3 марта 2017 года ЦБ отозвал лицензию у трех казанских банков, проблемы у которых начались в декабре прошлого года. Однако остальные банки республики тоже изрядно трясет.
Татфондбанк, лицензию у которого Банк России отозвал 3 марта, прекратил исполнять платежи клиентов в начале декабря 2016 года. 15 декабря 2016 года в Татфондбанке была введена временная администрация Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Одновременно был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов сроком на три месяца.
Также временная администрация была введена в Тимер-банке и банке «Советский», которые входили в группу Татфондбанка. Они были переданы в Татфондбанк на санацию, Тимер-банк — с мая 2014 года, а «Советский» — с октября 2015 года. Оба банка в течение зимы отключались от системы банковских электронных платежей (БЭСП), но 20 февраля были подключены снова.
Татфондбанк входил в число 50 крупнейших банков России по размерам активов и собственного капитала, занимая 42 место. Банк имел расширенную лицензию ЦБ, являлся универсальной кредитной организацией, оказывал все виды услуг. В банке обслуживалось большое число крупных корпоративных клиентов — порядка 30 тыс. предприятий, представляющих промышленный, энергетический, строительный сектора. Банк обладал развитой сетью продаж и активно развивал розничные программы. В ТФБ «зависли» 15 млрд рублей, которые Банк России выделял санатору на спасение банка «Советский».
Заместитель председателя правления Татфондбанка Сергей Мещанов был объявлен в розыск. «Главным следственным управлением МВД по Республике Татарстан в рамках расследования уголовного дела по деятельности ООО «ИК «ТФБ Финанс» по факту мошеннических действий объявлен в розыск заместитель председателя правления ПАО «Татфондбанк» Сергей Мещанов». Об этом сообщалось в релизе ГУ МВД по Татарстану. 2 марта 2017 года Сергей Мещанов был арестован.
Ранее МВД Татарстана задержало другого зампреда правления Татфондбанка — Вадима Мерзлякова по подозрению в хищении денежных средств, переданных в доверительное управление ООО «ИК «ТФБ Финанс». «Причиненный потерпевшим ущерб, по предварительным подсчетам, оценивается в сумму более 90 млн рублей, что является особо крупным размером. На сегодняшний день в органы внутренних дел Татарстана поступило более 100 заявлений по фактам хищения денежных средств, переданных в доверительное управление ООО «ИК «ТФБ Финанс», — говорилось в релизе МВД.
Татфондбанк был так называемым квазигосударственным банком. Для спасения банка в начале 2017 года была проведена дополнительная эмиссия акций Татфондбанка на сумму 2,4 млрд рублей, акции этого выпуска выкупила компания «Татэнерго». Таким образом, Татарстан получил 51% акций банка. Кроме того, рассматривались механизмы, когда задолженность ряда клиентов банка должна была быть конвертирована в участие компаний в основном капитале банка — так называемая процедура, бейл-ин. Но на этот обмен согласилась лишь компания Татнефть.
АО «Анкор Банк Сбережений» — небольшой по размеру активов региональный банк (Казань). Банк занимал достаточно стабильные позиции среди банков домашнего региона. Ключевыми направлениями деятельности были обслуживание и кредитование юридических лиц, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, привлечение средств граждан во вклады. Основным источником фондирования выступали средства физических лиц.
Бенефициарами банка были известный российский предприниматель, член политсовета партии «Единая Россия», председатель совета директоров банка Андрей Коркунов (49,79%), член совета директоров Вадим Федоров (23,26%), Евгений Макей (11,95%), сын известного государственного деятеля Павла Астахова Антон Астахов (9,00%), Борис Бычинский (3,50%), известный в Татарстане предприниматель Павел Сигал (1,02%) и миноритарии (1,48%).
Бенефициаров, осуществляющих фактический контроль за Интехбанком, банк не раскрывал вплоть до отзыва лицензии, даже несмотря на то, что Банк России уже давно карает банки за утаивание информации о конечных владельцах кредитных организаций.
