Филиалы западных банков напрямую работать на российском финансовом рынке не будут. Такую позицию озвучил замминистра экономического развития Максим Медведков на переговорах по присоединению России к ВТО. Это значит, что иностранному банку, приходя в Россию, по-прежнему придется выполнять все требования, которые предъявляют наши надзорные органы к любому банку, - и величина уставного капитала должна быть не менее 5 млн евро, и работать банк будет по российским законам, пусть даже капитал полностью сформирован за счет средств западных акционеров.
Газета "Известия"
Иностранные банки имеют право создавать в России только дочерние банки, то
есть те, которые подчиняются российским законам, соблюдают нормативы Центробанка
и платят здесь налоги. Позиция эта, однажды сформулированная Банком России,
остается неизменной. Однако многие из иностранных банкиров гораздо охотнее
открывали бы в нашей стране свои филиалы. Их желание можно понять - ведь работа
филиала подразумевает, что банк открывает свое представительство (имеющее право
на совершение финансовых операций на российском рынке) здесь, а налоги платит
в стране регистрации и надзорным же органам той страны подчиняется.
Однако желания западных банкиров не совпадают с установками Центробанка. Как
говорил первый зампред ЦБ Андрей Козлов неделю назад в Нью-Йорке, рекламируя
американцам российские банки, открывать филиалы не разрешают, чтобы не погубить
российскую банковскую систему. Почему именно в таких суровых терминах? Да потому
что российским банкам трудно конкурировать с крупными иностранцами - слишком
много у тех "дешевых" денег.
На взгляд простого россиянина, приход иностранного капитала в отечественный
банковский сектор пойдет только на пользу. Пуганные неоднократными дефолтами,
наши соотечественники часто считают, что хранить деньги в зарубежном банке,
работающем в России, надежнее, чем в российском. Мнение это складывается из
уверенности, что в случае очередного неожиданного кризиса "материнский" банк рассчитается с клиентами "дочки" своими
деньгами - репутация важнее. Например, во время дефолта 1998 года западные банки
пострадали не меньше российских. Многим из них даже пришлось уйти с российского
рынка, однако ни один из них не "кинул" свою клиентуру. Правда, произошло это
не в сфере обслуживания физических лиц, а на рынке ГКО, где "погорели" многие
знаменитые западные бренды.
Впрочем, доверие россиян к "дочкам" иностранных банков несколько преувеличено
и носит в большей степени психологический характер. Иностранные банки, работающие
в России, обладают, пожалуй, одним несомненным преимуществом - их ритейловые
продукты разнообразнее, чем у российских банков. И этому есть несколько причин.
Во-первых, за спиной у иностранцев огромный опыт, накопленный за время освоения
других рынков. Во-вторых, сейчас иностранные банки целенаправленно приходят на
российский рынок, чтобы заниматься розничным бизнесом. Так, глава Международного
московского банка (ММБ) Илкка Салонен (интервью с ним читайте на 13-й стр.) объяснил,
что его банк (формально - тоже иностранный) начал борьбу за российских "клиентов
с улицы" именно из-за того, что самых лакомых и привлекательных скоро уведут "монстры" мирового
бэнкинга. "Думаю, к 2007 году в пятерке крупнейших российских ритейловых банков
обязательно будет крупный иностранный банк, который купит крупный российский
банк", - заявил Салонен "Финансовым Известиям". И добавил, что сейчас сделать
это можно относительно дешево.
Как российские банкиры оценивают иностранных конкурентов
Старший вице-президент ДельтаБанка Дмитрий Ищенко:
В последние полтора года на российский розничный рынок вышли несколько
иностранных банков. Если сравнить их услуги с теми, что предлагают отечественные
кредитные организации, то мы не можем сказать, что у западных финансовых институтов
более технологичные или совершенные продукты. Еще во второй половине 1990-х
годов отечественные банки ввели услуги интернет-банкинга (онлайн переводы,
предоставление информации о последних операциях), GSM-банкинга, включая оповещение
о совершенных операциях с помощью SMS. Однако серьезным преимуществом услуг,
оказываемых западными финансовыми институтами, является более дешевое фондирование,
благодаря чему они имеют возможность предоставлять более низкие тарифы. Зато
российские банки существенно лучше знают российского клиента и более гибко
реагируют на изменение его потребностей.
Старший вице-президент БИН-Банка Алексей Гуськов:
Иностранные банки активно работают на рынке розничных услуг и уже
теснят российские банки. К сожалению, в этой сфере во взаимоотношениях России
и Запада существует определенный перекос не в нашу пользу. Так, иностранным
банкам практически открыт доступ в российскую банковскую систему через организацию
дочерних банков, они допущены и до работы с физическими лицами. Однако, насколько
мне известно, ни один банк со стопроцентным российским капиталом не имеет возможности
обслуживать физических лиц ни в одной из западных стран. Хотелось бы, чтобы
ситуация изменилась и появилась определенная симметрия в подходах.
Начальник управления розничного бизнеса Международного промышленного
банка Игорь Лысенко:
Главным преимуществом западных банков является их доступ к дешевым
кредитным ресурсам. Иностранные банки могут привлекать средства по ставке LIBOR
(примерно 1,5% годовых), в то время как стоимость привлечения для российских
банков - не менее 8,5% годовых. Это объясняется более низкими рейтингами российских
банков, которые, в свою очередь, ограничены рейтингом страны. Доступ к дешевым
ресурсам позволяет западным банкам предлагать клиентам более выгодные условия,
например в потребительском кредитовании, или даже откровенно демпинговать.
Это опасно для национальной банковской системы. Что касается современных банковских
технологий и стандартов обслуживания, то продукты, предлагаемые ведущими российскими
банками на розничном рынке, не уступают мировым стандартам.
Председатель правления ОПТБанка Владимир Фесенко:
Не все иностранные банки работают с физическими лицами. Те же из них,
кто присутствует на данном рынке, ориентированы на высокооплачиваемую небольшую
прослойку населения и лишь декларируют свою работу со средним классом, который
оценивают по западным технологиям, что не соответствует российской действительности.
Все услуги, предлагаемые на рынке зарубежными банками, стоят по нашим меркам
довольно дорого. Например, если говорить об онлайн переводах, то в настоящий
момент значительную конкуренцию иностранным платежным системам составляют российские,
которые гораздо ниже по себестоимости и позволяют гражданам на территории СНГ
переводить средства достаточно быстро и с минимальной комиссией. Пластиковые
карточки вообще не имеют отношения к "национальности" банка. Любая пластиковая
карта позволяет оплачивать и услуги, и товар - вопрос в организации сбора платежей.
Елена ГОСТЕВА
Начать дискуссию