Российские банки: выбор стратегии продаж

Банковский бизнес вступает в новую стадию развития. Еще недавно борьба за лидерство в этом секторе велась в сфере банковских услуг - кто быстрее внедрял ту или иную услугу, тот и вырывался вперед. Сегодня она перемещается в сферу технологий взаимодействия с клиентами.

Банковский бизнес вступает в новую стадию развития. Еще недавно борьба за лидерство в этом секторе велась в сфере банковских услуг - кто быстрее внедрял ту или иную услугу, тот и вырывался вперед. Сегодня она перемещается в сферу технологий взаимодействия с клиентами.

За последние несколько лет российскими банками были заявлены пять основных стратегий продаж (технологий клиентской работы) :

  • персональный менеджмент, или key account management;
  • cross-sales, или перекрестные продажи;
  • финансовый бутик, или private banking;
  • финансовый супермаркет, или розничные продажи типовых услуг;
  • отраслевая специализация.

Вне всякого сомнения, наиболее распространенной остается стратегия персонального менеджмента. Почти любой банк начинался в России с обслуживания его владельцами-основателями, а значит, и топ-менеджерами узкого круга привлеченных ими крупных клиентов. Банк развивал стратегию персонального менеджмента, реализуя для первичной группы клиентов необходимый набор услуг. Постепенно его мощности разрастались. В рамках принесшей успех и единственной неплохо освоенной на практике стратегии продаж банк начинал привлекать новых менеджеров по работе с ключевыми клиентами, а те - новых крупных клиентов. Эта технология и сегодня остается жизнеспособной, но уже не является самой эффективной.

На следующем этапе развития банки столкнулись с тем, что разным клиентам требовались разные услуги, и их линейку приходилось расширять. Тогда в штате банков появились менеджеры услуг, способные привлекать клиентов, в том числе небольшие бизнесы, на свой вид услуг. В этот момент банки всерьез начали задумываться о стратегии продаж, обеспечивающей согласованные действия менеджеров, продающих одну услугу. Возникла стратегия перекрестных продаж, в рамках которой менеджер услуги на агентских началах продает услуги других подразделений. Недостаток данной стратегии - излишняя децентрализации продаж, при которой каждое торговое подразделение банка пытается самостоятельно определять ассортимент и цены, т. е. , по сути, конкурировать не только с рынком, но и с другими торговыми подразделениями того же самого банка.

Понимая, что большинство клиентов предпочитают по всем вопросам иметь дело с одним банком, наиболее крупные банки перешли к реализации стратегии финансового супермаркета, т. е. предоставлению всем клиентам абсолютного большинства присутствующих на рынке банковских услуг по среднерыночным ценам и, как минимум, среднерыночного качества. Стратегия, безусловно, беспроигрышная, однако она по силам лишь крупнейшим банкам.

А что делать середнякам? Продолжать работать на основе технологии взаимодействия с клиентами под названием key account management не то чтобы опасно, но уже не так перспективно, ибо на ключевой для средних банков сегмент рынка - среднюю и мелкую клиентуру - активно устремились крупные банки с их более низкими ценами и более широкой линейкой услуг добротного качества. Конечно, средние банки абсолютно незаменимы в роли "прачечных", но эту стратегию мы не станем рекомендовать никому.

У среднего банковского бизнеса есть хорошая возможность укрепить свои позиции посредством реализации стратегии финансового бутика, ориентированной на частных клиентов, и стратегии отраслевой специализации, предназначенной для корпоративной клиентуры. Пока в России отраслевую специализацию в основном используют банки, первичная группа клиентов которых имела отраслевую общность.

Суть обеих стратегий в поиске ниш (отраслей экономики или, например, однородных потребностей, существующих у двух-трех отраслей) и формировании нишевых (отраслевых) предложений. Средний банк не способен одинаково эффективно работать по всему рынку, не лучше ли сосредоточиться на одном-двух его сегментах?

Концентрация на одной отрасли позволит глубже понять клиентские потребности и создать более качественные продукты. В целом, отраслевая специализация хороша тем, что банк учится решать финансовые проблемы клиентов, не покрываемые типовыми услугами. Поскольку клиенты принадлежат одной отрасли, набор необходимых им продуктов будет ограничен. Это упростит для банка построение продуктовой линейки. Если же банку в итоге удастся "монополизировать" обслуживание определенного рыночного сегмента, ему, возможно, даже не придется задумываться о снижении цен.

Отраслевая специализация позволит банку сконцентрироваться на реальной (интересной клиентам) продуктовой рекламе вместо тиражирования набивших оскомину рекламных модулей типа "кредиты, РКО, пластиковые карты и все остальное по самым низким ценам", решение о публикации которых принимается банкирами с зубовным скрежетом, ибо заранее предполагается, что очередные рекламные 100 000 у. е. не принесут ни одного клиента. Вместо того чтобы по-детски радоваться выходу в свет очередного, сто пятидесятого по счету комментария на тему случившегося изменения курса доллара, можно будет осмысленно заняться позиционированием банка как знатока проблем и активного участника той или иной отрасли. Понимание отрасли даст возможность наконец-то заняться реальным продвижением банка (отраслевые выставки, конференции и прочие тусовки случаются как минимум три-четыре раза в год) , а не ломать голову над тем, где и как найти спонсорский проект, лежащий в сфере интересов банка.

