Интернет-банкинг

Сокращая дистанцию

Стремительный уход банков «из офисов в гаджеты» — одна из главных тенденций финансового сектора по всему миру. Через пять лет в России не останется ни одного банка без цифровой платформы и онлайн-банкинга, уверен глава Сбербанка Герман Греф. Тем временем свою долю на рынке отвоевывают небольшие проворные «необанки» — финтех-стартапы, которые взаимодействуют с клиентами исключительно дистанционно, в онлайне, не тратя деньги на открытие отделений и найм сотрудников фронт-офиса.
Сокращая дистанцию
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Стремительный уход банков «из офисов в гаджеты» — одна из главных тенденций финансового сектора по всему миру. Через пять лет в России не останется ни одного банка без цифровой платформы и онлайн-банкинга, уверен глава Сбербанка Герман Греф. Тем временем свою долю на рынке отвоевывают небольшие проворные «необанки» — финтех-стартапы, которые взаимодействуют с клиентами исключительно дистанционно, в онлайне, не тратя деньги на открытие отделений и найм сотрудников фронт-офиса. Хватит ли им сил конкурировать с традиционными игроками?

Финтех-революция пришла в российскую банковскую индустрию с Запада. За последние пять-семь лет в США и Европе появился целый ряд стартапов, предлагающих простые, удобные дистанционные сервисы по управлению финансами — американские Moven и Simple, германский Fidor Bank, британский Atom Bank, польский mBank, австралийский uBank и другие. Они осуществляют денежные переводы, выпускают виртуальные пластиковые карты, заводят и обслуживают расчетные счета — другими словами, питаются типично банковским «хлебом». Сразу оговоримся: несмотря на то, что большинство таких сервисов именуют себя банками, формально почти все они таковыми не являются и банковской лицензии на деятельность не имеют. Как правило, за плечами у них стоят настоящие банки. Например, Simple — дочерний проект BBVA Group, mBank создан группой Commerzbank, Moven работает в партнерстве с CBW Bank, TD Bank и Westpac. Стартапы в этой системе являются платформой с веб- или мобильной оболочкой — неким ИТ-решением, играющим роль связующего звена между банком и конечным пользователем, задача которого — максимальное упрощение и оптимизация всех привычных финансовых процессов.

«Необанки», как называют подобные сервисы, призваны избавить пользователей от всех тягостей традиционного банкинга. В них нет очередей — потому что они вообще не открывают отделения и проводят все операции дистанционно. Их операции прозрачны, поэтому пользователь никогда не столкнется с неприятным сюрпризом в виде скрытых комиссий. Общение с клиентами, как правило, ведется в чате — поэтому нет необходимости висеть часами на телефоне, дожидаясь ответа оператора колл-центра. Необанки выпускают мобильные приложения с простым и понятным интерфейсом, где часто используются игровые механизмы, а информацию легко воспринять. Они быстрее осваивают и внедряют инновационные решения. Их клиенты могут устанавливать накопительные цели, отслеживать в деталях свои траты, получать персональные советы, базирующиеся на анализе их финансовых привычек. При этом за необанками может скрываться вполне крепкая бизнес-модель. «Возможность совершать все финансовые операции через смартфон снижает наши эксплуатационные расходы в 16 раз по сравнению с традиционными банками», — говорит Дэвид Росс, создатель гонконгского мобильного банка Neat. Да и стартовый капитал на открытие виртуального банка нужен сравнительно небольшой, ведь кредитные продукты такие сервисы, как правило, не предлагают.

