МСФО

Вперед к победе МСФО!

Итак, свершилось: Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), о внедрении которых в жизнь столь долго говорили российские и международные регуляторы, наконец-то стали вполне реальной заботой для банковских бухгалтеров. Правда, время на раскачку у последних еще есть: первые отчеты по МСФО они должны сдать лишь по итогам девяти месяцев.

Хорошо ли банкам быть в авангарде бухгалтерской реформы? Итак, свершилось: Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), о внедрении которых в жизнь столь долго говорили российские и международные регуляторы, наконец-то стали вполне реальной заботой для банковских бухгалтеров. Правда, время на раскачку у последних еще есть: первые отчеты по МСФО они должны сдать лишь по итогам девяти месяцев.

О пользе глобальной унификации

Как это часто бывает, любое новшество сразу же раскололо банковское и "околобанковское" сообщество на две фракции. Одна из них утверждает: "вопреки отдельным недостаткам переход на МСФО все-таки по большому счету - это хорошо", а другая, напротив, упорно возражает: "несмотря на ряд несомненных достоинств, внедрение международных стандартов в нынешнем виде ничего позитивного нам не даст". Тем не менее никто из оппонентов самой необходимости в унификации национальных систем финансовой отчетности не отрицает.

Весьма показателен, к примеру, такой факт: в 1993 году компания "Даймлер-Бенц" согласно финансовой отчетности, проведенной на основании немецких бухгалтерских стандартов, показала прибыль в размере 168 млн марок, а по стандартам американской системы GAAP - понесла убытки в размере почти 1 млрд марок за тот же период. Следовательно, для того чтобы сделать сопоставимым анализ финансового положения любого предприятия (вне зависимости от страны его местонахождения), инвесторам нужны единые международные стандарты бухгалтерской отчетности. Поскольку в противном случае им каждый раз придется прибегать к услугам экспертов, что связано с дополнительными затратами времени и денег, а также весьма серьезно тормозит сам процесс принятия решения.

Именно поэтому экс-премьер-министр Михаил Касьянов еще в прошлом году на одном из заседаний правительства выразил полную уверенность, что переход российской экономики на МСФО позволит сделать ее более прозрачной и привлекательной для инвесторов. Ведь в ближайшее время на эти стандарты должен перейти и Европейский союз. Тем не менее реальный процесс перехода на МСФО, в авангарде которого в России оказалась банковская система, у нас сейчас сопряжен с гораздо большими трудностями, чем это первоначально ожидалось.

Издержки форсированного марша

О возможных минусах, связанных с переходом на МСФО, россиян еще два года назад предупреждали иностранные эксперты. В 2002 году миссия Всемирного банка и МВФ, работавшая совместно с российскими ведомствами в рамках программы по оценке финансового сектора РФ, следующим образом спрогнозировала наши потенциальные трудности с внедрением новых стандартов отчетности: "Российские банки должны будут начиная с 1 января 2004 года подготавливать финансовую отчетность в соответствии с IAS (Международными стандартами финансовой отчетности). При условии проведения реформы с должной тщательностью это будет весьма желательным событием, которое должно обеспечить большую прозрачность и раскрытие информации о финансах и структуре банков. Однако формальное, а не содержательное применение IAS могло бы, скорее, вводить в заблуждение, нежели информировать пользователей финансовой отчетности. Поэтому важно за оставшийся весьма короткий промежуток времени задействовать обеспечивающий институциональный механизм (например, правила, обучение и т.п.) для надлежащего внедрения IAS".

Недаром говорят: "Предупрежден - значит вооружен", тем более что приведенный выше отрывок до сих пор можно найти в докладе упомянутой миссии, размещенном на сайте российского Центробанка. Однако, судя по всему, подготовка к "внедрению МСФО в сознание бухгалтерских масс" пока у нас идет из рук вон плохо. Достаточно сказать, что в стране до сих пор нет переведенных на русский язык и утвержденных лондонским комитетом по МСФО самих международных стандартов. Однако обучение новой системе отчетности все-таки ведется (очевидно, по "пиратским" переводам), но, как правило, по ускоренной 72-часовой программе. Можно ли за столь короткий срок изучить фолиант из более чем 1000 страниц?!

