Жизнь взаймы - удобная штука, но россиянам до недавнего времени она была неведома. Скоро они смогут наверстать упущенное: потребительским кредитованием занялись практически все крупнейшие банки. Но настоящий бум на этом рынке начнется через год, когда в Россию придут иностранные акулы этого бизнеса.
Ты помнишь, как все начиналось.
Люди получали кредиты в Сбербанке еще в советские времена, но делали это только в случае крайней необходимости - слишком сложной была процедура: нужно было долго собирать документы и ждать решения.
Отношение людей к кредиту как к чему-то сложному и страшному изменил банк "Русский стандарт". В 2000 г. он предложил населению кредиты на покупку бытовой техники, получить которые можно было "не отходя от кассы", за 15 минут. Достаточно было предъявить паспорт и заполнить анкету, на основании которой банк принимал решение. Первый такой экспресс-кредит был выдан в марте 2000 г. в магазине "М. Видео", а через год их можно было получить и в других крупных сетях.
"Русский стандарт" оставался единственным и неповторимым до прошлого года. Его рублевые кредиты с удовольствием брали по устрашающе высокой ставке - 49% годовых, а магазины платили ему комиссию - кредиты увеличивали продажи. За пионером внимательно следили, его рентабельности завидовали, но повторить опыт никто не решался - кроме Первого ОВК. А потом пошло-поехало.
Вынужденная замена.
По мнению банкиров, интерес физлиц к кредитам в России был всегда, но многие просто не решались залезать в долги из-за неуверенности в завтрашнем дне. Именно с повышением благосостояния населения Мачей Лебковски, член правления Альфа-банка, руководитель блока "Розничный бизнес", и связывает популярность потребкредитов.
Но сами банкиры еще недавно игнорировали этот интерес. Два-три года назад банки были увлечены борьбой за таких клиентов, как "Газпром" и другие ведущие предприятия. А от населения им были нужны лишь депозиты - как источник средств для кредитования промышленных гигантов. Но по мере улучшения экономической ситуации в России восстанавливалось доверие иностранных финансистов к нашим заемщикам. А их деньги намного дешевле, чем могут предложить наши банки. "Если раньше крупные российские предприятия шли за кредитами в банки, то теперь они предпочитают занимать напрямую на Западе по совершенно другим ставкам", - говорит начальник управления розничных продуктов Международного московского банка Алексей Аксенов.
Банкам пришлось искать новых заемщиков. Многие решили, что заменить корпорации могут граждане. "У банков достаточно денег, но сегмент, куда их можно размещать, к сожалению, постоянно сокращается, поэтому кредитование физлиц - это наше будущее", - уверен Андрей Краснов, вице-президент Банка Москвы, который недавно начал выдавать "быстрые" кредиты.
Многие банки начали сознавать, что массовое потребительское кредитование может быть весьма прибыльным и перспективным направлением, согласен директор дирекции розничного бизнеса Промышленно-строительного банка Антон Мицеловский. Например, "Русский стандарт" за время действия своей программы выдал 1,6 млн одних только экспресс-кредитов на общую сумму $330 млн (см. таблицу). Сейчас кредитные портфели ведущих игроков исчисляются миллиардами рублей, так что на "мелочи" можно делать большой бизнес.
Места хватит всем.
Несмотря на то что практически все крупнейшие банки хотят выдавать потребительские кредиты, реальных игроков на рынке еще мало. Но они уже готовятся к ожесточенной борьбе.
Активизировался даже безоговорочный лидер рынка потребкредитования, Сбербанк. В начале этого года он снизил ставки по кредитам "на неотложные нужды" (на 1 процентный пункт, до 12% годовых, в валюте и на 3 пункта в рублях - до 19% ), а в июле увеличил максимальный размер беззалогового кредита с $10 000 до $25 000. Правда, обязательное поручительство третьих лиц Сбербанк не отменил, что останавливает многих потенциальных заемщиков, несмотря на самые выгодные финансовые условия. "Русский стандарт" проводит совместные акции с крупными торговыми сетями.
Но реальная конкуренция, по оценкам банкиров, начнется не раньше чем через полгода-год. "Рынок потребительского кредитования только начинает зарождаться, и говорить о реальной конкуренции пока не приходится", - говорит Александр Колошенко, член правления, директор управления по работе с физлицами Райффайзенбанка. Конкуренция "еще далека от уровня развитого рынка", соглашается Лебковски из Альфа-банка. По его словам, рынок кредитования создается практически с нуля и перспективы для банков на нем пока неограниченны. "Рынок сегодня открыт для новых игроков ровно настолько, насколько они сами готовы в него войти", - говорит председатель правления "Русского стандарта" Дмитрий Левин.
