Банки

Как запуск ГИС ЖКХ изменит банковскую сферу

До запуска ГИС ЖКХ возможность предоставления банками сервиса по приему платежей за коммунальные услуги зависела от наличия у кредитной организации договоров с различными компаниями – поставщиками услуг ЖКХ.
Как запуск ГИС ЖКХ изменит банковскую сферу
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

До запуска ГИС ЖКХ возможность предоставления банками сервиса по приему платежей за коммунальные услуги зависела от наличия у кредитной организации договоров с различными компаниями – поставщиками услуг ЖКХ.

Перераспределение потоков коммунальных платежей

Не каждый банк обладает достаточными ресурсами для того, чтобы оформить такие партнерские отношения. С вводом системы ГИС ЖКХ необходимость в договорах полностью отпадает. ГИС ЖКХ содержит информацию обо всех объектах жилищно-коммунального хозяйства. Это означает, что с 1 июля оплатить ЖКУ можно в любом российском банке. Такая ситуация влечет за собой постепенное распределение платежей за коммунальные услуги между всеми банками РФ. Фактическая «монополия» одного банка, представленная на графике (данные «TNS Россия»), постепенно сойдет на нет.

Важно, что теперь кредитные организации, принимающие коммунальные платежи от граждан, не имеют права отказать в приеме оплаты на основании того, что у них нет договора с поставщиком услуг из другого региона. А оплата станет возможной независимо от местонахождения объекта недвижимости (т.е. региона предоставления коммунальных услуг). Если раньше житель Москвы, имеющий недвижимость в Брянске, вынужден был ехать в Брянск только ради того, чтобы узнать сумму задолженности по квартплате и погасить ее, то теперь он может сделать это в любом банке Москвы или другого города России.

Конкуренция и снижение комиссий

Увеличение числа игроков, оказывающих услуги по приему платежей ЖКУ, невольно ведет к конкурентной борьбе за клиентов и изменению тарифов за обслуживание. Плательщики коммунальных услуг со временем начнут посещать те банки, в которые они раньше за такой услугой не обращались. У кредитных организаций в данном случае появляется два интереса: заработать на комиссии и конвертировать неклиента в клиента. Для большинства вторая опция будет более привлекательной, поэтому многие кредитные учреждения начинают предоставлять более выгодные по сравнению с конкурентами условия по комиссиям вплоть до нулевых комиссий.

Новые возможности для проверки правомочности начислений

ГИС ЖКХ положит конец эпохе поддельных платежных извещений, этому весьма распространенному виду мошенничества. Наверняка многие находили в своих почтовых ящиках «платежки» с названиями управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций, но содержащие неправильные (нужные злоумышленнику) реквизиты. Теперь пользователь в любой момент может проверить правомерность выставленных начислений через личный кабинет в ГИС ЖКХ. Однако не стоит забывать, что львиную долю платежей в нашей стране совершают пенсионеры, которые не так быстро осваивают интернет, в частности не следует ожидать что они сразу начнут заходить в систему ГИС ЖКХ. Поэтому основной «преградой» на пути злоумышленников, пытающихся обмануть эту категорию граждан, станет именно банк, сотрудники которого, проверив квитанцию по базе ГИС ЖКХ, не примут ее в случае подлога.

Более того, с 1 января 2017 года, согласно закону (209-ФЗ, статья 12 п. 8), платежный документ, полученный потребителем на бумажном носителе, но отсутствующий в ГИС ЖКХ, считается недействительным и оплате не подлежит. Таким образом, в случае неподключения организации — поставщика услуги к ГИС ЖКХ ее платежные извещения будут фактически иметь тот же статус, что и поддельные.

Уменьшение претензий по некорректным платежам – повышение лояльности к банкам и всей системе ЖКХ

С вводом ГИС ЖКХ кардинальным образом снижается число ошибок по платежам за ЖКУ, связанных с человеческим фактором. На сегодняшний день каждый банк тратит значительные ресурсы на исправление ошибок и разбирательства с недовольными клиентами. Автоматизация процесса приведет к тому, что компания ЖКХ, в пользу которой направляется платеж, будет выбрана системой. Также автоматизация позволит проводить дополнительную проверку по сумме задолженности. Через интерфейс ГИС ЖКХ сотруднику банка будет доступна информация по корректной сумме предстоящего платежа. Кроме того, появление ряда индентификаторов упростит процесс квитования.

Коммунальные платежи — последний бумажный оплот отделений банков

По данным агентства Markswebb Rank & Report в 2013 году популярность онлайн-платежей за штрафы ГИБДД и налоги была на низком уровне (4% и 7% соответственно).


Ввод системы ГИС ГМП кардинально изменил ситуацию. Уже в 2015 году электронные платежи по этим направлениям составляли 28% (по данным TNS Россия).


Аналогичные изменения начнут происходить с платежами за ЖКУ. Банки с высокой долей вероятности постараются перенести функциональность по начислениям в системы ДБО. Причин две — сокращение издержек и повышение привлекательности своих сервисов для клиентов. Сроки реализации функциональности в рамках интернет- и мобильных банков будут зависеть от расторопности кредитных организаций и обслуживающих их IT-компаний. В среднем это может занять от двух месяцев до полугода. Таким образом, с 2017 года самая массовая услуга, ради которой население на текущий момент продолжает посещать отделения банков, перейдет в онлайн-формат, а это, в свою очередь, приведет к значительному усилению процесса по сокращению численности офисов кредитных организаций.

Начать дискуссию