О необходимости облегчить переход на международные стандарты год назад говорили Центробанку и сами банкиры. Отчеты по МСФО предполагается вести параллельно с текущей отчетностью по РСБУ (российской системе бухучета). Поэтому для того чтобы освободить и так перегруженные бухгалтерии банков от ведения ненужных бумаг, члены Бюро банковских объединений РФ в декабре 2002 года встречались с Председателем Банка России Сергеем Игнатьевым. В ходе этой беседы "ходоки" от имени банковской индустрии поставили вопрос об оптимизации и сокращении банковской отчетности. Увы, и в этом направлении пока еще ничего не сделано. Так, что в 2004 году каждому банку придется представлять сразу три финансовые отчетности:

  • на основе баланса кредитной организации и отчета о прибылях и убытках;
  • на основе балансового отчета коммерческого банка и отчета
  • прибылях и убытках (впервые введен согласно Инструкции ЦБ РФ от 24 августа 1993 года с целью приближения российских норм бухгалтерского учета к международным стандартам, сейчас действует в новой редакции);
  • на основе консолидированного баланса и консолидированного отчета о прибылях и убытках "в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, разработанными Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности".
Как считает главный редактор журнала "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке" Михаил Булатов, балансовый отчет, составляемый на основе центробанковской инструкции 1993 года, можно назвать своего рода "первым, хотя и не совсем удачным пришествием МСФО в Россию". Поэтому вполне логично было ожидать, что Банк России в качестве первого шага при переходе на систему отчетности по МСФО отменит общую финансовую отчетность, которую он 10 лет назад ввел с целью приближения российских норм бухгалтерского учета к международным стандартам. Однако этого пока не произошло.

По мнению Михаила Булатова, наша страна слишком форсированно внедряет международные стандарты отчетности без учета того, что на Западе МСФО еще нигде не используют в полном объеме. Поэтому каких-либо преимуществ, связанных с унификацией бухгалтерской отчетности, российские первопроходцы на первых порах вряд ли получат. Достаточно сказать, что международные стандарты до сих пор не применяют на Нью-Йоркской и прочих ведущих американских биржах, занимающих доминирующее положение на мировых финансовых рынках. Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) по-прежнему требует от компаний для котировки в США трансформацию их бухгалтерской отчетности по US GAAP согласно так называемому Дополнению 20F.

При этом одни аналитики полагают, что США смогут перейти на новую отчетность не раньше 2010 года, а другие считают: этого в обозримом будущем вообще не произойдет. О неготовности Британии перейти на МСФО несколько месяцев назад заявил новый президент Английского института ICAEW Дэвид Иллингуорт. Во время иннагурационной речи он обнародовал результаты опроса, проведенного Английским институтом, который показал, что треть компаний не знает о директиве Евросоюза об обязательном переходе на МСФО котируемых компаний.

Даже Еврокомиссия, несмотря на то что ЕС собирается перейти на международные стандарты с 1 января 2005 года, пока отвергла два из них - IAS 32 и IAS 39, касающиеся финансовых инструментов. В связи с возникшими разногласиями Комитет по МСФО (КМСФО) вынужден был заняться переработкой этих стандартов. Ожидается, что пересмотренный вариант МСФО вступит в силу лишь с 1 января 2005 года. При этом аналитики заявляют, что применение международных стандартов для тех организаций, которые в 2005 году впервые перейдут на новую систему отчетности, окажется намного проще, так как им не потребуется пересчитывать сравнительные данные для соблюдения требований уже пересмотренных стандартов.

Как считает генеральный директор консультационно-аудиторской фирмы "Деловая Перспектива" Елена Петренко, при переходе на международные стандарты у большинства наших банков может существенно сократиться капитал, собственные средства. Сокращение оценивается, как минимум, в 20 - 25% от нынешнего размера капитала. Почему? Потому что МСФО предполагают применение стандартов, учитывающих уровень инфляции и гиперинфляции. До недавнего времени, до 2002 года, наша экономика была еще гиперинфляционной. И поэтому большинство иностранных аудиторских компаний при переводе российской отчетности на МСФО применяют коэффициенты, учитывающие уровень гиперинфляции. Но даже если учитывать лишь обычный - в последние годы замедлившийся - инфляционный процесс, то это также приведет к значительному снижению размеров капитала.

К тому же один из основных принципов международных стандартов - принцип предусмотрительности и осторожности. Его можно сформулировать следующим образом: все расходы нужно начислять, если есть хоть какое-то предположение, что эти расходы могут быть. А все доходы нужно начислять, только если есть 100-процентная уверенность, что эти доходы будут. По оценке Елены Петренко, использование этого принципа существенно повлияет на финансовый результат. Если прибыль у многих кредитных учреждений и не уйдет в минус, то она будет крайне маленькой по сравнению с той, которая есть сейчас.

