Платежные системы

«Мир» на взлете

Региональные и транспортные проекты, собственная программа лояльности — драйверы национальной платежной системы.
«Мир» на взлете

Региональные и транспортные проекты, собственная программа лояльности — драйверы национальной платежной системы.

Помимо законодательно обусловленного перевода выплат, связанных с бюджетом, на российскую карту «Мир» перспективы ее распространения могут быть связаны с собственной программой лояльности, а также с дополнительным функционалом — например, в рамках региональных и транспортных проектов. О потенциале национального платежного инструмента шла речь на круглом столе Финополиса, в работе которого приняли участие топ-менеджмент НСПК, банки — участники и партнеры платежной системы.

Генеральный директор НСПК Владимир Комлев считает, что «проект нацкарты "Мир" уже взлетел». К платежной системе присоединились 146 банков, эмитировано более миллиона карт, подключено 154 500 банкоматов, почти 700 тыс. POS-терминалов. Уверенно растет оборот по картам, в сентябре количество транзакций превысило 1,1 млн. Впрочем, всего в России эмитировано 248 млн карт, а карточных транзакций в месяц проходит более миллиарда, говорить о какой-либо доле НСПК в этом объеме преждевременно.

В НСПК наметили зоны ускоренного роста, прежде всего связанные с использованием карты «Мир» как инструмента реализации социальных карт жителя региона. Коммерческий директор НСПК Сергей Радченков, модерирующий круглый стол, заявил: «Важное направление, над которым работает сейчас НСПК, — предложить россиянам дополнительную функциональность уже привычной и давно знакомой банковской карты. Здесь речь идет об использовании возможности размещать на карте различные полезные финансовые и нефинансовые приложения».

Один из многообещающих региональных проектов — миграция на карты «Мир» социальной карты москвича. Заместитель руководителя департамента розничных продуктов ВТБ Александр Солонин рассказал, что этот вопрос прорабатывается рабочей группой с участием Центробанка, департаментом информационных технологий мэрии Москвы, НСПК и ВТБ. Ежемесячно выпускается около 100 тыс. социальных карт, в основном для льготников, на следующем этапе карты будут получать работники бюджетных организаций. Помимо банковского функционала на карте предполагается поддержать муниципальную программу скидок, разместить транспортное и медицинское приложения, а также электронно-цифровую подпись. Рабочая группа рассчитывает, что эмиссия социальных карт москвича на платформе НСПК стартует в апреле 2017 года и будет постепенно замещать существующие международные карты.

Активность НСПК не ограничивается столицей, уже запущены несколько проектов в регионах: студенческая карта (Ростов-на-Дону, Саранск), транспортная карта (Екатеринбург). Еще в десятке регионов достигнуты договоренности и идет внедрение проектов (в том числе в Санкт-Петербурге, Казани). Об одном из проектов, многофункциональной карте жителя Дальнего Востока, рассказал Алексей Кардичев, председатель правления банка «Восточный».Для обладателей карт предусмотрен уникальный сервис автоплатежа за ЖКХ без комиссий, накопительная бонусная программа, неплохие условия базового банковского обслуживания (например, высокий процент на остаток средств на счете дебетовой карты), в планах — расчеты на транспорте, внедрение медицинского и кампусных приложений. Выдача карт начнется уже в декабре, Банк рассчитывает достичь охвата 300 тыс. клиентов.

«Прежде чем приступить к реализации проекта, мы анализируем потребности и готовность инфраструктуры каждого конкретного региона, — говорит Владимир Комлев (НСПК). — Наша цель — сделать сервисы на карте работающими по единому стандарту и одинаково доступными на территории всей страны. Получая обратную связь от регионов, мы разработаем единый стандарт по реализации таких проектов».

Непосредственно на Форуме было объявлено о подписании дорожной карты по проекту «Карта жителя Республики Татарстан», однако такая карта уже существует, проект реализуется совместно с MasterCard, Сбербанком и банком «Ак Барс».Сообщается, что карта жителя поддерживает 16 цифровых сервисов, в том числе квалифицированную электронную подпись, а также платежное, социальное, транспортное приложения.На первом этапе планируется распространить 75 тыс. карт в Зеленодольске, есть идея сделать этот поселок Казанской агломерации «безналичным городом». Во время Финополиса был организован пресс-тур, в котором журналисты могли убедиться, что не только в транспорте, но и на местном рынке принимают к оплате бесконтактные карты. А опробовать работу карты жителя (запись к врачу, заявка на льготы и пр.) в специальном терминале могли все участники Форума на стенде MasterCard.

Не замахиваясь на мультифункциональность, весьма перспективным сегментом можно назвать транспортные проекты. Так, в Екатеринбурге успели поработать с собственными муниципальными картами, поэкспериментировать с разными форматами сотрудничества с банками, выпустить универсальную электронную карту, а летом 2016 года выпустили совместно с Газпромбанком «ЕКарту» — уже на картах «Мир». В этом секторе большие технологические проблемы, считает Владимир Комлев; более 90% транспортных решений базируется на бесконтактной технологии Mifare, они закрыты и малоэффективны. В НСПК есть вИдение, как должны работать транспортные карты, базовый сценарий — использование нацкарты и стандартного бесконтактного считывателя. Логику учета льгот, различных транспортных тарифов можно поддержать посредством предпроцессинга. Это программное решение, которое позволяет учитывать комбинацию параметров: видов льгот, транспортных маршрутов, тарифных планов (которых может насчитываться десятки), лимитов и ограничений, и т.д. В итоге муниципалитеты, транспортные предприятия и пассажиры получат современное платежное решение, которое будет эффективно и прозрачно отрабатывать всевозможные варианты предоставления льгот. Такое решение будет обладать высокой степенью готовности к межрегиональному взаимодействию.

Еще один задел НСПК, результаты которого будет чрезвычайно интересно проконтролировать через несколько лет, связан с внедрением собственной программы лояльности. «Мы планируем создавать систему лояльности… это будет уникальный продукт. Мы хотим интегрировать программу лояльности в базовые форматы сообщений и функциональность самой платежной системы, — рассказал Владимир Комлев в ответ на вопрос о преимуществах карты «Мир» для потребителей. — Сейчас идет тестирование с рядом банков и торгово-сервисных предприятий, где программа работает в формате кэшбэка. У нас делается на это большая ставка, мы хотим, чтобы это была программа лояльности карты “Мир”, ассоциировалась бы именно с ней. Карта как максимально удобный и выгодный инструмент, которым можно и нужно платить, дает преимущества везде и всегда».

Действительно, лоялти остается «большой идеей», причем для разных сегментов бизнеса: ретейла, банков, стартапов. Международные платежные системы тоже активно действуют на этом поле, однако создается впечатление, что не слишком успешно. Идея привилегий для карт определенного статуса (золотая, платиновая и т.д) во многом дискредитирована из-за массовой раздачи банками элитных карт в погоне за высокой ставкой интерчейндж, предлагаемые скидки и бонусы не слишком многочисленны и удобны в использовании. Если удастся договориться с крупными ретейлерами и банками, собрать экспертизу и создать современную технологическую базу — у НСПК, определенно, есть шанс вклиниться в существующий на рынке расклад и повысить свою привлекательность как платежной системы.

Начать дискуссию