Отраслевой подход к рекламе и PR абсолютно реален, поскольку каналы поступления информации в отрасль легко просчитываются. В результате клиенты банка, имеющего отраслевую специализацию, начнут воспринимать его как банк-лидер, поскольку будут получать о нем информацию чаще, чем об остальных банках.

К сожалению, сегодня мало кто пытается воспользоваться стратегией отраслевой специализации. Средние банки в попытке угнаться за крупными стремятся создавать финансовые супермаркеты, совершая, как нам кажется, серьезную ошибку.

Роман Хлюстиков - директор Агентства банковского маркетинга и PR "САМИТ",
Денис Владиславлев - к. э. н. , член Ассоциации независимых директоров

Начать дискуссию

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

Разбираем, по каким правилам платят зарплату за работу в выходные и праздничные дни.

Как оплачивать работу в выходные и праздничные дни

С 1 марта 2025 материнский капитал можно тратить на строительство жилых домов

Деньги на строительство жилого дома будут лежать на счете-эскроу. Подрядчик сможет их забрать после сдачи объекта.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

В Налоговом законодательстве действует термин «региональные налоги» (РН). Это обязательный сбор, который ФЛ и предприятия уплачивают в бюджет субъекта РФ: республики, края, области. Налог на имущество организаций – один из трех РН. По факту это налоговый сбор на недвижимое имущество, движимая собственность налогом не облагается.

Налог на имущество организаций: как рассчитывается и уплачивается

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Вывести свой продукт на новый рынок — ответственное решение. Неважно, хотите вы оказывать услуги за рубежом, продавать товары или продвигать собственное приложение / игру / сервис, нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности. 

Как оформить бренд за рубежом и выйти на иностранный рынок

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

У «ВкусВилла» появился свой платежный сервис EshPay

Покупатели смогут в пять раз быстрее оплачивать покупки через QR-код в мобильном приложении «ВкусВилл».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: сотрудника посадили в темную комнату и заставили уволиться, школьники поехали на отдых в Северную Корею, а детей будут снимать на свидетельство о рождении

Подготовили обзор главных событий дня — 22 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Остатки материнского капитала начислят как единовременную выплату

Сейчас у 750 тысяч семей накопились остатки материнского капитала на сумму 1,5 млрд рублей.

Экспорт

Более 530 экспортных лицензий Минпромторга выдано через платформу «Мой экспорт»

Государственная цифровая платформа «Мой экспорт» с сентября 2023 года значительно облегчила процедуру получения экспортных лицензий Минпромторга для российских компаний.

Верховный Суд инициировал изменения в Гражданский процессуальный кодекс

Пленум ВС РФ одобрил проект постановления о внесении в Госдуму проекта федерального закона с изменениями в ГПК.

Кадры

Цифра дня. Про «отличников»

Россияне рассказали, в каком возрасте чувствуют себя эффективнее всего на работе.

Цифра дня. Про «отличников»

Может ли работодатель вызвать сотрудника из отпуска

С согласия сотрудника работодатель может прервать отпуск. Если работник не согласен вернуться раньше положенного, к нему нельзя применять санкции.

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году

Иностранному гражданину, которого принимают на работу по трудовому договору или привлекают к выполнению работ/услуг по договору ГПХ, необходим российский СНИЛС. Рассказываем, как его оформить и какие существуют нюансы в 2024 году.

Как работодателю оформить СНИЛС для иностранного гражданина в 2024 году

🔥 Самый насыщенный день в 2024 году — уже близко! Расскажем обо всех ключевых изменениях в работе бухгалтера на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Управление персоналом

Как мотивировать сотрудников к онлайн-обучению

Компания может разработать хороший курс с полезным материалом, но сотрудники не захотят учиться. Они говорят, что у них нет времени или не понимают, зачем это нужно. Иногда они начинают курс, но потом бросают. Если материалы действительно полезные и интересные, скорее всего, компания не уделила внимание мотивации сотрудников.

Как мотивировать сотрудников к онлайн-обучению

Профессия «бухгалтер»

Есть мнение, что организация без бухгалтера не проживет ни дня. Так оно и есть — налоги, зарплата, отчеты, все это ложится на плечи бухгалтера. Давайте разбираться, что должен знать и уметь бухгалтер. Какое нужно образование, чтобы стать специалистом. Плюсы, минусы, востребованность профессии, сколько можно заработать.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк

👷 ЕФС-1 придется сдавать по новым срокам. Комментарий бухгалтера

Работодателей обяжут сдавать подраздел 1.1 на следующий день, если сотрудника перевели на удаленку или на неполную занятость.

Что почитать тем, кто хочет разобраться в инвестициях. ТОП-5 книг

В инвестициях каждый шаг может привести к значительным финансовым потерям, поэтому важно постоянно учиться и перенимать опыт профессиональных инвесторов. Делюсь списком книг для начинающих инвесторов, которые помогут погрузиться в темы экономики, финансов и инвестиций.

Что почитать тем, кто хочет разобраться в инвестициях. ТОП-5 книг

Эксперт объяснит, как работать с машиночитаемыми доверенностями

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Интересные материалы

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников 

Сотрудничество с самозанятыми — привлекательный вариант для бизнеса, но он несет в себе определенные риски. Поэтому регулярный аудит такой формы сотрудничества поможет минимизировать риски, обеспечить правовую безопасность и избежать претензий контролирующих органов. 

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников