Интернет-банкинг

ДБО малого бизнеса: лидеры и тенденции

В июле агентство Markswebb Rank & Report опубликовало ежегодный рейтинг эффективности интернет-банков для малого бизнеса Business Internet Banking Rank 2016. Какие интернет-банки — самые функциональные и удобные для малого бизнеса и почему? В каком направлении развиваются онлайн-сервисы и чего ждать через год-два от ДБО малого бизнеса?
ДБО малого бизнеса: лидеры и тенденции
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

В июле агентство Markswebb Rank & Report опубликовало ежегодный рейтинг эффективности интернет-банков для малого бизнеса Business Internet Banking Rank 2016. Какие интернет-банки — самые функциональные и удобные для малого бизнеса и почему? В каком направлении развиваются онлайн-сервисы и чего ждать через год-два от ДБО малого бизнеса?

Лидеры

В рейтинг Business Internet Banking Rank 2016 вошел 21 банк, в том числе четыре лидера прошлогоднего исследования и 15 банков, обслуживающих ИП и имеющих наибольшие обороты по счетам ИП (по данным ЦБ РФ за февраль 2016 года). Один банк присоединился к исследованию по своей инициативе.

Самый удобный и функциональный интернет-банк для малого бизнеса сделал Точка Банк. Как и в прошлом году, онлайн-сервис занял первое место в обоих рейтингах по результатам исследования — и для начинающего, и для профессионального бизнеса. В январе 2016 года он был обновлен, причем изменения коснулись преимущественно удобства пользования сервисом: выполнять основные пользовательские задачи стало еще проще. Например, платежная форма, которая раньше была явно перегружена большим количеством элементов, после редизайна стала компактнее и понятнее, сохранив широкий функционал.

Что касается топ-3 для каждого типа бизнеса, лучшие интернет-банки для начинающих предпринимателей сделали Точка Банк, Тинькофф Банк и Альфа-Банк. Согласно методике Business Internet Banking Rank 2016 начинающий малый бизнес использует небольшой набор продуктов и услуг, поэтому лучший интернет-банк для этой группы клиентов — тот, который максимально полно и с большим удобством для клиента удовлетворяет базовые его потребности. К ним относятся получение доступа с минимальным количеством посещений банка (в идеале — без них), простота получения информации по счету (приход и расход) и отправки платежа, делегирование доступов сотрудникам, например бухгалтеру.

Для профессионального малого бизнеса такого функционала явно недостаточно, поэтому в топ-3 этого рейтинга попали банки, которые предлагают расширенный набор продуктов и услуг — Точка Банк, Промсвязь­банк и ВТБ24. У клиентов этих банков есть возможность дистанционно настроить уведомления о поступлениях и списаниях денежных средств, подключить зарплатный проект и эквайринг, оформить кредит, вклад, корпоративные карты, открыть валютный счет, осуществлять обмен валют, валютные платежи и валютный контроль.

В целом, за прошедший год состав первой десятки рейтинга изменился незначительно: лидером остался Точка Банк, а вместо лишившихся лицензии Пробизнесбанка и Интерактивного банка в топ-10 появились Тинькофф Банк (2-е место для начинающего и 5-е для профессионального малого бизнеса) и Азиатско-Тихоокеанский Банк (8-е место в обоих рейтингах).

Тренды

Основной тренд в развитии интернет-банкинга для малого бизнеса — упрощение пользовательских сценариев. Современный сервис должен быть таким, чтобы от клиента требовалось минимум усилий и «лишних движений» при управлении счетом.

В связи с этим упрощаются формы платежных поручений: поля для бюджетных платежей скрываются во вкладки, появляются подсказки по заполнению форм и возможность настроить уведомления для получателя платежа на почту и телефон. Также интернет-банки учатся распознавать квитанции и платежные поручения: если раньше реквизиты для оплаты нужно было перепечатывать вручную, то сейчас можно просто загрузить скан-платежки в интернет-банк. Система сама распознает нужные цифры и перенесет их в соответствующие поля формы.

В идеале у любого клиента (и начинающего, и профессионального бизнеса) должна быть возможность полностью удаленно получать банковские продукты, услуги и управлять ими, например заказывать корпоративные карты, подключать эквайринг и пакеты платежей. Полностью такой функционал пока реализован у небольшого количества банков, а у большинства появляется точечно по несколько продуктов.