Кредитовать или нет

Рынок дистанционного банкинга в России совсем молод, но уже пережил свои взлеты и падения. Пионерами в освоении цифровых технологий стали крупнейшие игроки: Сбербанк, «Альфа-Банк» и другие, — сначала представившие услуги интернет-банкинга, а вслед за ними запустившие мобильные приложения. Самым большим (и старейшим) необанком стоит считать «Тинькофф Банк», который с момента своего основания предпринимателем Олегом Тиньковым в 2006 году придерживался принципа функционирования без отделений. Вначале он занимался адресной рассылкой предложений оформить кредитные карты по обыкновенной почте, а затем перешел на обслуживание клиентов в интернете и через мобильные приложения. Сегодня у него свыше 5 млн активных клиентов. Согласно отчету Markswebb Rank & Report, по количеству пользователей мобильной платформы он уступает только Сбербанку, «ВТБ 24» и «Альфа-Банку».

«Мобильный банкинг изменит сектор финансовых услуг даже в большей степени, чем его уже изменил банкинг цифровой, — говорит Олег Тиньков в рамках исследования Sberbank CIB о финтехе в России. — В настоящее время более 60% сотрудников «Тинькофф Банка» — это ИТ-специалисты. При этом команда разработчиков, занимающихся мобильным каналом, более многочисленна, чем команда тех, кто работает с интернетом». Банк постепенно движется в сторону перехода на обслуживание клиентов исключительно через смартфоны. По мнению Тинькова, в будущем исчезнут даже пластиковые карты: их заменят виртуальные копии. «Придет день, — продолжает эксперт, — когда доставка «карт» будет осуществляться прямо в мобильное приложение клиента. Получатель сможет сразу расплатиться или получить наличные где угодно с помощью технологий Apple Pay или NFC». Впрочем, пока «Тинькофф Банку», как и остальным российским необанкам, приходится придерживаться другой схемы оформления карт: заявку можно подать на сайте или через приложение, карту доставляет курьер, а затем пользователь может самостоятельно управлять счетом через мобильный и интернет-банк.

В 2013 году Олег Тиньков, сам того не ведая, поучаствовал в SMM-продвижении своего будущего конкурента — компании «Рокетбанк». Предпринимателя случайно встретил на улице один из основателей проекта Алексей Колесников. Не растерявшись, он подошел к банкиру и спросил его, что тот думает о недавно запущенном сервисе «Рокетбанка». «Приложение у них красивое, но банка своего нет, — ответил Тиньков, не опознав стоящего перед ним прохожего. — Это не бизнес». Колесников выложил фото и комментарий предпринимателя на свою страничку в Facebook и тем самым спровоцировал дискуссию, получившую огромное количество откликов и вызвавшую приток клиентов. «Рокетбанк» учредила группа партнеров, часть которых прежде основала компанию Darberry — люди, знакомые с правилами электронной коммерции не понаслышке. Сервис задумывался российским клоном американского проекта Simple и хотел предложить отечественным пользователям удобный банковский сервис с быстрой техподдержкой. Стартап быстро привлек инвестиции от фондов Runa Capital и «Лайф.Среда», а также обзавелся лицензированным банком-партнером «Интеркоммерц». В апреле 2016 года сервис был продан банку «Открытие» — в эту банковскую группу входит еще один необанк «Точка», фокусирующийся на корпоративном сегменте.

Мобильное приложение «Рокетбанка» позволяет открывать счета и вклады, осуществлять переводы физическим и юридическим лицам, оплачивать различные сервисы, налоги, штрафы. Все расходы пользователя анализируются и «раскладываются по полочкам» в удобном виде. Зарабатывает «Рокетбанк» исключительно на обслуживании дебетовых карт и комиссиях по транзакциям: например, за перевод денег на карту другого банка (на одном из тарифов) или снятие наличных в банкомате за пределами установленного лимита. У банка всего два тарифа; оба дают возможность получать начисления на остаток средств, а по любым покупкам дается кэшбек. Особая «фишка» Рокетбанка — в работе с обращениями клиентов. «Здесь нормальные люди, которые думают так же, как я», — в таком ключе чаще всего клиенты оставляют отзывы о сервисе в соцсетях.

