Американским банкам все хуже. Это прямо касается и нас с вами
Жизнь, к сожалению, снова оказалась богаче прогнозов. Два месяца назад предполагал, что пик глобального финансового кризиса будет пройден в октябре, когда банки отчитаются об итогах работы в III квартале. Именно в это время на американском ипотечном рынке лопнул долго созревавший нарыв, и банки, вложившие десятки миллиардов долларов в производные инструменты, обеспеченные обязательствами по закладным, не могли не понести колоссальных потерь, размер которых и должен был проявиться в октябре. Мы, как и многие аналитики, надеялись, что октябрьская гроза будет очистительной. Банкиры наконец смогут оценить истинный масштаб убытков друг друга, и деньги, убежавшие от рисков, начнут возвращаться из своих укрытий на межбанковский рынок.
Октябрьская отчетность и впрямь оказалась плохой. Merrill Lynch объявил, что его убытки на вложениях в ипотечные бумаги достигли $7,9 млрд. Citigroup, UBS, Deutsche Bank потеряли $10 млрд на троих. Безрадостными были отчеты десятков других финансовых институтов. Тем не менее итоги октября обнадеживали. Ни один из банков, понесших убытки на ипотеке, не потерял платежеспособности. Что угроза почти миновала, свидетельствовала даже отставка председателя правления Merrill Lynch Стэна О'Нила, который привел свой банк к рекордным убыткам. Незадачливый банкир парашютировался из руководящего кресла, унося $160 млн в виде компенсации. Акционеры могут так щедро провожать заигравшихся топ-менеджеров лишь в том случае, если уверены, что ничего еще не пропало.
Сегодня ясно, что это был не конец, а его начало. На прошлой неделе крупнейший банк мира Citibank вдогонку квартальному отчету сообщил, что, по предварительным прикидкам, его потери в октябре-декабре могут составить $8-11 млрд. Председатель правления Citi Чак Принс покинул свой пост. Дело принимает слишком серьезный оборот. Источник убытков, о которых банк предупредил инвесторов, — все те же облигации, обеспеченные ипотекой, потребительскими и автокредитами (CDO). Бумаги, еще полгода назад имевшие высшие рейтинги от Moody's и Standard & Poor's, теперь неликвидны, и Сiti приходится чистить свой портфель CDO, еще недавно оценивавшийся в $43 млрд. Аналитики Citi на прошлой неделе оценили масштаб возможных убытков других банков по этим и «родственным» активам в $64 млрд. Атмосфера страха снова сгущается, и самая печальная новость для банкиров — что на этот раз Федеральная резервная система (ФРС), дважды снижавшая ставки этой осенью, не придет им на помощь.
В конце прошлой недели председатель ФРС Бен Бернанке присоединился к хору пессимистов, среди которых его предшественник Алан Гринспен, легендарный управляющий облигационными фондами PIMCO Билл Гросс и знаменитый спекулянт Джордж Сорос. Как и они, Бернанке считает, что самые тяжелые дни для американской экономики еще впереди. Однако он ясно дал понять, что ФРС снизит ставку только в самом крайнем случае. Крах 1-2 крупных банков к таким случаям явно не относится. На Уолл-стрит уже заговорили о том, что в случае эскалации кризиса Citi придется приступить к распродаже своих подразделений либо искать спасителей в лице иностранных госфондов прямых инвестиций.
А КАК ЖЕ МЫ?
Проблемы американских банкиров прямо затрагивают и нас. Последние несколько лет российские крупные банки отлично научились трансформировать длинные и дешевые иностранные деньги в кредиты российским компаниям и гражданам. Насколько сильно наши банки зависят от заграничного финансирования, видно из приведенной ниже таблицы. Теперь этот механизм заблокирован и некоторым из них приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы аккумулировать необходимые суммы для расплаты с кредиторами. Для обывателя в этом есть и светлая сторона: отрезанные от западных денег банки повышают ставки по депозитам. Меньше повезло тем, кто не успел купить квартиру в кредит: требования к заемщикам ужесточаются, а вслед за требованиями могут подрасти и ставки.
Начать дискуссию