2016).
В то же время Минфин России никогда не заявлял, что правила бухгалтерского учета в кредитных организациях, предусматривающие названную учетную переквалификацию (изменение счета учета) основных средств, предназначенных для продажи, противоречат — вопреки требованиям законодательства — нормам ПБУ 6/01 и поэтому в целях единообразного налогообложения кредитных и некредитных организаций не должны приводить к прекращению обложения таких объектов налогом на имущество организаций. Ведь тогда пришлось бы сказать о более фундаментальном противоречии между правилами бухгалтерского учета основных средств в кредитных организациях и ПБУ 6/01, так как в конечном счете именно оно и делало для банков указанную переквалификацию соответствующей данным правилам.
Это противоречие состояло в следующем. С 2006 г. из ПБУ 6/01 было исключено такое условие признания актива основным средством, как его фактическое применение организацией для производственных или административных целей или передачи во временное владение и/или пользование, стало достаточным, чтобы актив был предназначен для этого использования (п.п. «а» п. 4 ПБУ 6/01, в ред. приказа Минфина России от 12.12.05 г. № 147н). В то же время в кредитных организациях вплоть до 2016 основным средством продолжал признаваться лишь фактически используемый в основной деятельности объект (п. 2.1 приложения 9 к Положению № 385-П). В связи с этим в определении недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, слово «предназначенное» воспринималось как обозначающее не объективную готовность имущества к использованию (как это имеет место в ПБУ 6/01), а как субъективные планы организации по его применению. Соответственно при изменении этих планов в пользу продажи объекта, т. е. при утрате последним необходимого признака основных средств, он подлежал переводу со счета 604 на счет 61011.
Не ставили вопрос о неправомерности норм, регулирующих такой перевод и налоговые органы. В единственном обнаруженном судебном споре по рассматриваемому вопросу налоговая инспекция обвиняла банк не в том, что он не облагал налогом на имущество объект недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, который был переведен на счет 61011, а в том, что он преждевременно осуществил такой перевод лишь на основании принятого решения о продаже, несмотря на то что имущество продолжало использоваться для сдачи в аренду. Суд поддержал налоговый орган (постановление АС Северо-Западного округа от 3.11.15 г. № А42-8669/2014). Показательно, что в сходной ситуации Банк России рекомендует квалифицировать сдаваемый в аренду объект не как недвижимость, временно не используемую в основной деятельности, а как долгосрочный актив, предназначенный для продажи, т. е. отдает приоритет не объективной экономической сущности актива, а субъективным намерениям по отношению к нему, (см. ответ на вопрос 6 в Информации Банка России от 13.08.15 г. «Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 22.12.2014 г. № 448-П…», далее — Информация Банка России от 13.08.15 г.).
Как позиция банка-налогоплательщика, представленная в данном судебном постановлении, так и приведенный ответ Банка России лишний раз подтверждают упомянутую смысловую нагрузку слова «предназначенное» в определении недвижимого, временно не используемого в основной деятельности кредитных организаций. А почему это важно понимать, станет ясно далее.
Налогообложение долгосрочных активов, предназначенных для продажи
В 2003—2015 гг. имущество, полученное кредитными организациями по договорам отступного и залога, до принятия решения о его реализации, использовании в собственной деятельности или переводе в состав недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, учитывалось на счете 61011 «Внеоборотные запасы» (п. 5.3 приложения 10 к Положению Банка России от 5.12.02 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», п. 5.3 приложения 10 к Положению № 302-П, п. 5.3 приложения 10 к Положению 385-П).
При этом в течение ряда лет Минфин России ежегодно подтверждал, что указанные объекты не облагаются налогом на имущество организаций (письма от 21.04.11 г. № 03-05-05-01/23, от 28.12.10 г. № 03-05-05-01/65, от 11.12.09 г. № 03-05-05-01/79, от 24.06.08 г. № 03-05-05-01/41, от 19.11.07 г. № 03-05-06-01/132). Следовательно, в тот период объекты, полученные кредитными организациями по договорам залога или отступного, не считались основными средствами по своей экономической сути, хотя решение об их реализации еще не было принято, в связи с чем сохранялась вероятность включения этих объектов в состав облагаемых налогом на имущество организаций основных средств или недвижимости, временно не используемой в основной деятельности.
