Банк ответственен за неправомерное списание денег через мобильный банк. К такому выводу пришли судьи Верховного суда, рассматривая жалобу пострадавшей гражданки.
В чем суть дела?
Начало. Заключение кредитного договора
Гражданка Е. заключила с Банком «А» кредитный договор и получила привязанную к счету кредитную карту. У нее был подключен Мобильный банк с привязкой к телефонному номеру супруга (номер принадлежал оператору связи «Б»).
В 2013 году гражданка погасила задолженность по кредиту и больше кредитной картой не пользовалась.
Поскольку супруг гражданки длительное время не пользовался телефонным номером, оператор связи «Б» в одностороннем порядке прекратил обслуживание номера и предоставил его другому лицу. Услуга «Мобильный банк» отключена не была.
Возникновение не зависящей от гражданки задолженности
Через полгода Банк потребовал с гражданки Е. погасить задолженность по принадлежащей ей кредитной карте (176 тыс. руб.). Банк сообщил, что данные средства были получены в период с 29 апреля по 7 мая 2014 через Мобильный банк с телефонного номера оператора «Б».
Попытка урегулировать вопросы с банком и обращение в суд.
Гражданка Е. операций по карте в указанный период не производила, поэтому обратилась в Банк с заявлением о списании неправомерно начисленной задолженности. Банк, в который гражданка обращалась неоднократно, оставил её заявления без внимания.
Тогда гражданка Е. обратилась в полицию. По её заявлению было возбуждено уголовное дело, и она была признана потерпевшей. Затем Е. обратилась в суд с иском о признании обязательств по кредитному договору исполненными в полном объеме.
Что решил суд?
Первая инстанция
Суд первой инстанции иск гражданки удовлетворил. Основание:
- Гражданка в указанный период Мобильным банком не пользовалась, денежные средства с карты не получала;
- «Задолженность возникла вследствие действий третьего лица и в отсутствие воли истца». Поэтому у истца нет обязанности погасить возникшую задолженность;
- Ответчик (банк) не выполнил обязанность по сохранности «конфиденциальной информации о банковской карте истца и по защите денежных средств от хищения».
Апелляционная инстанция
Отменила решение суда первой инстанции. Основание:
- Гражданка не выполнила своих обязанностей по сохранности банковской карты: она не проинформировала Банк о том, что прекратила использовать номер телефона, к которому прикреплен Мобильный банк;
- Гражданка не отключила своевременно услугу Мобильный банк.
Гражданка Е. С данным решением не согласилась и обратилась с жалобой в Верховный суд.
Верховный суд
ВС с решением апелляционного суда не согласился. Основание:
- Судами установлено, что оспариваемая сумма задолженности (176 тыс. руб.) была получена третьим лицом;
- В указанный период истица не могла получить этот кредит, не могла распоряжаться счетом, кроме того, у нее не было технической возможности проводить какие-либо операции;
- Вывод суда апелляционной инстанции о наличии задолженности у гражданки Е. как заемщицы неправомерны.
Вопрос же о причинении Банку убытков по причине «ненадлежащего исполнения обязанности уведомить Банк о прекращении использования абонентского номера и передачи его Оператором третьему лицу к предмету рассмотрения настоящего дела не относится»:
<…> банк несет риск ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами.
ВС отменил решение апелляционной инстанции, направив дело на новое рассмотрение.
Источник: Определение Верховного Суда РФ от 10 января 2017 г. N 4-КГ16-66, Гарант.ру
Начать дискуссию