Банки

Единая информационная система нужна как воздух

Несмотря на нестабильную ситуацию на фондовом рынке, паевые инвестиционные фонды становятся для россиян все более привлекательным инструментом. Однако о том, что ПИФ может стать конкурентом банковским депозитам, пока никто всерьез не говорит. Препятствием к этому «светлому будущему» являются не только высокие уровни рисков по ПИФам, но и отсутствие отлаженной системы взаимодействия между управляющими компаниями и банками, выступающими в роли агентов по продаже ПИФов. Вопросы обеспечения безопасности и создания эффективной единой информационной системы на сегодняшний день актуальны как никогда раньше.
Несмотря на нестабильную ситуацию на фондовом рынке, паевые инвестиционные фонды становятся для россиян все более привлекательным инструментом. Однако о том, что ПИФ может стать конкурентом банковским депозитам, пока никто всерьез не говорит. Препятствием к этому «светлому будущему» являются не только высокие уровни рисков по ПИФам, но и отсутствие отлаженной системы взаимодействия между управляющими компаниями и банками, выступающими в роли агентов по продаже ПИФов. Вопросы обеспечения безопасности и создания эффективной единой информационной системы на сегодняшний день актуальны как никогда раньше.
Анастасия Скогорева

Рад бы в рай…

О том, насколько возросла за последние несколько лет популярность ПИФов как инструментов инвестирования, говорят данные сайта Investfunds.ru. На сегодняшний день, по оценкам экспертов российских управляющих компаний, суммарная стоимость чистых активов отечественных фондов превышает 380 млрд рублей. Если сравнивать эту цифру с аналогичным совокупным показателем американских или европейских УК, она покажется мизерной, однако для России это настоящее достижение. Ведь еще пять лет назад суммарная стоимость чистых активов ПИФов не превышала 7 млн рублей!

Останавливаться на достигнутом УК не собираются: об этом говорит их стремление наладить партнерские отношения с банками — вернее, превратить банки в агентов по распространению паевых инвестиционных фондов. По словам управляющего директора УК «Атон-менеджмент» Вадима Соскова, идя по такому пути, УК получают возможность значительно увеличить свою клиентскую базу, а также расширить географию деятельности. Последнее тем более важно потому, что в настоящее время на рынке наметилась тенденция: управляющие компании стали проявлять повышенный интерес не только к столичным потенциальным клиентам, но и к «регионалам» — частным лицам, живущим в городах-миллионниках и обладающих достаточно высокими доходами и значительными сбережениями. «Дотянуться» до них УК пока могут только с помощью банков, поскольку расходы на создание собственной филиальной сети рискуют оказаться куда большими, чем первые доходы от «окучивания» региональной клиентуры.

Хорошо отлаженная единая информационная система позволяет управляющим компаниям минимизировать риски, а клиентам, со своей стороны, сократить число необходимых визитов в офисы УК или банков.

Однако простое на первый взгляд решение на этапе реализации сулит УК много головной боли. Прежде всего потому, что далеко не все банки готовы сотрудничать с управляющими компаниями на «стандартных условиях» — то есть выступать в роли агентов по распространению паевых фондов. Второе препятствие заключается в том, что крупные банки, обладающие разветвленной филиальной сетью, зачастую предпочитают «продвигать» только свою УК, а не чужие управляющие компании. Наконец, есть и третий немаловажный момент: сотрудничество между УК и банками может сорваться по чисто технологическим причинам.

Как нам реорганизовать ЕИС

При этом, как подчеркивают аналитики, зачастую сложно сказать, кто предъявляет более жесткие требования к технологическим аспектам организации совместной работы: управляющие компании или банки. По словам одного из экспертов рынка, согласившегося прокомментировать ситуацию на условиях анонимности, здесь все определяет размер потенциальных партнеров. «Если УК пытается наладить сотрудничество с банком федерального уровня, то в роли «придиры» обычно выступает финансово-кредитная организация. Тот же ВТБ, например, пойдет на сотрудничество с УК только в том случае, если будет уверен в эффективности работы единой информационной системы (ЕИС) и в том, что вся база данных о клиентах будет достаточно хорошо защищена от проникновения извне. Если же УК собирается работать «в связке» с небольшим региональным банком, то, конечно, требования к технологическому обеспечению со стороны банка становятся более либеральными»,— поясняет эксперт. А бывают, по его словам, и прецеденты, когда именно управляющая компания настаивает на том, чтобы банк-партнер «подтянул технологии» для эффективной продажи паев.