Олег Тиньков до сих пор скептичен в отношении финтех-стартапов, работающих по модели «Рокетбанка». «Транзакционный бизнес приносит 2% прибыли, — говорит он, — 1% из которых нужно отдать платежным сетям. При комиссии в 1% ваш бизнес должен быть очень масштабным». По мнению предпринимателя, новым игрокам рынка финтех-услуг гораздо выгоднее было бы заниматься кредитным бизнесом: за счет которого, собственно говоря, и развивается «Тинькофф Банк». Однако для этого нужен качественный скачок и обширные ресурсы: технологии, данные, персонал, ИТ, статистика. Да и риски в кредитном бизнесе несравнимо выше, чем в транзакционном.

Такие риски готов взять на себя Touch Bank — стартап, запущенный по лицензии «ОТП-банка» в апреле 2015 года. Российский рынок стал испытательным полигоном для сервиса, который в случае успеха будет масштабирован на другие страны присутствия группы «ОТП» в Восточной и Центральной Европе. Наряду с обслуживанием розничных счетов и краткосрочных депозитов, Touch Bank выдает клиентам кредиты наличными и по картам. При этом банк предлагает вполне инновационный продукт — «универсальную» банковскую карту, которая может служить как дебетовой, так и кредитной, если средств на счету не хватает. Менять «профиль» карты можно в любое время с помощью мобильного приложения. Что интересно, открывая кредитную линию, клиент сам решает, как он хочет получить деньги: на руки наличными или в виде кредитной карты, — поскольку процентная ставка по обоим продуктам совпадает. Всего за год Touch Bank, по данным отчета Sberbank CIB «Who Innovates Wins: Lifting the Lid on Fintech in Russia», удалось довести базу до 100 тыс. клиентов, депозитный портфель — до 3,5 млрд рублей, а объем открытых кредитных линий — до 1,5 млрд рублей.

Впрочем, на рынке уже появились примеры громких провалов необанков. Так, в апреле 2016 года ЦБ РФ отозвал лицензию у «Интерактивного Банка», который в течение последнего года активно продвигал свой проект iBank. Официальной причиной, по сообщению регулятора, стало проведение высокорискованной кредитной политики, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы. Весной стало известно и о закрытии «Инстабанка» — проекта Романа Потемкина, развивавшегося на базе «Военно-промышленного банка». По словам основателя, «легкому банку», не отягощенному кредитным портфелем, не хватило средств для масштабирования деятельности: он попросту не смог оторваться от банка-партнера и развить собственный бренд на доходах от транзакционной деятельности.

Обозреватель Banki.ru Анна Дубровская не считает, что эти события сигнализируют «начало конца» необанков. «Некоторые из игроков неверно просчитали бизнес-модель на самом старте, — говорит эксперт, — другие просто выбрали не лучшее время для выхода на рынок, третьим не хватило совсем чуть-чуть до лучших времен, и они вынуждены были закрыться, не выполнив свои обязательства перед инвесторами в срок. Но это абсолютно нормальная ситуация. Каждый день в мире открываются тысячи компаний, в том числе из финтех-сектора. Из них до прибыльности доходят единицы, а крепко цепляются на рынке и того меньше».

У банка за пазухой

Несмотря на то, что мобильный банкинг традиционно более распространен в розничном сегменте, в России он набирает популярность и среди корпоративных клиентов. Пару лет назад начали появляться первые «банки в смартфоне», ориентированные исключительно на обслуживание индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. 

— Необанки — это в каком-то смысле спасение для компаний малого бизнеса, — полагает Анна Дубровская (Banki.ru). — Не имея необходимости тратить средства на развитие физической сети, они могут предложить своим клиентам более выгодные тарифы. Хотя это, конечно, не аксиома — нередко именно виртуальные банки оказываются в топе рейтинга самых дорогих банков для малого и среднего бизнеса. Зато в необанках, особенно на этапе их зарождения, все возникающие проблемы решаются значительно быстрее, чем в гигантах традиционного рынка. А во время общения с менеджером можно случайно выяснить, что разговариваешь напрямую с одним из основателей сервиса.