Более того, и тогда, и позднее Минфин России и ФНС России считали, что и в некредитных организациях долгосрочные активы, приобретенные для перепродажи, не должны учитываться как основные средства и облагаться налогом на имущество организаций (письма от 15.11.11 г. № 03-05-05-01/87, от 6.06.14 г. № БС-4-11/10837@ соответственно).
Что же позволило Минфину России в 2016 г. радикально поменять свое мнение и утверждать, что долгосрочные активы, предназначенные для продажи, подлежат обложению налогом на имущество организаций (посчитаем, что текущая экономическая ситуация не оказала влияния на такое изменение позиции)?
В соответствии с п. 2.1 Положения № 448-П из критериев признания актива основным средством был исключен признак фактического использования его в основной деятельности и установлено, как это было сделано еще 10 лет назад в ПБУ 6/01, что основным средством признается удовлетворяющий определенным условиям объект, предназначенный для использования кредитной организацией при оказании услуг либо в административных целях. В письме от 22.06.11 г. № 03-05-05-01/50 Минфин России, поясняя значение слова «предназначенный» в определении основных средств некредитных организаций, отмечает исключительно объективную сторону этой «предназначенности», которая состоит в физической (технической, технологической) готовности объекта к использованию. Минфин России в письме от 17.12.15 г. № 03-05-05-01/74010 также указывал, что налог на имущество организаций относится к имущественным налогам, взимаемым независимо от факта использования имущества, и этот подход соответствует как тезису об экономической сущности объекта обложения данным налогом, так и требованию об экономическом основании налогообложения в целом.
Если ограничиться только таким пониманием словосочетания «предназначенный для использования», то ему вполне будут соответствовать многие долгосрочные материальные объекты, полученные банком по договорам залога или отступного: физически они, как правило, готовы к использованию, поскольку до передачи их банку применялись должником по кредиту в производственных или административных целях либо для сдачи в аренду или лизинг.
Однако, как отмечалось ранее, неотъемлемой составной частью экономической сущности основных средств и соответственно экономического основания обложения их налогом на имущество является волеизъявление организации не продавать имущество (п.п. «в» п. 4 ПБУ 6/01, п. 2.1 Положения № 448-П), которое можно считать субъективной стороной его «предназначенности». Иными словами, чтобы имущество соответствовало условию быть предназначенным для использования, оно не только обязано быть готово к этому физически, но должно также быть решение организации именно о долговременном его использовании, оформленное первичным документом о принятии имущества к учету в качестве основных средств или недвижимости, временно не используемой в основной деятельности.
В отличие от прежнего счета 61011 на счете 620 учитываются далеко не все долгосрочные материальные объекты, полученные банком по договорам залога или отступного, некоторые из них могут быть сразу приняты к учету в качестве основных средств или недвижимости, временно не используемой в основной деятельности (см. ответ на вопрос 9 в Информации Банка России от 13.08.15 г.). Соответственно в отношении объектов, учитываемых на счете 620, не выполняется такое неотъемлемое условие признания актива основными средствами, как волеизъявление организации не перепродавать его. Поэтому указанные объекты не могут считаться предназначенными для использования организацией в основной деятельности или для сдачи в аренду/получения по ним инвестиционного дохода, т. е. вследствие невыполнения одного не выполняется и другое условие признания актива основными средствами.
При этом оба условия являются равноправными (о чем свидетельствует требование п. 4 ПБУ 6/01 об их одновременном выполнении), и, следовательно, одно из них (объективная физическая готовность объекта к использованию) не может считаться основным, а другое (отсутствие намерения организации перепродавать объект) — второстепенным. Поэтому игнорирование условия об отсутствие у организации намерения перепродавать актив означало бы произвольное исключение из единой экономической сущности объекта обложения налогом на имущество внутренне присущей ей, но ставшей «неугодной» Минфину России составляющей.
