Банки

Народные IPO российских компаний и банков: первые "блины" - не комом

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "Роснефти" на $10,42 млрд.

В течение последнего года российские компании и банки резко активизировали выход на публичный рынок ценных бумаг, осуществив несколько десятков первичных публичных размещений (IPO) акций. В прошлом году их объем превысил $17,742 млрд. против $4,551 млрд. в 2005 году. На показатели общего объема проведенных в 2006 году размещений сильно повлияло IPO "Роснефти" на $10,42 млрд.

Хитом этого года, несомненно, стали банковские первичные размещения - Сбербанка РФ и Внешторгбанка, осуществлявшиеся с привлечением физических лиц. Таким образом, само слово "IPO" теперь уже привычно не только для профессиональных участников рынка, но и для населения. Примечательно, но последние размещения госкомпаний и банков оказались более успешными по сравнению с IPO большинства частных компаний, что не удивительно, учитывая, с одной стороны, определенный дефицит надежных и качественных финансовых инструментов на отечественном рынке акций, а с другой стороны - рекламу акций этих эмитентов в СМИ, включая телевидение.

Российские компании перестали бояться выходить на публичный рынок ценных бумаг

В прошлом году российские компании и банки осуществили 23 первичных публичных размещения акций на общую сумму свыше $17,742 млрд. (годом ранее было проведено 13 IPO общим объемом $4,551 млрд.). Крупнейшим размещением прошлого года стало IPO "Роснефти" на $10,42 млрд. - первое в России размещение, проводившееся по схеме так называемого "народного IPO", т.е. с привлечением физических лиц, которые могли свободно подавать заявки на покупку ценных бумаг компании в офисах ряда коммерческих банков. Помимо "Роснефти" перейти в прошлом году при заимствованиях долларовый миллиардный рубеж удалось еще трем российским компаниям: "Трубной металлургической компании" ($1,081 млрд.), АО "Северсталь" ($1,063 млрд.) и АО "Комстар-ОТС" ($1,062 млрд.).


Среди причин, вызвавших активизацию российских компаний на рынке IPO, аналитики выделяют две основные. Во-первых, высокий уровень учетной ставки в США привел к росту стоимости облигационных заимствований за рубежом. И если ранее компании отказывались от проведения IPO, например, в пользу выпуска облигаций, так как он был более эффективным средством привлечения капитала, то теперь ситуация изменилась. Во-вторых, за последние пять-шесть лет капитализация российского фондового рынка существенно выросла и текущая рыночная стоимость компаний уже не так сильно занижена, как это было сразу после кризиса 1998 года. При этом большинство экспертов не ожидают таких же высоких темпов роста стоимости компаний, как это было в период восстановления, следовательно, их владельцы более охотно расстаются со своими акциями.

Наиболее интересными IPO этого года стали банковские размещения - Сбербанка РФ и Внешторгбанка, проводившиеся также с привлечением физических лиц. Высокий спрос на банковские бумаги, исходивший со стороны нерезидентов, в немалой степени был связан с тем, что иностранным инвесторам было разрешено приобретать акции российских кредитных организаций по упрощенной схеме. Динамика развития российского рынка IPO в 2004-2006 годах

Год

Кол-во IPO

Объем IPO, $млн.

% к ВВП

2004

5

620

0.1%

2005

13

4 551

0.6%

2006

23

17 742

1.8%

Источник: информационно-аналитический проект offerings.ru.

Инвесторы проявили повышенный интерес к IPO госкомпаний и банков

Первой российской госкомпанией, при размещении акций которой отдельное внимание было уделено физическим лицам, стала НК "Роснефть". В июле прошлого года компания разместила свои акции по цене $7,55 за штуку, выручив за свои бумаги $10,42 млрд. Таким образом, капитализация "Роснефти" составила $79,8 млрд., что поставило ее на 1-е место по капитализации среди всех российских нефтяных компаний, и на 11-е место среди мировых публичных нефтегазовых компаний.

Ведущим менеджером-координатором размещения акций "Роснефти" в России выступил Сбербанк РФ; совместными менеджерами размещения, включая размещение среди розничных инвесторов, выступали Альфа-банк, Атон, Газпромбанк, Ренессанс Капитал, Тройка Диалог, Deutsche UFG и Уралсиб.

Книга заявок на акции компании была переподписана (спрос превысил предложение) более чем в 2 раза. Спрос со стороны различных инвесторов распределился следующим образом: стратегические инвесторы - 21%, международные инвесторы из США, Европы и Азии - 36%, российские юридические лица - 39%, российские розничные инвесторы - 4%. При этом почти половину акций (49,4% IPO) выкупили четыре инвестора, остальными покупателями стали институциональные и частные инвесторы, в том числе российские частные лица, купившие ценные бумаги на $750,7 млн. (около 1% акций компании).

