Чем становятся новости про очередные умершие банки для тех, кто стоял у их истоков? Председатель совета директоров ИГ «Русские Фонды» Сергей Васильев в своем Фейсбуке делится впечталениями от сегодняшего отзыва лицензии у московского «Межтопэнергобанка». Эмоции, конечно, грустные.
Ну вот и всё…
Для кого-то отзыв лицензии у «Межтопэнергобанка» покажется просто очередным завалом очередного банка.
А для меня…
В конце 1991-го я стал банкиром, тогда с друзьями-физтехами мы организовали Московский филиал «Тверьуниверсалбанка», и я стал там директором.
Нам было по 25-26, и мы были первыми из физтехов, кто пошел в банкиры.
Глядя на нас, первопроходцев, в банковское дело пошли многие друзья. Кто-то устраивался к нам, кого-то мы толкали в другие банки, остатки советской системы. Такой командой стал и Юра с друзьями. Они создали по нашей наводке и подсказке Московский филиал Курксоцбанка, отделения Жилсоцбанка СССР по Курской области.
Как начинались банки в России
Но это было только начало большого и массового движения физтехов в банковский мир.
В начале 90-х банки, создаваемые на основе еще советских жилсоцбанков и промстройбанков, быстро рушились. Гиперинфляция, общая неразбериха, а главное, отсутствие какого бы то ни было опыта работы в новых рыночных условиях, не давали старым «советским» банкам шанса выжить. И на развалинах советской банковской системы, набравшиеся первого реального опыта, стали создаваться новые банки.
Многие из физтехов, идя по нашим стопам, стали создавать тогда собственные банки, став в них акционерами или основными руководителями. Так родился «Межтоп» и пошли другие.
Только выходцами из нашего факультета «Аэромеханики и летательной техники» МФТИ было создано ДЕСЯТЬ банков.
ДЕСЯТЬ БАНКОВ из одного факультета МФТИ.
Своя школа ошибок
Кризис «ТУБа», который я сам пережил летом 1996-го, надолго залег в подкорку. Много раз с тех пор, мы могли бы начать банковское дело опять с нуля, но память о том крахе не давала мне даже шанс, начать это снова.
— Что угодно, только не банк! - говорил я себе и многим, кто обращался ко мне за советом.
Но каждый сам проходит свою школу проб и ошибок.
И вот, с тех лет постепенно, год за годом, лопались, рушились или тихо закрывались все эти банки, созданные нами, друзьями-физтеховцами в 90-х и нулевых.
Сегодня отозвали лицензию у «Межтопа».
Он был последний из той когорты и держался дольше всех.
В этом, наверное, нет ничего страшного, ведь все меняется в нашей жизни. Уходят в прошлое былые проекты, устаревают вчерашние модели бизнеса и пора бы уже привыкнуть - спокойнее закрывать страницы вчерашних дел и начинать что-то новое.
Сегодня этот этап закончился
Но я чувствую какую-то странную личную вину за эти потери, ведь мы стояли у самых истоков этого движения - многие, глядя на нас становились тогда банкирами.
Сегодня этот этап закончился. Окончательно.
P.S.
«Закрылось все, где я когда-то
Не счастлив, нет, но жив бывал:
Закрылся книжный возле МХАТа
И на Остоженке «Привал»,
Закрылись «Общая», «Столица»,
«Литва» в Москве, «Кристалл» в Крыму,
Чтоб ни во что не превратиться
И не достаться никому,
Закрылись «Сити», «Пилорама»,
Аптека, улица, страна.
Открылся глаз. Открылась рана.
Открылась бездна, звезд полна…»
Комментарии
2Не могу поверить этой лирике, у банкиров нет сердца, как у Торговца льдом из старой советской сказки про Снежную Королеву.