Одним из самых перспективных направлений эксперты считают онлайн-управление паями: такая система предоставляет клиентам возможность проводить весь цикл операций с паями — от оформления заявки на их приобретение до погашения — через Интернет.

Впрочем, как бы ни складывались отношения между банками и УК, общим остается одно: успешное сотрудничество между ними возможно только при условии создания эффективно работающей единой информационной системы. «ЕИС обычно состоит из нескольких блоков: блока продаж, блока учета и блока управления», — поясняет директор управления операций УК «Брокеркредитсервис» Роман Шайнуров. Задачи первого блока вполне очевидны: здесь собираются данные о всех клиентских операциях с паями. «Что касается второго и третьего блоков, то их роль в обеспечении деятельности УК и в обеспечении взаимодействия управляющей компании с банками исключительно велика, — говорит г-н Шайнуров. — В учетном блоке обрабатываются все совершенные операции, это своего рода бэк-офис. В блоке управления принимаются решения по проведению тех или иных операций с ПИФами».

Хорошо отлаженная единая информационная система позволяет управляющим компаниям минимизировать риски, а клиентам, со своей стороны, сократить число необходимых визитов в офисы УК или банков, подчеркивают аналитики. Этот фактор экономии времени клиента является очень важным конкурентным преимуществом, признают аналитики. Не секрет, что главными покупателями ПИФов на сегодняшний день выступают люди с доходами ниже среднего уровня — для них зачастую потерянное время действительно оборачивается потерянными деньгами. И, как следствие этого, разочарованием в качестве услуг управляющей компании или банка, который выступает в роли агента по продаже паевых инвестиционных фондов.

Онлайн-сервис как светлое будущее

Стремясь удержать «капризных» клиентов, УК и банки-партнеры ищут все новые маркетинговые ходы. Одним из наиболее эффективных из них, по мнению ведущего специалиста по связям с общественностью УК «Мономах» Алексея Каткова, весьма перспективным направлением может стать онлайн-сервис или онлайн-управление паями. По сути, речь идет о возможности для клиентов проводить весь цикл операций с паями — от оформления заявки на их приобретение до погашения через Интернет. При этом, как поясняет эксперт, отпадает необходимость в привлечении банка в качестве агента по распространению паев: потенциальный клиент вполне может самостоятельно купить, погасить или обменять паи. Для этого ему необязательно будет даже прийти в отделение УК: достаточно только заполнить бланк заявки и заверить его своей электронной цифровой подписью.

Сотрудничая с банками, УК получают возможность не только увеличить клиентскую базу, но и значительно расширить географию своей деятельности. Последнее очень важно в ситуации, когда внимание управляющих компаний все больше привлекают российские регионы.

«Спрос на эту услугу есть — это подтверждается как собственно наличием все новых и новых подключений электронных клиентов, так и географией этих подключений, — рассказывает Алексей Катков. — Ключи ЭЦП электронным клиентам выдавали как собственные офисы УК «Мономах» в Москве и Новосибирске, так и более двух десятков банков в регионах — от Краснодара до Южно-Сахалинска. Можно констатировать, что первые результаты работы сервиса «Интернет-ПИФинг» вполне согласуются с концепцией и обоснованием запуска этой услуги».

Первые результаты внедрения услуги «онлайн-управление» оказались впечатляющими, признают эксперты других управляющих компаний. Однако массового перехода на этот продукт пока не произошло. Роман Шайнуров из «Брокеркредитсервиса» объясняет это, прежде всего, несовершенством законодательства. «Нормативно-правовая база пока, с нашей точки зрения, несовершенна: например, она не позволяет клиенту открыть счет и осуществлять торговлю паями из дома или офиса — хотя бы один раз ему надо прийти в офис и поставить «живую» подпись. В перспективе мы ожидаем, что эти ограничения будут сняты, и тогда рынок интернет-ПИФинга получит новый толчок для развития, и внедрить у себя услугу онлайн-управления захотят многие УК», — прогнозирует эксперт.

Резонно возникает вопрос: не приведет ли подключение к единой информационной системе новых «онлайн-клиентов» к увеличению уровней рисков при торговле паями? Эксперты считают такое развитие ситуации маловероятным. «Риск попадания базы данных во внешние источники, конечно, есть, однако я не слышал о таких прецедентах, — говорит Роман Шайнуров (БКС). — И в любом случае вряд ли виновниками выступают клиенты: здесь чаще всего задействован так называемый человеческий фактор, когда хищения совершают люди, находящиеся внутри системы». Если система информации с самого начала продумана, то внешние пользователи вызывать сбои в ее работе или крупные «проколы» не будут, резюмирует эксперт.

Начать дискуссию