Банки

Банк мечты для ИП и бухгалтеров возможен? Как искусственный интеллект уже собирает данные о наших операциях

Может, нынешняя ситуация с банками изменится и всех нас ждет прекрасное будущее, где банкиры не блокируют счета, а дружат с бизнесом? И причем здесь искусственный интеллект?
Банк мечты для ИП и бухгалтеров возможен? Как искусственный интеллект уже собирает данные о наших операциях

Может, нынешняя ситуация с банками изменится и всех нас ждет прекрасное будущее, где банкиры не блокируют счета, а дружат с бизнесом? И причем здесь искусственный интеллект? Согласны с мнением автора о будущем банковского обслуживания? Ждем ваши комментарии.

Время неповоротливого банковского обслуживания безвозвратно уходит. Сегодня никто не хочет стоять в очередях, собирать тонны справок и разбираться в сложных схемах. Будущее банковского сервиса — за искусственным интеллектом.

Банковская система — в целом достаточно тяжелая и консервативная. Но у банка, который не идёт навстречу клиенту и не говорит с ним на его языке — нет будущего.  Сделать банковские сервисы проще, легче и полезнее уже сегодня могут алгоритмы AI (искусственного интеллекта). У AI в банковской сфере огромное пространство для развития и применения, и банки пока еще в начале этого пути. Почему это так, рассказывает генеральный директор и совладелец БюроБюро Иван Кривушин.

Анализ больших данных — задача не для человеческого ума

Банки знают о своих клиентах гораздо больше, чем может показаться.

Big Data — это терабайты (и даже петабайты) информации о том, сколько зарабатывают клиенты, на что они тратят деньги, куда ездят путешествовать, где они живут, на каком автомобиле ездят и много-много другого.

Не меньше информации хранится в Big Data юридических лиц, которые пользуются сервисами банка.

Проанализировать все эти данные — задача невыполнимая для человека, но доступная искусственному интеллекту.

Сегодня AI в банках в первую очередь применяется для анализа. Искусственный интеллект способен проанализировать Big Data и составить отчеты по заданным параметрам. Задачи варьируются — требуемым результатом могут быть, например, отчет по категориям расходов, персональные предложения для клиентов или прогнозы их будущего поведения.

В B2C эта история уже относительно неплохо развилась — персональные скидки и приложения получают многие. При этом персональные предложения для юридических лиц все еще формируют сотрудники банков, а оформление кредита для организации — это сложнейший процесс, который требует множества итераций как со стороны банка, так и со стороны заемщика. А ведь эти процессы можно было бы минимум наполовину автоматизировать.

И о каком банке мечтают бухгалтеры и ИП?

К сожалению, банки пока не научились в полной мере хранить и обрабатывать данные. Финансовые структуры увидели огромные возможности анализа Big Data относительно недавно, а чтобы научиться грамотно систематизировать и использовать их, требуются годы. При этом нужно учесть и законодательную базу с высокими требованиями к хранению персональных данных, и этическую сторону вопроса.

Но спрос не просто есть, он огромен, и в будущем будет только расти. Особенно остро чувствуется необходимость изменить банковский сервис для малого бизнеса. «Удобный банк для ИП» — это пока оксюморон. Даже открыть расчетный счет в банке не так просто, а чтобы кредитоваться, клиент должен пройти все круги ада.

Но банк вполне может взять на себя сбор и анализ необходимой информации. Последнее время открывается всё больше и больше коммерческих банков, которые не могут себе позволить «мучать» клиентов.

Чтобы конкурировать, они должны становиться удобнее.

Уже сегодня в каждом банке есть услуга автоплатежа мобильных операторов, интернет-провайдеров и т.д.. Подключив её, человек может не волноваться о том, что забудет заплатить по счетам — банк будет напоминать ему об этом и ждать подтверждения. Совсем скоро автоматизироваться будут и многие другие банковские услуги.

Есть более негативные прогнозы про отношения между банками и небольшим бизнесом. Смотрите, сколько счетов банкиры закрыли предпринимателям с начала года.

Понимайте. Помогайте. Предугадывайте

Клиент не всегда может подробно рассказать, что именно ему нужно от банка. Но совершенно точно ему нужен понятный интерфейс банковских онлайн-сервисов и прозрачность цен и условий.