Во второй раз схема размещения с привлечением физических лиц была применена в феврале текущего года в ходе IPO акций "Сбербанка РФ", по результатом которого крупнейший банк страны привлек $9,5 млрд. И хотя в абсолютном зачете пальма первенства осталась у "Роснефти" Сбербанку удалось установить внутрироссийский рекорд, на который в обозримой перспективе вряд ли кто-нибудь сможет посягнуть, кроме разве что самого Сбербанка. Как известно, акции размещались только на российском рынке среди юридических и физических лиц.

Наблюдательный совет банка определил единую для всех инвесторов цену размещения акций в размере 89 тыс. рублей. Спрос на акции Сбербанка по цене, близкой к цене размещения, оценивался в 250 млрд. рублей, а суммарный объем заявок - в 270 млрд. рублей.

Один гарантированный покупатель у допвыпуска Сбербанка был задолго до начала сбора заявок - это ЦБ РФ, которому Национальный банковский совет поручил приобрести 40% от причитающегося ему по преимущественному праву объема, то есть 892 тыс. 601 акцию. С учетом цены размещения ЦБ заплатил за этот пакет 79,44 млрд. рублей. Помимо ЦБ, спрос на акции Сбербанка поддерживали еще несколько его крупных бенефициаров, таких, как Елена Батурина и Сулейман Керимов.

Сбербанк и банки-организаторы начали принимать заявки на покупку акций 30 января. В итоге было собрано 47 тыс. 197 заявок от инвесторов, из них 46 тыс. 935 - самим Сбербанком и 262 - букраннерами. От юридических лиц поступило 665 заявок, от "физиков" - 46 тыс. 270. Нерезиденты подали 262 заявки. Среди нерезидентов, которые подали заявки на акции Сбербанка, фигурировали очень крупные финансовые компании, инвестбанки, широко известные в мире, в том числе из Европы и Азии. Физические лица в сумме подали заявки на акции Сбербанка в объеме 21 млрд. рублей - в 2,5 раза больше, чем при IPO "Роснефти". При этом, как отмечают эксперты, спрос со стороны частных лиц сдерживался высокой ценой одной акции. Для увеличения привлекательности своих ценных бумаг Сбербанк в июле осуществил дробление (сплит) обыкновенных акций с коэффициентом 1 к 1000 и привилегированных акций - с коэффициентом 1 к 20.

Третье крупное размещение с привлечением физических лиц состоялось в мае, когда третий в России по величине активов госбанк - ВТБ - в ходе IPO разместил на рынке акции на 22,5% уставного капитала. Данное размещение, которое принесло банку около $8,24 млрд., уступило двум предыдущим по объему привлеченных ресурсов, однако в ходе него госбанк опередил конкурентов по количеству собранных заявок и по объему привлечения средств от физлиц, став тем самым "самым народным". По мнению аналитиков, широкое участие народных масс в размещении ВТБ было результатом, с одной стороны, внушительной рекламной кампании (по телевизору, в газетах, Интернете), а с другой - невысоким (по сравнению со Сбербанком) минимальным объемом заявки - 30 тыс. рублей.

Рекордный спрос на акции ВТБ был отмечен еще до конца сбора заявок - уже по данным на 7 мая физические лица принесли в банк 119 тыс. заявок на $1,47 млрд. В итоге же частные инвесторы подали около 135 тыс. заявок, объем которых составил $1,6 млрд.

Цена акций ВТБ в ходе IPO была установлена в размере 13,6 копейки ($0,00528) за штуку, или $10,56 за депозитарную расписку (соответствует 2 тыс. акций). В России госбанк разместил 35% от объема IPO, за рубежом - 65%. Переподписка по итогам закрытия книги заявок составила чуть менее 5 раз по локальным акциям и порядка 10 раз по депозитарным распискам, не учитывая физических лиц. Заявки подали порядка 1 тыс. юридических лиц: около $6 млрд. - это "отечественные деньги" (без учета средств от физлиц), и более $50 млрд. - иностранные.

Ценовой диапазон ВТБ, объявленный еще в апреле, составлял от 11,3 до 13,9 копейки за акцию (или $8,77-10,79 за депозитарную расписку). Инвесторы и аналитики в один голос предсказывали установление цены по верхней границе диапазона - огромная переподписка позволяла это сделать с легкостью. Но банк, правительство и организаторы размещения ВТБ пришли к взаимному согласию о дисконте к верхней границе диапазона, чтобы гарантировать их дальнейший рост. Как признаются в самом ВТБ, была важна абсолютная гарантия дохода для населения, поэтому банк не стал закрывать IPO по максимальной цене, потеряв, конечно, около полумиллиарда долларов в капитализации, но получив доверие населения к правительству и к банку.

