Андрей Козлов: Если мы пройдем 2004 год достойно, перед банковской системой откроются очень серьезные позитивные перспективы

Андрей Андреевич, Президент России подписал Закон «О страховании вкладов граждан в банках РФ», закон вступил в силу. В наступившем году мы будем пользоваться финансовыми услугами, подразумевая, что наши деньги не пропадут безвозвратно, как это бывало раньше. Как Вы оцениваете данный закон, каковы его слабые и сильные стороны?

Андрей Козлов: Если мы пройдем 2004 год достойно, перед банковской системой откроются очень серьезные позитивные перспективы

Опубликовано 12 января 2004года ОPEC.RU

Андрей Андреевич, Президент России подписал Закон «О страховании вкладов граждан в банках РФ», закон вступил в силу. В наступившем году мы будем пользоваться финансовыми услугами, подразумевая, что наши деньги не пропадут безвозвратно, как это бывало раньше. Как Вы оцениваете данный закон, каковы его слабые и сильные стороны?

Для многих (в частности, для законодателей) этот закон является окончанием трудной и долгой работы. Для нас же – Центрального банка – это является продолжением и, может быть, самой серьезной частью деятельности в ближайшие два года, в течение которых банковская система будет проходить переходный период, вступать в систему страхования вкладов. На Центральном банке лежит обязанность проверять соответствие банков критериям участия в системе страхования вкладов, это будет де-факто экзамен на зрелость, как нашей банковской системы, так и системы банковского надзора. Поэтому это очень тяжелый период, волнительный, я бы сказал. Если мы все пройдем его с честью, по итогам у нас будет совершенно иная банковская система.

Как относится к принятию этого закона банковское сообщество?

Насколько я могу судить по беседам с банкирами, представителями банковских объединений, в целом закон поддерживается. Хотя многие банкиры относятся к этому с известной степенью тревоги и за судьбу своего собственного банка, и за те результаты, которые покажет кампания по введению закона в силу. Несмотря на состояние напряженного ожидания (есть доверие к Центральному банку, что мы в целом будем придерживаться достаточно разумных профессиональных подходов) в их разговорах присутствует некоторая настороженность, хотя отрицания, например, или заявления о ненужности данного закона нет.

Вас устраивает то, каким образом образован гарантийный фонд?

Он еще не образовался де-факто. Меня бы устроило, чтобы все это существовало на базе АРКО, просто создавать новую организацию с нуля всегда сложнее, чем использовать существующий организационный и уже имеющийся человеческий потенциал. У АРКО есть опыт страхования вкладов. Но раз принято решение, значит, оно принято, хотя это и означает усложнение старта системы. Мы сами создали себе некоторую проблему, но, надеюсь, что решим - это не критично.

Что ждет банковскую систему в наступающем новом году?

Самое главное – переход в систему страхования. Это и есть самое главное, что ждет банковскую систему.

Что Центральный Банк предложите в повестку для законодателей в наступившем году?

Закон номер один (раньше был закон номер два, но после принятия закона «О страховании вкладов» это стало законом номер один) – новая версия закона «О банкротстве кредитных организаций». Новая версия этого закона была в первом чтении принята прошлой Думой и, надеюсь, во втором и третьем чтении будет принята этой Думой. Это главная из наших законодательных позиций. Кроме того, необходимо законодательство о кредитном бюро. Дополнение к законодательству, связанное с ведением ипотечного рынка, – это не один закон. Мы приняли закон «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», он подписан Президентом (и это отлично), но для того, чтобы запустить ипотечный рынок, нужен еще ряд поправок в разные законодательства. В списке приоритетов есть законодательное закрепление такой тематики, как создание системы регистрации залогов для того, чтобы помогать банкирам. Это в свете законодательных проблем. Есть еще классическая проблема введения нового вида банковского счета – без возможности досрочного изъятия вкладчиком иначе, как с большим штрафом. Есть еще ряд других поправок, которые носят менее стратегический характер.

Кроме того, в 2004 году правительство и Центральный банк должны разработать новую редакцию, как это было сказано в решении правительства месяц назад, Стратегии развития банковской системы. Старая редакция готовилась в 2000-2001 гг., была принята в конце 2001 года, многие ее пункты к настоящему выполнены, результаты даже более оптимистичны, чем казалось тогда, пришло время определиться с новой редакцией Стратегии.

Почему Вы считаете закон «О банкротстве» законом первостепенной важности?

Потому что систему страхования вкладов, во-первых, пройдут не все банки. На этапе отбора выявятся какие-то существенные проблемы у ряда банков, которые не смогут туда пройти, соответственно, они должны будут сдавать лицензию по итогу переходного периода. Некоторые из них, если не смогут перестроиться на другие сегменты рынка, вынуждены будут уйти совсем. Соответственно, нам нужна нормальная процедура банкротства. Кроме того, в нынешней ситуации эта процедура просто отвратительна. Я уже как-то приводил пример, что всего 7% активов возвращается кредиторам, по крайней мере, тем, кто заявлен в реестре, остальное все растаскивается, разворовывается отдельными заинтересованными лицами. Нужно вводить корпоративного ликвидатора на банковском рынке, и это самое существенное изменение.

Надо ли понимать, что 2004 год будет нелегким для банкиров?

Да. У банкиров всех уровней будет нелегкий год. Это момент истины для банковской системы, но не в этом главное. Главное, если мы пройдем 2004 год достойно, перед банковской системой откроются очень серьезные позитивные перспективы.

Начать дискуссию