Приедут заокеанские профессионалы. ..
"Как было на большинстве развитых рынков, в России основу направления заложили небольшие банки, значение которых с выходом на рынок крупных игроков нивелируется", - считает Лебковски. В "Русском стандарте" думают иначе. "Конкурентную услугу будут покупать охотнее, чем менее конкурентную, но более именитую", - уверен Левин.
Но и крупные банки, и мелкие видят главную опасность не друг в друге, а в приходе на рынок западных гигантов. "На наш рынок, очевидно, будут выходить такие лидеры западного рынка, как американские [крупнейшая в США компания по выпуску кредитных карт] Capital One и GE Consumer Finance [входит в группу GE], французская Cetelem [входит в группу банка BNP Paribas]", - говорит президент ДельтаБанка Александр Григорьев. В структуре Citigroupe и недавно приступившего к работе с населением в России Societe General есть финансовые компании, которые занимаются потребительским кредитованием. Рано или поздно они появятся в России, как и "дочки" этих банков.
Вслед за своими партнерами готовятся к приходу в Россию крупнейшие бюро кредитных историй. Experian уже заявило о намерениях начать работу в I квартале 2004 г. К нашему рынку присматривается и его главный конкурент, TransUnion.
"В Россию придут европейцы и американцы. Максимум через год конкуренция будет адская, в том числе среди самих иностранцев. Пока никто ничего официально не заявлял, но уже формируются команды, пишутся стратегии, идет артподготовка", - считает банкир, пожелавший остаться неназванным. "В следующем году мы увидим колоссальный взрыв на этом рынке, появится много новых участников и продуктов, полноценный рынок кредитных карт и очень много видов кредитования, связанного с приобретением конкретных товаров и услуг", - уверен Краснов из Банка Москвы.
Первая ласточка уже прилетела - год назад в России начала работу чешская финансовая компания Home Credit. Она купила небольшой банк и переименовала его в "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ХКФ-банк). Сейчас банк выдает экспресс-кредиты в магазинах "Партия", "Техносила", "Эльдорадо", "Мир", а скоро появится и в "М. Видео" - в компании подтвердили, что этот вопрос обсуждается. При этом ХКФ-банк работает не только с крупными столичными сетями, но и с множеством небольших магазинов в Москве и в регионах.
Впрочем, по мнению председателя правления ХКФ-банка Андрея Лыкова, быстро запустить свои программы кредитования западные гиганты все равно не смогут - их придется адаптировать к российским условиям, что дает нынешним игрокам еще год-два форы.
. .. а ставки останутся.
Но обострение конкуренции не приведет к существенному снижению процентов по потребительским кредитам. Практически все опрошенные "Ведомостями" банкиры считают, что в обозримом будущем ставки не упадут ниже 10% в валюте и 18% в рублях.
По мнению вице-президента Ситибанка Виктора Башкирова, ставки по валютным беззалоговым кредитам могут опуститься максимум на 1 - 1,5% , а по рублевым - на 2% от нынешних уровней (17 - 23% ). "Сейчас уже заданы достаточно низкие стартовые параметры для выхода на рынок. Есть какой-то предел - даже если на рынке будет работать 20 конкурентов, существенного снижения ставок не будет. Возможно, банки будут снижать комиссии", - рассуждает он. К экспресс-кредитам, по его словам, это не относится - здесь потенциал для снижения ставок гораздо выше.
"Ставки по кредитам частных лиц во всех странах независимо от уровня их экономического развития выше, чем по кредитам корпорациям", - говорит Левин из "Русского стандарта". Тем же потребителям, кто ждет меньших ставок, Левин советует следить за маркетинговыми акциями банков и их партнеров.
Военная тайна.
Однако размер этих ставок банки обсуждают крайне неохотно. Вместо этого банки, представленные в магазинах, предлагают клиенту посчитать, насколько дороже обойдется ему вещь при покупке в кредит (см. таблицу). Эти цифры получаются менее страшными. Альфа-банк, например, предлагает рассчитывать затраты на кредит, исходя из эффективной - с учетом всех комиссий - ставки удорожания. Она получается вполне приемлемой - 23% годовых в рублях, а удорожание товара, купленного в кредит на год при первоначальном взносе 20% , составит всего 19%. При этом процентная ставка по кредиту вдвое больше - 38%.