Вернемся к примеру с ИП. Сегодня разобраться в интерфейсе интернет-банка для юрлиц способен разве что бухгалтер, который уже потратил немало времени на изучение этого интерфейса. Если бухгалтер уходит в отпуск, у руководителя практически связаны руки — он не может в пару кликов начислить зарплату или даже создать платежное поручение. Много вводных, полей… он просто не поймет, как!

Интерфейсы должны быть легче и проще. А документы, требующие корректировки, не покидать зону видимости: например, если платежка не прошла, она не будет «уползать» вниз, ведь так её легко можно пропустить.

Искусственный интеллект может не только упростить эти процессы, но и прогнозировать: например, выдать подсказку, стоит ли сейчас тратить деньги или лучше их попридержать.

Онлайн-банк, который все ждут

Секрет идеального онлайн-банка прост — он должен быть ближе к человеку. И как ни странно, в этом банкам могут помочь технологии. Ключевая способность искусственного интеллекта — самообучение. AI может изучать поведение конкретного пользователя и подстраиваться под него.

Рассказывая о банке, сегодня никто не начнет с того, что его офис находится в престижном квартале, а все сотрудники одеты с иголочки.

Самые современные банки — это не банки в традиционном представлении об этой сфере. Это настоящие IT-компании, которые делают ставку прежде всего на технологии. Тинькофф и Рокетбанк начали не с открытия офиса обслуживания, а с разработки ПО. Остальные банки тоже уже понимают, что онлайн-банк и приложение — это уже не «добавка», а основное средство коммуникации с клиентом.

И эта коммуникация должна быть:

1.  Персонализированной. Интерфейс онлайн-банка должен меняться в зависимости от того, как пользователь получает/тратит деньги. Клиент не хочет долго искать то, что ему нужно. Например, напоминание о том, что пришло время выставить новый счет, для бухгалтера важнее списка давно оплаченных счетов.

2.   Легкой. Никому не нужны десятки кнопок и разделов. Единое окно с основными шаблонами, событиями и операциями значительно сокращает количество действий.

3.  Функциональной. Банк должен помогать планировать, анализировать и копить деньги. Искусственный интеллект может быть более эффективным финансовым консультантом, чем менеджер банка (иногда довольно назойливый).

4.   Мобильной. И конечно, должна быть полная синхронизация онлайн-банка и мобильного приложения.

В банк, в будущее!

Потенциальные возможности AI безграничны.

Представьте: вы идёте по улице, наводите на неё камеру смартфона, и банковское приложение показывает, в каких ресторанах на этой улице у вас будет скидка по вашей карте. Но это, наверно, в далеком будущем.

А в близком нас ждут банки-друзья, делающие ставку на простоту и легкость коммуникации банка и клиента. И помогает им в этом искусственный интеллект.

Уже сегодня мы можем создать персонального финансового помощника, который проанализирует финансовое поведение пользователя и сам предложит автоматизировать ряд транзакций.

Он составит план действий перед отпуском, следуя которому, легко успеть провести все необходимые операции. Поместит всю важную информацию на «быстрой панели» и сам подскажет, с чего начать.

Такие вещи требуют серьезной перестройки процессов внутри банка. Но это работающий способ сделать клиентов счастливее и стать для него незаменимым другом.

Комментарии

1

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Я все еще про налоги. В одном профильном чате наткнулся на многостраничный спор и, пока не разобрался, думал, что коллеги спорят о том, что банки незаконно взимают деньги за что-то. Например, за то, что ты со своего ИП слишком много хочешь вывести прибыли от деятельности на личный счет. Но нет, речь шла о тех самых налоговых комиссиях.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Средства на ИИС-3 будут застрахованы аналогично вкладам

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Инвестиции

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Каждый раз, когда я пишу о том, что инвестировал за месяц 200 000 рублей, многие интересуются, как вообще так бывает, где столько платят и кем нужно работать, чтобы зарабатывать столько, чтобы была возможность откладывать больше, чем тратить. Ок, отвечаю.

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Маркетплейсы

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries.

8
Обзоры новостей

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события.

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

2
Банки

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов. А следовательно, дополнительных резервов.

Интересные материалы

Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.