Чем обернутся для банков, финансовых рынков и экономики в целом кадровые и структурные изменения в Центральном банке?
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков «Россия»
«Набиуллина демонстрирует, что уверена в своей правоте»
Решение Эльвиры Набиуллиной возглавить комитет по денежно-кредитной политике означает, что глава ЦБ берет персональную ответственность за проводимую Центробанком денежно-кредитную политику (ДКП), за содержание ее целей и их реализацию.
Это назначение можно назвать формализацией того, что уже происходило в реальности последние годы. Набиуллина сама формулировала и озвучивала направления ДКП. Но сейчас, когда давление на Центробанк усилилось, в том числе, со стороны Госдумы, крайне важно, что председатель ЦБ лично будет отвечать за ДКП. Своим поступком Набиуллина демонстрирует, что уверена в своей правоте несмотря на растущую критику.
Вероятно, у нее есть свои взгляды на то, как должен развиваться надзор. Может быть, именно этим объясняется уход Алексея Симановского и Михаила Сухова, которым я благодарен за конструктивное взаимодействие. Это профессионалы высокого уровня.
Дмитрий Тулин, который теперь будет заниматься общим руководством банковского надзора, профессионально разбирается в этом вопросе: ранее он уже занимал аналогичную должность в Центробанке. Это вдумчивый специалист и принципиальный человек. Для меня крайне важно, что и он, и Василий Поздышев, который будет отвечать за методологию, готовы слушать аргументы. Я надеюсь, что нам удаться убедить их более взвешенно оценивать риски.
Приведу лишь два примера, где мы хотели бы быть услышанными. Во-первых, это закон о секьюризитации, который должен был бы заставить финансовые рынки работать и обеспечивать рефинансирование кредитов. Но в реальности этого не происходит: нормы Базеля IIIжестко оценивают младший транш в 20%. Должно быть найдено некое регулятивное решение, которое позволило бы проводить секьюритизацию без рисков для кредитных организаций.
Второй пример — это инициатива ЦБ по созданию трехуровневой системы. Идея подобной системы направлена на то, чтобы снять регуляторную нагрузку на малые банки. Замысел авторов реформы понятен: логично, что малые банки должны кредитовать малый и средний бизнес. Но важно не задушить банки ограничениями на операции. Крайне важно, воплощая реформу, не сделать так, чтобы малые банки стали воспринимались бизнесом и населением как неполноценные банки, кандидаты на вылет. Иначе вы увидим массовый вывод средств из этих кредитных организаций.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков
«Я надеюсь, что все будет нормально!»
Как новые кадровые назначения повлияют на банковский рынок — жизнь покажет, я не гадалка и не пророк.
Дмитрий Тулин — давно известный на рынке человек. Очень ответственный, добросовестный, человек-работяга. Он всегда был строг к банкам, но объективно строг. Я надеюсь, что все будет нормально!
О чем я искренне сожалею, так это об уходе из ЦБ моих коллег и друзей Алексея Симановского и Михаила Сухова. Да, у нас к ним было много острых вопросов, мы много дискутировали, но они высококлассные профессионалы и замечательные люди, их будет очень не хватать.
Александр Баранов, председатель комитета ПАРТАД по внутреннему контролю и управлению рисками
«Речь идет о перекраивании системы небанковского надзора»
Безусловно, кадровые перестановки в руководстве ЦБ важны. Представители банковского сообщества ассоциируют эти кадровые перемены с вхождением в новую эпоху. Но меня и представителей небанковской индустрии в данном случае, больше интересует изменение формата регулирования и надзора Центробанком участников финансового рынка.
Во-первых, согласно новости, опубликованной на сайте ЦБ за подписью Эльвиры Набиуллиной, Служба анализа рисков будет создана на правах отдельного департамента и станет оценивать риски как для кредитных, так и некредитных организаций. Это означает, что тема рисков в финансовом секторе и управления рисками поднимается на новый уровень. В принципе, последствия могут быть значительными — вплоть до изменения нормативных требований к различным участникам рынка.
Создание департамента рисков на базе службы рисков вне других департаментов предполагает новое качество вопросов риск-менеджмента и связанных с этим вопросов: требования к организации риск-менеджмента, требование к организации службы внутреннего контроля, требование к организации службы внутреннего аудита, требование к собственным средствам, требования к достаточности и т.п.
Во-вторых, кросс-секторальный подход регулирования и надзора будет реализован и в вопросах допуска на финансовый рынок: соответствующие департаменты, которые отвечали за эти вопросы по блоку кредитных и некредитных организаций, будут объединены в единый департамент допуска на финансовый рынок. Создание отдельных двух департаментов — департамента рисков и департамента допуска на финансовый рынок может вылиться к существенным изменениям в части надзора и регулирования участников финансового рынка. По сути, речь идет о перекраивании системы небанковского надзора.
На первых порах, эти новости таят в себе для участников финансового рынка, и, в первую очередь, для небанковских участников рынка рост неопределенности и рост регуляторных рисков. И поэтому участники рынка хотели бы получить от БанкаРоссии четкие ответы на многие свои вопросы, в том числе, и по формату новых требований, и по срокам приведения в соответствие.
Станислав Волков, Управляющий директор по банковским рейтингам RAEX (Эксперт РА)
«Набиуллина, видимо, решила, что ей проще лично контролировать ситуацию вокруг ДКП»
С учетом обострившийся дискуссии по вопросу снижения ключевой ставки и сильному давлению на ЦБ РФ, Эльвира Набиуллина, видимо, решила что ей проще лично отвечать на эти вызовы и контролировать ситуацию вокруг ДКП.
Павел Самиев, управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований
«Цель изменений — усиление вертикали надзора».
Не нужно искать скрытых смыслов: Центробанк прямым текстом заявил, что цель этих изменений — усиление вертикали надзора. К сожалению, события последних лет показали, что существующая модель надзора оказалась не совсем эффективной.
Как иначе можно объяснить дыры в балансах и фальсификации отчетности не только в мелких, но и в нескольких крупных банках? Новая модель надзора направлена на то, чтобы быстрее и эффективнее вскрывать подобные случае мошенничества.
Но хотелось бы, чтобы риски при этом оценивались адекватно, чтобы, очищая банковскую систему, ЦБ не слишком сильно увеличил регулятивные издержки, ведь чрезмерная нагрузка может и кредитование задушить.
Виктор Четвериков, президент Национального рейтингового агентства
«В ближайшем будущем в ЦБ состоятся еще и другие назначения или кадровые перестановки»
Система банковского надзора в Банке России уже давно отстроена и отлажена. И даже если речь пойдет о каких-то реформах, последующих за этими кадровыми изменениями (в чем лично я сильно сомневаюсь), то вряд ли они будут резкими, быстрыми и как-то шокируют рынок. В любом случае будет некий переходный период.
Так же могу предположить, что в ближайшем будущем в ЦБ состоятся еще и другие назначения или кадровые перестановки.
Начать дискуссию