На нашем форуме и группе в Facebook «Красный уголок бухгалтера» участились сообщения от индивидуальных предпринимателей, бухгалтеров и руководителей компаний о чрезмерной бдительности банков. «Клерк» решил собрать в обзоре 10 самых популярных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться клиентам банков. Расскажите в комментариях, с какими нелепыми и тормозящими бизнес требованиями банка приходилось недавно сталкиваться вам.
Претензия по реальности операций
Самая распространенная ситуация: банк не проводит какой-то конкретный платеж и запрашивает документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность и фактически выполненные работы/услуги.
Случается, что банк вдруг блокирует платеж даже по контрагенту, с которым компания работает много лет и платежи по которому проходили раньше без заминок.
Стандартно банк может запросить договор. Бывает, что достаточно и счета, на основании которого был совершен платеж.
Также банк может обратиться с просьбой представить информационное письмо, объясняющее экономический смысл операций по расчетному счету.
Претензия по снятию наличности и переводе физлицу
Ограничение по снятию наличности и переводам денежных средств на счет физлица - излюбленная претензия банков последнего времени.
Некоторые банки блокируют счета, по которым снимаются большие суммы, и требуют представить авансовые отчеты.
Другие же банки вводят повышенные комиссии за крупные переводы. Например, один из филиалов ВТБ сообщил клиенту, что при переводе на счета физлиц больше 6 млн. рублей комиссия будет 10% вместо привычного 1%. По словам банкиров, такое повышение комиссии происходит в целях противодействия легализации, отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Без документов не дают снимать больше 300 тыс руб. наличных в Альфа-банке, например. Об этом нам рассказал один из пользователей в «Красном уголке бухгалтера».
Претензия по налогам
Банк окажет пристальное внимание организации при отсутствии или незначительном объеме налоговых платежей по отношению к оборотам по счету.
На «Клерк» проведен опрос, контролируют ли банки суммы налоговых платежей. Каждый пятый респондент ответил, что банк следит за их налогами.
Претензия по расходам организации или ИП
Банк может обратить повышенное внимание на клиента, если он не выплачивает зарплату сотрудникам или у него нет арендных платежей за помещение или других расходов, которые обычно несет реально работающая организация.
Претензия по большому количеству контрагентов
Вызовут подозрения и операции, когда деньги поступают на расчетный счет от большого количества контрагентов и сразу, в тот же день, полностью переводятся другим контрагентам.
Претензия по полномочиям руководителя
Внимательно необходимо отслеживать окончание срока полномочий руководителя.
Обычно банки заранее уведомляют о необходимости представить документы, подтверждающие продление полномочий руководителя, но иногда случается и фарс-мажор, как в ситуации с нашего форума. Там банк перекрыл доступ к счету, так как истекли полномочия директора. Цитируем форумчанина:
Претензия по молодым компаниям
Под пристальным банковским контролем находятся организации, с даты государственной регистрации которых прошел незначительный период времени.
По таким клиентам практически по любой операции банк запрашивает информацию.
Претензия по электронным платежам
Банк отказывается проводить электронные платежи, вводит ограничения на пользование интернет-банком, а к оплате принимаются платежные поручения только на бумаге.
История о том, как клиент банка столкнулся с ограничением на электронные платежи, мы рассказывали здесь. Не отказывая в обслуживании, банкиры просто перекрывают доступ к системе интернет-банкинга, вынуждая компанию формировать бумажные платежные поручения. За каждую такую платежку взимается немалая комиссия, но что самое главное – такой способ управления счетом крайне неудобен для клиентов.
Претензия по ВЭД
Не меньший интерес вызывают и внешнеэкономические операции. Не единичны случаи, когда даже при разовом внешнеэкономическом платеже счет блокируется банком.
Претензия, когда ничего непонятно, но счет блокируют
Напоследок, пожалуй, самая безвыходная ситуация, с которой некоторые знакомы не понаслышке. Банк блокирует расчетный счет, толком ничего не объясняет и советует открыть счет в другом банке.
Банки имеют право не озвучивать конкретные критерии, по которым какую-то операцию или клиента они посчитали сомнительными. Каким образом банки следят за деятельностью своих клиентов, чтобы обнаружить подозрительные операции и донести в Росфинмониторинг, мы рассказывали в статье здесь.
Избежать блокировки счета помогут следующие рекомендации.
___________________________________________________
А к чему придирается ваш банк? Рассказывайте в комментариях.
Комментарии
2