ЧЕРЕЗ БРОКЕРА
? Можно ли использовать в бухгалтерском учете следующую схему отражения операций по покупке банком (не участником ОРЦБ) ценных бумаг для клиента через брокера-участника ОРЦБ?
Перечисление денежных средств клиентом банку:
Дт — р/с, к/с Кт — 30601
Перечисление денег банком брокеру-участнику ОРЦБ:
Дт — 30602 Кт — к/с
Покупка ценных бумаг согласно отчету брокера:
A) Дт — 30601
Кт — 30602 на сумму стоимости приобретенных ценных
бумаг;
Б) Дт — 70204
Кт — 30602 на сумму комиссии, удержанной брокером с банка за минусом НДС;
B) Дт — 60310
Кт — 30602 на сумму НДС, уплаченного банком брокеру в составе комиссии;
Г) Дт — 30601
Кт — 70102 на сумму комиссии, удержанной банком с клиента за минусом НДС;
Д) Дт — 30601
Кт — 60309 на сумму НДС, полученного банком от клиента в составе комиссии.
Приведенная вами схема отражения в бухгалтерском учете указанных операций не противоречит нормативным документам Банка России. Принятый порядок должен быть утвержден в учетной политике кредитной организации.
ПОСЛЕ ОТМЕНЫ УКАЗА
? Поскольку отменен Указ Президента РФ №1006 от 23.05.1994 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», применяется ли теперь совместное Письмо ГНС РФ № ВГ- 4 -13/94н от 13.08.1994, МФ РФ №104 от 13.08.1994 и Банка России №104 от 16.08.1994? В частности, сохраняется ли за банками обязанность информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную $10 000 и выше?
В соответствии с нормами постановления Правительства РФ №1009 от 13.08.1997 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» такие акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение указов Президента РФ. Кроме того, нормативные правовые акты министерств и ведомств не могут противоречить указам Президента РФ.
Таким образом, с прекращением действия Указа Президента РФ №1006 от 23.05.1994 не подлежит применению и упомянутый вами совместный документ.
ЕСЛИ «ПЛАТЕЖКА» НЕДОЗАПОЛНЕНА
? Согласно письму Московского ГТУ Банка России на банки возложена функция контроля при приеме платежных поручений: на предмет указания в них ИНН получателя средств, кода бюджетной классификации, значение кода ОКАТО муниципального образования и назначения платежа. Есть ссылка и на то, что документы, оформленные с нарушением требований, приему не подлежат. Однако статья 60 Налогового кодекса не предусматривает возможности отказа банка в исполнении платежных поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента.
Обязан ли банк отказать клиенту в принятии платежного документа на счета по исполнению бюджета, если в нем не указаны один или несколько из перечисленных реквизитов?
Упомянутая вами статья Налогового кодекса определяет обязанности банка по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений об их взыскании. Условия же исполнения банком платежного поручения установлены статьей 864 ГК РФ, предусматривающей, что содержание и форма платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
В Положении Банка России №205-П от 5.12.2002 (п. 1.7.6 части III раздела 1) указаны требования, предъявляемые банком к оформлению расчетных документов.
Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению и перечислению налогов, должны оформляться с учетом требований Минфина России и МНС России (п. 1.9.1 части III раздела 1 Положения № 205-П).
Перечень полей расчетных документов, заполняемых в соответствии с данными требованиями, определен пунктом 2.10 главы 2 части I Положения Банка России № 2-П от 3.10.2002.
Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ утверждены приказом МНС, Государственного таможенного комитета и Минфина (№ БГ-3-10/98/197/22н от 3.03.2003), согласованным с Банком России и доведенным до кредитных организаций (филиалов) письмом Банка России № 50-Т от 2.04.2003.
Порядок контроля банком расчетных документов при их приеме к исполнению, в части заполнения полей 101-110, предусмотрен пунктом 2.16 главы 2 части I Положения Банка России № 2-П, согласно которому расчетные документы, содержащие информацию в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102-110.
По разъяснениям Банка России (письмо №28 от 21.05.2003), на банки не возложена обязанность проверять правильность информации в полях 101-110 расчетных документов. Если поле 101 не заполнено, проверка полей 102-110 не осуществляется.
Таким образом, при осуществлении контроля расчетных документов в части заполнения полей 101-110 банк вправе не принимать к исполнению расчетные документы только в том случае, если поле 101 расчетного документа заполнено и не заполнены поля (какое-либо из полей) 102-110.
АРЕНДА ИМУЩЕСТВА
? В аренду сдается имущество, учитываемое внесистемно (бывшие МБП). Следует ли приходовать его на внебалансовый счет 91502 «Другое имущество, переданное в аренду»?
Поскольку предметы, не учитываемые в составе основных средств, с момента их передачи в эксплуатацию с отнесением полной стоимости на расходы не являются объектом бухгалтерского учета, отражение на в/б счете 91502 стоимости данных предметов, сданных в аренду, считаем нецелесообразным.
? В аренду принимается имущество, стоимостью ниже лимита стоимости для принятия к учету в составе основных средств, утвержденного руководителем банка. У организации, сдающей имущество в аренду, эти предметы учитываются в составе основных средств. На каком внебалансовом счете: 91503 «Арендованные основные средства» или 91504 «Арендованное другое имущество» следует его учитывать?
По нашему мнению, стоимостной критерий, установленный банком для отнесения предметов к основным средствам при их принятии к бухгалтерскому учету должен распространяться как на приобретенные, так и на арендованные объекты. Исходя из этого, упомянутое в вопросе имущество подлежит учету на внебалансовом счете 91504 «Арендованное другое имущество».
ОРУЖИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО
? Следует ли начислять амортизацию на оружие, приобретенное после 1 января 2003 года?
Согласно п. 2.1 Приложения № 10 к Положению Банка России № 205—П оружие, независимо от стоимости, относится к основным средствам. В перечне основных средств, на которые амортизация не начисляется (п. 6.4 Приложения № 10 к Положению 205-П), оружие не поименовано. Исходя из этого, амортизацию на оружие следует начислять в общеустановленном порядке.
АРЕНДА ЗЕМЛИ
? Банк заключил договоры аренды земли с Московским земельным комитетом. Стоимость земли в договорах не определена. Следует ли учитывать арендованную землю на внебалансовом счете 91503 и по какой стоимости?
По разъяснениям Департамента банковского регулирования и надзора Банка России, отнесение стоимости арендованного имущества с точки зрения гражданского законодательства к необязательным условиям договора аренды, не означает, что оно является таковым с позиции бухгалтерского учета. Необходимость указания в договоре аренды стоимости арендуемых основных средств и отражения данной стоимости на внебалансовом счете 91503 обусловлена требованиями Положения Банка России № 205-П от 5.12.2002.
Начать дискуссию