По состоянию на начало марта время банк имел 13 акционеров. 17,50% в совокупности принадлежал компаниям АО «Национальная страховая компания Татарстан» (АО «НАСКО») и ООО «Страховая Компания «НАСКО Жизнь». В числе акционеров данных организаций — ПАО «АК Барс» Банк, компании ООО «Миэль Капитал» и ООО «Альпари Капитал», физические лица. Доли в размере 9,94-9,96% (в общей сложности 49,75%) от капитала банка принадлежат пяти юрлицам, подконтрольным 17 частным акционерам.
Среди данных юрлиц необходимо выделить ООО «НефтеТрейдСервис» и ООО «Креатив-Инвест». В состав бенефициаров первой организации входит ее финансовый директор Айрат Жамилов - член совета директоров Интехбанка. В числе бенефициаров второй компании и соответственно Интехбанка - бывший депутат Госсовета и заслуженный экономист Республики Татарстан, экс-председатель правления, а ныне член совета директоров ОАО «АИКБ «Татфондбанк» Ильдус Мингазетдинов.
10,03% акций Интехбанка принадлежали Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в том числе через некоммерческую организацию «Региональный фонд социально-экономического развития «Туган». Оставшаяся часть капитала банка была распределена между различными татарстанскими структурами в форме ООО: «Поляр» (7,68%), «Стандарт Ритейл» (7,55%), УК «ТатИнК» (4,9%), и акционерами-миноритариями (2,59%).
Тимер-банк — универсальный региональный банк, один из крупнейших в Татарстане. До марта 2015 года назывался ОАО «АКБ «БТА-Казань». Основные направления деятельности — кредитование и расчетно-кассовое обслуживание коммерческих организаций и физических лиц, привлечение средств населения во вклады. Конечными бенефициарами банка являются Роберт Мусин (72,2%), Вадим Соловьев (17,9%) и ПАО «Татфондбанк» (9,90%).
Казанский банк «Ак Барс», опорный банк республики Татарстан, сообщал о том, что его клиентам рассылается не соответствующая действительности информация о состоянии кредитной организации. Об этом изданию «Бизнес Online» заявлял председатель правления банка Зуфар Гараев. Зимой 2017 года СМИ Татарстана писали, что клиенты банка «Ак Барс» стали получать сообщения с призывами снимать денежные средства со счетов. Сообщения рассылались по WhatsApp и Telegram. Об атаке на банк говорил в рамках IX Уральского форума по информационной безопасности и заместитель начальника ГУБиЗИ ЦБ Артем Сычев.
20 декабря 2016 года Татагропромбанк зафиксировал повышенный спрос на досрочное расторжение вкладов в связи с трудностями Татфондбанка. В ответ на этот спрос банк ввел ряд ограничений на снятие наличных. При досрочном востребовании вклада был введен лимит на снятие в размере не более 10 тыс. рублей, 150 долларов и евро, в сутки, при снятии денежных средств по истечении срока действия вклада — в размере не более 50 тыс. рублей (750 долларов и евро).
«Банк был вынужден ввести ограничения на снятие вкладов на фоне панических настроений клиентов, обусловленных введением мораториев на удовлетворение требований кредиторов в ПАО «Татфондбанк» и ПАО «ИнтехБанк», — комментировали в банке.
Кому принадлежал Татфондбанк
Основными акционерами Татфондбанка были:
ООО «Новая нефтехимия» — 20,24%,
АО «Татспиртпром» — 17,33%,
Республика Татарстан через Министерство земельных и имущественных отношений РТ (МЗИО РТ) — 15,23%,
ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан» — 8,74%,
Наталья Богданова — 8,74% (через АО «УК Регионфинансресурс»),
ЗАО «Гелио-полис» — 6,46%,
Ильдус Мингазетдинов — 5,19% (через ООО «Артуг-Финанс», ОАО «Артуг»),
ООО «Свитиль» — 3,6% (конечный бенефициар — Ильдар Аипов),
АО «Фоника» — 3,9%.
Доля ЗАО «ТПК Агро-Трейд» составляет 3,4%, ОАО «НАСКО» — 2,39%.
Оставшаяся часть акций — 4,79% — распределена между акционерами-миноритариями.
В статье использованы материалы портала Banki.ru.
Комментарии
1