Одним из первых необанков для предпринимателей стала «Точка» — онлайновая платформа, созданная одной из крупнейших в стране финансовых групп «Открытие» в феврале 2015 года. Руководитель «Точки» Борис Дьяконов со своей командой и технологической базой перешли в новый проект из Банк24.ру, который до отзыва лицензии в 2014 году у «Пробизнесбанка» (чьей структурой он являлся) считался одним из лучших в России банков для предпринимателей. За полтора года клиентская база «Точки» выросла до 40 тыс. предпринимателей и компаний. В сентябре 2016 года проект вышел на операционную безубыточность, тем самым подвергнув сомнению гипотезу Олега Тинькова о том, что финтех-стартап не может стать прибыльным без кредитного бизнеса. Кстати, «Тинькофф Банк» в свое время пытался купить «Точку», но не смог конкурировать с «Открытием». Поэтому стал строить собственную платформу по работе с ИП и юрлицами, которую благополучно запустил полгода назад. 

«Мы ощущали боль предпринимателей, их обиженность на невнимательное обслуживание, — объясняет Борис Дьяконов причины создания «Точки», — и делали продукт, который будет менять жизнь малого бизнеса». Среди услуг «Точки» обслуживание расчетных счетов, сопровождение ВЭД, эквайринг, зарплатные проекты, овердрафты, корпоративные карты, депозиты, интеграция с популярными онлайн-бухгалтериями, собственная бухгалтерия для предпринимателей на «упрощенке». В июле 2016 года банк запустил первый в мире финансовый Facebook-бот с возможностью проведения платежей. Понятно, что успех проекта во многом объясняется наличием крупного партнера за спиной. Но стоит помнить, что в группу «Открытие», помимо «Точки», входит множество других высокотехнологичных сервисов. По словам управляющего директора по развитию бизнеса банка «Открытие» Максима Янпольского, секрет в правильном выборе стратегии «выращивания» финтех-стартапов под крылом большого банка. Подход, при котором проекту дают развиваться, сохраняя собственные процессы разработки и совершенствования сервиса, особую корпоративную культуру, скорее, соответствует практикам венчурных фондов — но вполне доказывает применимость и в банковской среде.

Совсем другие, не менее любопытные отношения сложились между финтех-стартапом «Модульбанк» и инвестировавшим в него в 2014 году традиционным банком «Региональный кредит». «Модульбанк» был создан выходцами из Сбербанка Андреем Петровым, Яковом Новиковым и Олегом Лагутой — все вместе они работали в департаменте по развитию малого бизнеса. Инновационные идеи менеджеров Сбербанк брал в разработку слишком медленно и далеко не в полном объеме, поэтому партнеры уволились и начали строить собственный банковский проект. Поначалу стартап развивался как отдельное подразделение «Регионального кредита» и работал под его лицензией. Однако проект рос так хорошо, что в 2016 году поглотил своего инвестора: «Региональный кредит» отказался от работы с физическими лицами, закрыл часть отделений и сменил вывеску на «Модульбанк». «Конечно, подобное «поглощение» было запланировано между всеми его участниками заранее, — считает Анна Дубровская (Banki.ru). — Но данный пример, как мне кажется, дает надежду каждому финтех-стартапу в России».