Другая тенденция, которая хорошо заметна на примере Тинькофф Банка, — появление в интернет-банках для малого бизнеса инструментов аналитики: диаграмм, графиков движения средств (поступления, списания) контрагентам, статистики по эквайрингу вплоть до диаграмм по конверсии. При этом можно выделить три уровня аналитики: макроуровень — все движения по счету, средний уровень — доли контрагентов в общем объеме операций, микроуровень — динамика операций по конкретному контрагенту.

В некоторых интернет-банках появляется функционал для ведения бухгалтерской отчетности, а в случае блокировки счета сервис информирует клиента о проблеме соответствующим уведомлением с подробным описанием причин. Уже сейчас в интернет-банке Точка Банка и Тинькофф Банка можно самостоятельно подготовить и сдать налоговую декларацию. Кроме того, в Точка Банке есть налоговый календарь, где отображается расписание необходимых платежей и отчислений в бюджет, причем платежное поручение формируется автоматически при выборе конкретного платежа.

Интернет-банки для малого бизнеса активно интегрируются с партнерскими сервисами — онлайн-бухгалтериями, 1С и сервисами проверки благонадежности контрагента. Например, в сервисе Точка Банка проверка благонадежности контрагента происходит автоматически в форме платежки: с основными сведениями можно ознакомиться бесплатно, а подробные предоставляются после оплаты подписки.

Служба поддержки перемещается в онлайн-чаты, причем этот процесс охватывает не только техподдержку, но и валютный контроль, а также решение вопросов, связанных с обслуживанием расчетного счета. Объем живого общения с поддержкой путем звонка будет стремиться к нулю. Это уже произошло в отдельных банках и будет распространяться дальше по рынку.

Что касается редизайнов, отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая — когда обновление идет на пользу сервису, то есть интернет-банк становится функциональнее или удобнее для конечного пользователя. Вторая тенденция — редизайн ради редизайна, когда просто меняются цвета и формы, но основные пользовательские сценарии не упрощаются (сервис не становится лучше).

Прогноз

Для конечного клиента — ИП или маленькой организации — будет проще мигрировать из банка в банк, например из неудобного в тот, где управлять счетами можно полностью дистанционно. Во-первых, этому будет способствовать возможность открыть расчетный счет дистанционно. Во-вторых, банки будут предлагать упрощенные пути перехода: например, в Точка Банке уже есть возможность сформировать список шаблонов платежей по выписке из «старого» банка. Порог для перехода будет снижаться, и клиенты будут этим активно пользоваться.

Скорее всего, через год-два на рынке будет две явные группы банков. Первая — несколько банков с хорошим дистанционным обслуживанием, которое будет, вероятно, дороже, чем в среднем на рынке. Вторая — крупные банки, у которых дистанционное обслуживание будет хуже, но, возможно, дешевле. Соответственно клиенты будут стоять перед выбором — идти в банк, где можно обслуживать бизнес полностью онлайн, но платить за это больше, или идти в крупный, надежный и более дешевый банк, где полностью управлять счетом дистанционно будет проблематично.

Рейтинг эффективности интернет-банков для начинающего малого бизнеса

Место Банк
Оценка

Точка Банк 

91,3  

Тинькофф Банк

78,9

Альфа-Банк

74,4

ВТБ24

70,5

УБРиР

66,3

6

Запсибкомбанк

58,3

7

Райффайзенбанк

57,4

Азиатско-Тихоокеанский Банк

57,1

Промсвязьбанк

56,9

10 

Авангард

56,6

11 

Абсолют

54,6

12 

БИНБАНК

50,6

13

Сбербанк

47,9

14

МИнБанк

46,3

15

Росбанк 

45,9

16

ВТБ Банк Москвы 

45,7

17

МДМ Банк 

43,6

18

Открытие

34,3

19-20 

АК Барc 

32,8

Россельхозбанк

32,8

Источник: Markswebb Rank & Report

Рейтинг эффективности интернет-банков для профессионального малого бизнеса

Место Банк
Оценка

1

Точка Банк

79,1

2

Промсвязьбанк

60,6

3

ВТБ24

59,7

4

Альфа-Банк

55,6

5

Тинькофф Банк

53,8

6

Авангард

53,2

7

УБРиР

50,3

8

Азиатско-Тихоокеанский Банк

49,3

9

Сбербанк

47,9

10 

Райффайзенбанк

43,6

11

Абсолют

38,9

12

МИнБанк

37,5

13

Запсибкомбанк

37,3

14

МДМ Банк

34,8

15

БИНБАНК

34,6

16

ВТБ Банк Москвы

31,2

17

Росбанк

30,1

18

Открытие

28,9

19-20

АК Барс

27,6

Россельхозбанк

27,6

Источник: Markswebb Rank & Report

Начать дискуссию