И еще один важный момент: поскольку отчетность по МСФО будет составляться путем трансформации обычной отчетности, составленной на основе РСБУ, то такая методика, как считает Михаил Булатов, вряд ли сделает более прозрачными российские банки. По крайней мере до тех пор, пока исходная отчетность не будет составляться исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами. Зато, по его мнению, гораздо больший эффект такая форма перехода на международную отчетность даст с точки зрения обучения вечно занятых банковских бухгалтеров, которым теперь придется вплотную заняться изучением МСФО. МСФО станут реально эффективными только тогда, когда ЦБ РФ введет в действие уже подготовленные инструкции по методу начислений. Скорее всего, это случится в начале 2005 года.

Отечественный аудит против монополизации рынка

Порядок перехода на международные стандарты вызвал серьезные возражения и со стороны отечественных аудиторов. Об этом они заявили во время "круглого стола", состоявшегося в Ассоциации российских банков в январе нынешнего года. Согласно принятой резолюции требования, которые содержатся в утвержденных ЦБ РФ рекомендациях по отбору аудиторских организаций для проведения аудита финансовой отчетности банков по МСФО, являются чрезмерно жесткими. Участники "круглого стола" также пришли к выводу, что фактическое применение этих рекомендаций приведет к отстранению российских компаний от рынка банковского аудита. В свою очередь это будет способствовать монопольному завышению цен на аудиторские услуги для банков, а также снижению качества банковского аудита, поскольку незначительное количество фирм, соответствующих критериям Банка России, не в состоянии обслужить более 1300 отечественных банков.

Впрочем, далеко не все аудиторы столь критично смотрят на вещи. Так, например, Владимир Виноградов, директор Международного консультативно-правового центра по налогообложению, полагает, что в основе упомянутых рекомендаций Центробанка лежит стремление к обеспечению максимальной прозрачности, транспарентности наших банков. Господин Виноградов признал, что ужесточение требований к аудиторским фирмам уже привело к значительному росту - на целый порядок! - цен на услуги сертифицированных аудиторов, к которым пока не готовы 90% российских банков. Разрулить ситуацию можно, если наши учебные заведения начнут выпускать специалистов, готовых работать по системе МСФО, но на это потребуется время.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

О необходимости поставить "на поток" обучение МСФО как отечественных аудиторов, так и бухгалтеров неоднократно говорилось во время конференции "Подготовка российских компаний к переходу на МСФО", организованной Институтом фондового рынка и управления. В частности, в ходе этого мероприятия состоялась презентация образовательной программы CIPA - "Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер", которая предусматривает два уровня обучения международным стандартам: уровень бухгалтера-практика и бухгалтера-профессионала. Для того чтобы решить проблему кадров, по оценке экспертов, в ближайшие годы в России курсы по обучению МСФО первого уровня должны пройти около одного миллиона человек, а второго уровня - 30 тысяч.

Коммерческий директор Комитета по МСФО Курт Рамин во время своего выступления на конференции заверил собравшихся, что перевод на русский язык Международных стандартов финансовой отчетности в новой улучшенной редакции должен быть закончен в течение ближайших шести недель - двух месяцев. Некоторую задержку г-н Рамин объяснил весьма кропотливой работой, которая сейчас активно ведется по уточнению глоссария этого документа. По словам коммерческого директора Комитета по МСФО, на новые стандарты с 1 января 2005 года предполагается перевести отчетность компаний, чьи акции котируются на биржах, в более чем 90 странах мира. При этом Курт Рамин подчеркнул необходимость дальнейшего сотрудничества с США по ускорению конвергенции международных стандартов с наиболее распространенными в мире стандартами американской GAAP. А в перспективе лондонский комитет планирует заняться разработкой международных стандартов и для компаний среднего и малого бизнеса.

Весьма любопытным оказалось выступление Кирилла Алтухова, директора по аудиту международной аудиторско-консалтинговой компании KPMG (Россия), который обратил внимание на то, что переход отечественных компаний на МСФО не только сделает их более прозрачными, но и превратит "в ничто" уже давно отслужившие срок производственные фонды, которые согласно международным стандартам россиянам давно бы следовало списать. По мнению г-на Алтухова, никто пока не просчитал последствий этого перехода с точки зрения наполняемости бюджета налоговыми поступлениями. Впрочем, несмотря на многочисленную критику, никто из участников конференции самой необходимости перехода к МСФО не оспаривал. Дискуссия в основном шла вокруг поиска наиболее оптимальных вариантов перехода на эти стандарты. Одним словом, международным стандартам в России быть, другой вопрос - как свести к минимуму издержки бухгалтерской реформы. Правда, на сей счет пока готовых рецептов, похоже, нет ни у регуляторов, ни у банковского сообщества…

Владимир Брюков

Банковское обозрение, №3, март 2004 г.

 

Начать дискуссию