«Модульбанк» пока еще невелик: по данным ЦБ РФ, он занимает 234-ю строчку среди российских банков по объему активов (8,5 млрд рублей), а текущая клиентская база насчитывает чуть больше 25 тыс. предпринимателей и компаний. Проект делает ставку на «доведенные до ума» простые функции: расчетно-кассовое обслуживание, управление остатками средств на счетах. Транзакционные операции приносят ему более половины дохода. Из дополнительных услуг — онлайн-бухгалтерия, юридические сервисы и личный бизнес-помощник. Кредитование пока осуществляется только в формате овердрафтов и занимает не более 20% от капитала банка. По мнению основателей «Модульбанка», это гарантирует клиентам финансовую устойчивость компании: у нее не будет убытков от просроченной задолженности и плохих долгов. Традиционным кредитованием стартап заниматься пока не планирует. Интересно, что «Модульбанк» развивает сеть присутствия в офлайне, но делает это крайне осторожно: открывает непрезентабельные офисы в самых крупных городах России, где обходится минимумом сотрудников — в некоторых из них работает лишь по одному человеку. «У нас нет ручного труда, процессы автоматизированы, — объясняют представители банка. — Мы автоматически заполняем документы, проверяем клиентов при открытии счета, не вводим информацию вручную. Так мы все делаем — быстро и без ошибок».

Сегмент малого и среднего бизнеса в банковской индустрии считается трудным и низкомаржинальным, поэтому традиционные банки занимаются им неохотно. У необанков есть все шансы изменить правила игры за счет внедрения удобных простых сервисов. Между тем принципы работы в рознице и в корпоративном сегменте совершенно разные: поэтому игроки на одном поле не стремятся заходить на другое. Так, например, корпоративные необанки вынуждены бороться с «обнальщиками» — предприятиями, созданными специально для криминального вывода денег. Для этого «Модульбанку» и другим игрокам приходится устанавливать низкие лимиты на обналичивание денег. И лишь один «Тинькофф Банк» работает на оба фронта — бизнес и розницу. Он занимается строительством всеобъемлющего «финансового супермаркета» и надеется в будущем оказывать самые разнообразные финансовые услуги любому клиенту.

Большие идут

На путь трансформации в глобальный «финансовый супермаркет» встал и Сбербанк. Самый крупный традиционный российский банк демонстрирует на удивление инновационный подход по части внедрения высоких технологий. Платформа «Сбербанк Онлайн» сегодня является наиболее популярной в России — у нее более 33 млн активных пользователей. Сбербанк также является акционером платежного сервиса Yandex.Money, а в 2014 году через фонд SBT Venture он вложился в американский проект Moven. Под крылом Сбербанка развивается целый ряд финтех-стартапов, некоторые из которых уже выходят на рынок под собственным брендом: например, сервис Plazius, который объединяет систему мобильных платежей и платформу цифрового маркетинга для бизнеса. Более того, весной 2016 года представители банка заявили, что планируют строить в России «национальную экосистему» интернет-коммерции по аналогии с китайской торговой площадкой Alibaba. Очевидно, что вместе с развитием электронной торговли банку придется совершенствовать свои платежные и банковские сервисы, в том числе дистанционный банкинг.

Другим традиционным банком, уделяющим огромное внимание дружбе с финтехом, является «Альфа-Банк». В его структуру входит особое подразделение Alfa Lab — специальная «фабрика идей», где рождаются инновационные проекты. Одним из них стал представленный осенью прошлого года «персональный финансовый ассистент» Alfa Sense — еще одно российское подобие сервисов Moven и Simple. Как сообщает пресс-служба банка, Sense использует машинное обучение и дает советы клиенту исходя из информации о привычках пользователя и его тратах. В частности, Sense может напомнить о долгах или оплате счетов, а также разделить траты с друзьями. Заметив транзакции субботним вечером из бара, помощник через определенное время может предложить пользователю вызвать для него такси. «Через пять лет 80% банковских решений будет приниматься не людьми, а искусственным интеллектом», — сказал как-то Герман Греф. Конкурент «Сбербанка», похоже, уже начал движение в этом направлении.