Покупка акций в ходе IPO госкомпаний и банков оказалась более прибыльной по сравнению с размещениями других эмитентов

Анализ публичных размещений акций частных компаний за 2004-2006 год, проведенный экспертами "Интерфакс-ЦЭА, показывает, что ценового преимущества покупки размещаемых в ходе IPO ценных бумаг перед уже обращающимися на рынке акциями для мелких инвесторов не существует, поскольку темпы роста первых, как правило, всегда соответствуют средним темпам роста акций компаний данной отрасли. При этом в силу того, что российский рынок акций все еще достаточно узок и ценные бумаги многих отраслей присутствуют в ограниченном количестве, а если даже и присутствуют в достаточном количестве, их ликвидность не позволяет рассчитывать полноценный отраслевой фондовый индекс, то существует проблема нахождения адекватного отраслевого эталона.


Так, если для акций АФК "Система" хорошим эталоном для сравнения является отраслевой индекс S&P/RUX-связь, а для акций "НОВАТЭКа" - нефтегазовый индекс S&P/RUX, то для ценных бумаг торговых компаний (АО "Седьмой континент" и торговой сети "Пятерочка"), а также акций АО "Лебедянский" найти прямой отраслевой индекс не удается. Однако поскольку исследуемые бумаги являются дефицитными на рынке с точки зрения отраслевой принадлежности их динамика, по мнению аналитиков, должна быть сравнима с отраслевым индексом, имевшим в 2005 - начале 2006 года максимальные темпы роста. И действительно, динамика стоимости акций и торговой сети "Пятерочка", и "Седьмого континента", и АО "Лебедянский" в течение нескольких месяцев после IPO очень хорошо ложится на динамику все того же нефтегазового индекса S&P/RUX. Конечно, спустя определенный промежуток времени эти бумаги начинают жить уже своей жизнью, отличной от нефтяных компаний.

В свою очередь для отечественных металлургических компаний, проведших IPO в 2005-2006 годах (АО "Мечел", АО "Новолипецкий металлургический комбинат" и "ЕвразХолдига"), в качестве хорошего эталона выступил отраслевой индекс MSCI, рассчитываемый на основе акций европейских металлургических компаний.

Таким образом, проанализированная совокупность данных позволяет сделать вывод о том, что покупка ценных бумаг определенной компании при первичном публичном размещении для мелких инвесторов с точки зрения доходности эквивалента покупке уже обращающихся на рынке акций компаний этого же сектора. Причем последнее может рассматриваться как менее рискованная операция, так как покупаемая акция уже имеет вторичный рынок и ее ликвидность известна, в отличие от новой бумаги, вторичное обращение которой только должно сложиться. Другое дело, если инвестору необходимо приобрести крупный пакет акций, тогда участие в IPO может быть вполне оправдано, ведь собрать с рынка необходимое количество ценных бумаг по приемлемой цене, скорее всего, вряд ли удастся, а вот при первичном размещении эта операция обойдется и дешевле, и займет не очень много времени.

Данный вывод, однако, не распространяется на прошедшие "народные" IPO, участие в которых для мелких инвесторов оказалось более прибыльным по сравнению с большинством первичных размещений частных компаний. Так, к примеру, котировки акций "Роснефти" по данным на 6 августа текущего года составили $8,14, что на 7,8% превышает цену размещения в ходе IPO, в то время как большинство ценных бумаг нефтегазовых компаний за этот период (с 17 июля 2006 года) продемонстрировало отрицательную динамику. При этом отраслевой индекс РТС компаний нефтегазового комплекса снизился за рассматриваемый период на 3,4%. Конечно, инвестиции в "Роснефть" уступили по уровню доходности вложений в такие акции как РАО "ЕЭС России", АО "Ростелеком" и ряд других "голубых фишек" отечественного фондового рынка, проиграв и темпам роста сводного индекса РТС, однако в своем секторе (нефтегазовых бумаг) они вели себя намного привлекательней.

В свою очередь акции "Сбербанка РФ" с момента IPO к началу августа также оказались в прибыльной зоне, подорожав до 100,54 рублей за штуку (с учетом проведенного сплита - 100,54 тыс. рублей, т.е. рост составил 13%), в то время как сводный фондовый индекс РТС вырос за этот период всего на 2%, в основном из-за нестабильной конъюнктуры акций нефтегазовых компаний.

Что касается акций ВТБ, размещение которых состоялось в мае, то и здесь прослеживается позитивная динамика - стоимость одной депозитарной расписки на акции ВТБ на Лондонской фондовой бирже по данным на 5 августа выросла до $10,58, что на 0,2% больше цены размещения. Материал предоставлен Уральским филиалом НАУФОР.

Комментарии

1
  • Свих Г.Р.
    Как-то не вовремя подобная радость. На фондовом рынке ситуация изменилась, показав мелким инвесторам, куда они засунули свои деньги