Так получается за счет постепенного погашения кредита. Проценты начисляются на оставшуюся часть, которая каждый раз уменьшается и поэтому размер выплат получается меньше процентов по всему кредиту в полном объеме.
В "Русском стандарте" процентная ставка составляет 29% , но в дополнение к ней клиент ежемесячно платит банку комиссию за ведение ссудного счета в размере 1,9% от полной суммы кредита. При этом купленный в кредит на год товар становится дороже на 36% , что соответствует доходности банка около 70% годовых.
Кредиты - двигатель торговли.
Но, несмотря на высокие ставки, именно экспресс-кредиты пока пользуются наибольшим спросом населения - за дешевым беззалоговым кредитом нужно идти в банк, а дорогие экспресс-кредиты сами "приходят" к клиенту.
Привлекать клиентов банкам помогают торговые сети - сейчас практически все крупные торговцы бытовой техникой проводят специальные акции, связанные с потребительским кредитованием. Самая популярная - "кредит со ставкой 0% ": в договорах банки указывают ставку 16% , но эти проценты и все комиссии за покупателя платит магазин. По сути это та же продажа со скидкой.
На смену распродажам пришли совместные маркетинговые акции с банками, говорит директор по маркетингу компании "М. Видео" Михаил Кучмент: "Скидки и подарки уже не являются конкурентным преимуществом. Актуальны программы лояльности и потребительское кредитование". По его словам, сегодня в "М. Видео" в кредит продается около 40% товаров, а по отдельным категориям - до 80%. "Торговцы осознали, что кредитование в местах продаж - действенный способ увеличения оборотов. Поэтому наличие в торговой сети кредитной услуги - это своего рода правило хорошего тона и для потребителя, и для торговцев", - говорит Левин из "Русского стандарта".
До недавнего времени экспресс-кредиты в магазинах выдавали лишь "Русский стандарт" и Первое ОВК. Год назад список пополнили ДельтаБанк (кредитные карты Visa Instant) и "Хоум Кредит", а "УралСиб" начал выдавать экспресс-кредиты в регионах. Этой осенью свои программы запустили Росбанк (в "М. Видео") и Альфа-банк (в "Техносиле"). "Ведомости" опросили крупнейшие банки - оказалось, что программы экспресс-кредитования готовят практически все: Газпромбанк, МДМ-банк, Гута-банк, ПСБ, а Банк Москвы и Райффайзенбанк обещают в ближайшее время запустить свои проекты. Внешторгбанк скорее всего начнет работу с раздачи кредиток в магазинах "М. Видео".
Кредитные карты сегодня часто служат дополнением к экспресс-кредитам - клиенты Альфа-банка и ДельтаБанка, оформив кредит в магазине, получают револьверные кредитные карточки; правда, ДельтаБанк свою выдает сразу, а в Альфа-банк за карточкой нужно вернуться через несколько дней. Зато Альфа-банк предлагает по картам grace period - за первые 60 дней пользования кредитом держатель карточки платит пониженный процент (см. таблицу). А у Русского банка развития льготный период почти настоящий - символические 0,1% за первый месяц пользования кредитом.
Настоящие кредитные карточки с лета этого года запустил МДМ-банк. Наталья Григорьева, начальник отдела кредитования физических лиц МДМ-банка, рассматривает их как "наиболее перспективную и технологичную форму кредитования". Из западных "дочек" первым на этот рынок в конце ноября официально выйдет Ситибанк - он выпустил кредитные карты со ставкой 24% годовых, а в компаниях - партнерах банка она уменьшается вдвое до 12%. Партнерами Ситибанка стали многие крупные торговые сети.
Беззалоговыми кредитами помимо Сбербанка сейчас активно занимаются Райффайзенбанк и Ситибанк. Их ставки ненамного выше, чем в "Сбере" (см. таблицу) , зато они не требуют привести поручителей и оформляют кредит за несколько дней. Банки просят принести паспорт, еще один подтверждающий личность документ и справку с работы. Риск невозврата по беззалоговым кредитам ниже, чем по экспресс-кредитам, соответственно, и ставки по ним ниже - защищают свои продукты специалисты по экспресс-кредитам.
Начать дискуссию