Вместе с развитием дистанционного обслуживания традиционные банки взялись за сокращение офисов и представительств. По данным Sberbank CIB, Сбербанк за последние восемь лет сократил физическое присутствие на 22% — с 20 тыс. офисов в 2008 году до менее 16 тыс. в 2016-м. Руководитель клиентской службы платежного агрегатора и электронного кошелька SimplePay Илья Платонов считает, что структура банков в будущем сильно поменяется. «Возможный формат работы — головной офис плюс региональные офисы для штата курьеров и подачи письменных заявлений, — говорит эксперт. — Операционные офисы канут в небытие вместе с клиентами, которым они необходимы». «Думаю, часть своих офисов банки все же оставят для работы с корпоративными клиентами, — добавляет сооснователь финансовой платформы Wirex Дмитрий Лазаричев, — но в расширении филиальных сетей для работы с физическими лицами большого смысла уже нет».

Строго говоря, «цифровизация» затрагивает пока только специфическую банковскую аудиторию — молодежь, которая быстро осваивает технологические новшества. «Типичный российский клиент финансовой организации от 40 лет и старше может крайне редко посещать офис банка, но он придает большое значение самой возможности это сделать, — говорит Анна Дубровская. — На фоне масштабной расчистки регулятором банковского сектора для клиента имеет значение, что договор по конкретному продукту имеет все необходимые завизированные реквизиты, а иногда даже то, что он распечатан на принтере в офисе самого банка». Чтобы наступил момент, когда управление транзакциями будет осуществляться исключительно с помощью гаджетов (а самые смелые эксперты прогнозируют использование чипов, имплантированных в тело человека!), революция должна свершиться не только в банковской индустрии, но и в головах пользователей.

Начать дискуссию

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).

Лучшие спикеры, новый каждый день

Названы приоритетные направления для развития новых технологий

Президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость и формирование новых рынков по ряду направлений.

Все что вам нужно знать о штрафах за работу с самозанятыми. Реальный опыт юриста

Разберу на примере реальных  судебных дел, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Отвечу на 3 самых популярных вопроса и развею мифы.

1

6 основных инструментов ФАС по борьбе с недобросовестной конкуренцией

Антимонопольная служба подвела итоги работы по противодействию недобросовестной конкуренции за 2023 год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Увольнение

Увольнение с отработкой: что такое, как правильно оформить, образец заявления

Увольнение с отработкой — это не нормативное, а обиходное выражение. Корректнее говорить об увольнении по собственному желанию или расторжении трудового договора по инициативе работника. Но важнее не термины, а правильное оформление.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: Microsoft создала нейросеть для спецслужб, Ozon сгенерирует фото одежды на моделях, а в Москве продают мангал за 350 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 8 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

На Wildberries появился раздел с белорусскими товарами

Маркетплейс выделил целый раздел для сертифицированных белорусских товаров. Сейчас для заказа доступно 2,7 тысяч позиций.

Общество

Болгария не выдает россиянам шенгенские визы

С конца апреля визовые центры Болгарии начали принимать документы на оформление национальных виз по биометрии, но шенген все еще не выдают.

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

Шохин: повышение налога на прибыль должно затронуть не всю прибыль

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Стало известно, кого будут активно переводить на российское ПО

Перевод организаций на российское программное обеспечение предусмотрен в рамках выполнения национальной цели, поставленной президентом.

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Что такое оборачиваемость активов и как ее рассчитать бухгалтеру

Чтобы бизнесу понимать, какую выручку приносит 1 рубль, вложенный в активы компании, нужно рассчитать коэффициент оборачиваемости активов.

Налоговики требуют переделать декларации по УСН: доходы должны расти. 📉 «Ночной бухгалтер» № 1679

Если в декларации по УСН строка 113 меньше, чем 112, у налоговиков – разрыв шаблонов. Кредиты будут давать с разрешения родственников. Зарплата будет выше, жилплощадь – больше. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Малоимущих могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

Нужно ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации с иностранным участником

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии на ликвидацию российской организации (ООО или АО) с иностранным участником и какие трудности могут возникнуть у участников этой организации.

Через 6 лет 99% госуслуг будут предоставлять в электронной форме

Президент поставил задачу увеличить к 2030 году до 99% долю предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Интересные материалы

Налог на профдоход самозанятых можно платить в виде ЕНП

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

1