Банки

Три рецепта для банковской системы

Если бы я был президентом… Известно, что нынешней осенью Госсовет во главе с президентом страны будет рассматривать состояние дел в нашей банковской отрасли. А что, если бы президентом на этот самый момент оказались вы и получили лимит на три абсолютно конкретных решения? Какие решения вы бы внесли в итоговый документ заседания Госсовета? Анализ основных параметров банковской системы России показывает ее недостаточную эффективность. Она всё еще неспособна в полной мере выполнять функции, присущие системам развитых стран. Среди них — трансформация сбережений в инвестиции, перераспределение свободного капитала между отраслями, поддержание равновесия между денежным спросом и предложением.

Если бы я был президентом… Известно, что нынешней осенью Госсовет во главе с президентом страны будет рассматривать состояние дел в нашей банковской отрасли. А что, если бы президентом на этот самый момент оказались вы и получили лимит на три абсолютно конкретных решения? Какие решения вы бы внесли в итоговый документ заседания Госсовета? Анализ основных параметров банковской системы России показывает ее недостаточную эффективность. Она всё еще неспособна в полной мере выполнять функции, присущие системам развитых стран. Среди них — трансформация сбережений в инвестиции, перераспределение свободного капитала между отраслями, поддержание равновесия между денежным спросом и предложением.

Александр ТУРБАНОВ, генеральный директор ГК «Агентство по страхованию вкладов»

Набор болезней за последние годы поменялся не сильно. Это нехватка «дешевых» и стабильных долгосрочных пассивов, невысокая капитализация, неразвитость филиальных сетей и расчётной системы, недостаточный уровень доверия населения, оставляющее желать лучшего качество активов, проблемы с ликвидностью. Без принятия дополнительных мер мы рискуем нарушить баланс между развитием экономики и банковской системы.

Поэтому её развитие должно оставаться одним из приоритетных направлений экономической и инфраструктурной политики. Предлагаемые решения направлены именно на формирование конкурентоспособной, национальной банковской системы.

 

1 Укрепление капитализации банков

Сегодня в этой сфере идёт инерционное развитие. Расчёты независимых экспертов свидетельствуют, что при таком подходе норматив достаточности капитала скоро начнут приближаться к минимальным значениям. Возникающий дефицит капитала будет восполняться по другим каналам. Скорее всего, донорами здесь станут глобальные иностранные игроки. Но тогда Россия лишится национально ориентированного бизнеса в крайне важном сегменте — в среде средних и части крупных банков. Признаки этого процесса уже можно наблюдать последние два года.

Вместе с тем есть эффективный путь для капитализации банковской системы. Это — введение на три года режима налогового стимулирования. Речь идёт об аналоге «инвестиционной льготы» — освобождении от налогов полученной банками прибыли при условии ее направления на увеличение капитала. Аналогичная льгота должна быть предоставлена и инвесторам, вкладывающим средства в банковский бизнес. Например, при открытой подписке на акции банков. Одновременно с капитализацией системы будет формироваться рынок банковских акций и повышаться прозрачность банков.

2 Модернизация национальной платежной системы

Необходима понятная среднесрочная программа создания системы проведения платежей и расчётов в режиме реального времени. Для этого есть две глобальные причины.

Первая — внутриэкономическая. Модернизированная платежная система жизненно необходима для хозяйственной интеграции и развития страны и её регионов (ведь Россия имеет самую протяжённую территорию в мире). Без неё, в частности, неизбежно «забуксует» масштабное внедрение в оборот населения платёжных банковских карт. Без этого, в свою очередь, не будет прогресса в сокращении наличного обращения и теневого хозяйственного оборота, а значит, не будет и повышения собираемости налогов. Эффективная платёжная система также необходима для развития финансовых рынков. Без неё, например, ни центральный депозитарий, ни система рефинансирования не заработают в полную силу.

Вторая причина — внешнеэкономическая. России и её ближайшим экономическим партнерам нужна платёжная система, дающая возможность быстрого, дешёвого и безопасного перевода средств. Только так может быть обеспечен рост влияния рубля как региональной резервной валюты. Для расширения «рублевой зоны» национальная платёжная система должна обладать необходимыми конкурентными преимуществами.

3 Создание института финансового оздоровления банков с участием государства

Данное предложение относится к разряду осмотрительных стратегических решений. По сути, это предложение о подготовке «пакета» финансово-оздоровительных мер. Тех мер, которые могли бы быть реализованы при внезапном возникновении проблем в банковской индустрии.

Причина лежит на поверхности. При быстром наращивании объемов кредитования экономики банковская система может столкнуться с ростом просроченной задолженности по кредитам. После этого последуют локальные банковские дефолты. Зарубежный опыт подтверждает подобный сценарий. Поэтому и необходим заранее продуманный комплекс законодательных мер урегулирования возникающих проблем, чтобы не принимать решений «впопыхах», как в 98-м.

Зарубежный и российский опыт показывают: курс только на ликвидацию всех проблемных банков — тупиковый. Он может привести к значительным общественным издержкам. Напротив, своевременная поддержка социально и экономически значимых банков и их кредиторов снижает вероятность развития банковского кризиса по принципу «домино». В глазах общества обеспечивается стабильность банковской системы.

Мировая практика накопила разнообразный инструментарий, который может быть адаптирован к нашим условиям. Во-первых, это выкуп проблемных активов банка, в том числе на условиях их обратного выкупа после финансовой реабилитации банка. Во-вторых, перевод части активов и обязательств банка в другой, здоровый банк. В-третьих, финансовая реструктуризация обязательств под контролем государства. Есть и другие эффективные механизмы.

Указанная задача требует решения на законодательном уровне. Оно должно определить тактику действий органов государственной власти, порядок принятия решений, возможный инструментарий и форму финансирования

Начать дискуссию