К сожалению, министерство продолжает считать основным средством долгосрочный материальный актив, предназначенный для продажи, причем не только ранее признававшийся основным средством данной организации (с чем еще можно было бы согласиться), но и актив, никогда не являвшийся в получившей его организации основным средством, с чем согласиться невозможно, в том числе согласно приведенной прежней позиции самого Минфина России и ФНС России.
В связи с изложенным неслучайным представляется, что Минфин России ни в одном письме о налогообложении имущества, учитываемого банками на счете 620, не упомянул об «экономической сущности» объекта налогообложения, подменив ее категорией «материально-вещественная форма», которая позволяет объединить все материальные объекты потенциально долгосрочного использования, включая приобретенные исключительно для перепродажи.
Однако, во-первых, для подтверждения такого очевидного факта, как единая материально-вещественная форма указанных объектов, не было необходимости запрашивать мнение Банка России, делая его запоздалым «соучастником» обоснования ранее сформулированной позиции (письмо от 1.07.16 г. № 03-05-04-01/38445 и др.). Во-вторых, вообще не понятно, причем тут материально-вещественная форма объекта, так как долговременно используемые материальные активы, не относящиеся по своей функции в процессе производства к основным средствам (к средствам труда), например различные специальные приспособления, инструменты, имеют ту же материально-вещественная форму, что и основные средства, но на этом основании никто не считает их объектами обложения налогом на имущество организаций.
Когда Минфин России указывает на возможное лишь в будущем внесение изменений в п. 1 ст. 374 НК РФ, чтобы «одинаковые по материально-вещественной форме» активы облагались или не облагались налогом на имущество организаций в зависимости от их назначения, то он как минимум частично лукавит (письмо от 1.07.16 г. № 03-05-05-01/38445 и др.). В приведенной норме НК РФ четко установлено, что объектом налогообложения является имущество лишь одного определенного назначения — предназначенное для использования в качестве основных средств, т. е. (имея в виду ПБУ 6/01 как соответствующий федеральный стандарт) в качестве долгосрочных материальных активов в основной деятельности или для передачи во владение и/или пользование. Соответственно долгосрочные материальные активы любого другого назначения, в том числе «для продажи», объектом обложения налогом на имущество не являются, несмотря на то что имеют одинаковую с объектом налогообложения материально-вещественную форму.
Понятно, что в процессе перехода на МСФО изменений в главе 30 НК РФ не избежать. Так, если новый федеральный стандарт по учету основных средств не будет, как планируется, распространяться на инвестиционную недвижимость (ее аналогом в банках как раз и является недвижимость, временно не используемая в основной деятельности) и на основные средства, предназначенные для продажи (http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva), то для сохранения всех или части указанных активов в составе объекта налогообложения действительно придется вносить изменения в п. 1 ст. 374 НК РФ. Однако в настоящее время, повторимся, и без этих изменений представляется очевидным, что долгосрочные материальные объекты, правомерно квалифицированные кредитной организацией при их принятии к учету как предназначенные для продажи, не должны облагаться налогом на имущество.
В заключение отметим преимущество квалификации долгосрочных материальных объектов, учтенных на счетах 619 и 620, в качестве основных средств. Так, жилые дома и жилые помещения, полученные банками по договорам залога и отступного, не могут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 5.07.16 г. № 03-05-05-01/39148, от 6.07.16 г. № 03-05-05-01/39555 и др.).
http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_Osnovniye_sredctva), то для сохранения всех или части указанных активов в составе объекта налогообложения действительно придется вносить изменения в п. 1 ст. 374 НК РФ. Однако в настоящее время, повторимся, и без этих изменений представляется очевидным, что долгосрочные материальные объекты, правомерно квалифицированные кредитной организацией при их принятии к учету как предназначенные для продажи, не должны облагаться налогом на имущество.
В заключение отметим преимущество квалификации долгосрочных материальных объектов, учтенных на счетах 619 и 620, в качестве основных средств. Так, жилые дома и жилые помещения, полученные банками по договорам залога и отступного, не могут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 5.07.16 г. № 03-05-05-01/39148, от 6.07.16 г. № 03-05-05-01/39555 и др.).
Начать дискуссию