Банки

Сокровищница для банковских данных

Популярность хранилищ данных растет как на дрожжах из-за быстрого увеличения объема информации и потребности в ее централизации в банках.

Популярность хранилищ данных растет как на дрожжах из-за быстрого увеличения объема информации и потребности в ее централизации в банках

Хранилища данных (ХД) — это уже не роскошь, а необходимость для большинства российских кредитных организаций. Ведь отечественный банковский бизнес продолжает развиваться быстрыми темпами, а поток информации, поступающей в кредитные организации, растет в геометрической прогрессии. В такой обстановке стандартные системы уже не справляются, и поэтому банкиры вынуждены внедрять решения, работающие на основе ХД, которые специально предназначены для обработки больших объемов данных.

Наталья Логвинова

Хранилище как связующее звено

Банкиры активно совершенствуют IT-инфраструктуру своего бизнеса, внедряя новые технологии, предлагаемые им рынком. Сравнительно недавно кредитные организации пользовались самопальным софтом и «сборной солянкой» из оборудования, но реалии современного рынка диктуют им совсем другой подход к IT. Банкам приходится вкладывать значительные суммы в технологизацию бизнеса, иначе победить в конкурентной борьбе будет почти невозможно. Эта тенденция объясняет повышенный спрос банкиров на новинки в области IT.

Так, еще пару лет назад лишь ограниченное количество банков решилось на внедрение специализированных хранилищ данных. А теперь, по словам начальника департамента развития розничного бизнеса Оргрэсбанка Вячеслава Лясевича, на российском рынке сложилась тенденция активного использования технологий ХД в составе комплекса банковских информационных систем. «Однако пока во многих российских банках вся отчетность, включая обязательную, операционную и аналитическую, получается непосредственно из базы данных транзакционной системы, — рассказывает директор департамента информационных технологий Русфинансбанка Олег Подкопаев. — Если объемы небольшие, доля именно аналитики невелика и нет желания инвестировать в перспективные технологии — такая система работает. Но как только встанет вопрос об обработке действительно больших объемов и решении сложных аналитических задач, то такой подход просто «подвесит» транзакционную систему». В такой ситуации и банкиры понимают, что нужно как-то модернизировать IT-инфраструктуру. Технологии ХД как раз предназначены для решения подобных проблем.

Транзакционная система должна быть ориентирована на большие потоки on-line транзакций, связанных с обслуживанием клиентов, и иметь, соответственно, оптимизированную базу данных. Тогда как аналитические и отчетные системы, основанные, в частности, на ХД, призваны обрабатывать большие объемы данных в пакетном режиме. То есть банкам для решения определенных насущных задач, таких как, например, формирование управленческой отчетности или аналитики, приходится в дополнение к существующим системам операционной обработки данных внедрять еще и аналитические системы, консолидирующие в себе разнородные данные из различных источников, но оптимизированные под соответствующие задачи. «Это особенно актуально для многофилиальных банков в связи с необходимостью получения консолидированных отчетов», — отмечает начальник управления автоматизации банка «Балтийское финансовое агентство» (банк «БФА») Андрей Ковтун.

Еще одна важная причина популярности технологий ХД у банкиров — необходимость централизации собранных данных для более быстрой и эффективной их эксплуатации всеми пользователями банковского IT. «В банках, как правило, применяется не одна транзакционная система, — объясняет начальник управления банковских технологий банка «Возрождение» Рушан Абдуллин. — А хранилище — это то место, где аккумулируются и «провязываются» данные, поступающие из всех транзакционных систем и других источников».

Как объяснил начальник отдела информационных технологий Русского ипотечного банка Алан Фёдоров, сейчас банки, предоставляющие широкий ряд продуктов, уже вынуждены внедрять хранилище данных, так как часто используют большое количество различных систем, каждая из которых обслуживает узкий сектор бизнеса финансовой организации либо отдельные, географически удаленные подразделения банка.

Поэтому редкие решения имеют схожую идеологию построения системы хранения, что затрудняет создание унифицированных механизмов извлечения и обработки информации. «Поэтому уже сегодня многие банки готовы к оптимизации технологий, так как существующие сейчас модели неэффективны и дороги», — заключает Алан Фёдоров.

В любом случае технология банковского хранилища достаточно плотно взаимодействует с транзакционными системами, но нельзя сказать, что есть четкая тенденция перехода от транзакционных систем к системам с использованием ХД. «Транзакционная система призвана обеспечить рабочее операционное пространство, а хранилище данных — возможности для аналитики, — уточняет Вячеслав Лясевич (Оргрэсбанк). — В последнее время на рынке предлагаются комплексные решения для банковских систем, которые включают в себя как транзакционную систему, так и встроенную технологию для построения хранилища данных». В рамках одного решения эти системы уже хорошо интегрированы друг с другом, используют одну и ту же модель данных и, что немаловажно, правильно синхронизированы между собой.

Специфика решения

Какой бы ни была технология ХД, которой решил воспользоваться банк, хранилище все равно придется как-то интегрировать в существующую IT-инфраструктуру. Как рассказал исполнительный директор компании «ЦФТ» Андрей Висящев, в этой связи кредитными организациями в первую очередь востребованы адаптивные технологии с неограниченными возможностями по интеграции не только с уже существующими в банке источниками данных, но и с новыми системами в будущем.

Не менее важными параметрами для банка при выборе технологии хранилища являются свойства масштабируемости и производительности системы, а также возможность развития прикладного функционала, отмечает Андрей Висящев. Ведь объемы данных, собираемые в ХД российских банков и необходимые для проведения качественного анализа, год от года растут в геометрической прогрессии. В числе причин, объясняющих это явление, — активное развитие бизнеса и увеличение архивной информации, сопутствующей бизнес-процессам, а также рост состава данных, собираемых в соответствии с требованиями банковского законодательства. Так, для подготовки отчетности по международным стандартам и расчета рисков уже недостаточно собирать только данные бухучета, также нужна, например, информация по сделкам.

«Так как хранилища данных разработаны с учетом оптимизации именно на выпуск отчетности, то такая архитектура позволяет разрабатывать и получать отчетность на порядок быстрее, — рассказывает директор департамента информационных технологий банка «АК Барс» Максим Дубков. — Кроме того, хранилища позволяют банку автоматизировать управленческий учет, что позволяет повысить эффективность бизнеса». Однако формирование отчетов — это лишь «внешняя сторона» работы хранилища. А если точнее — то это один из результатов его эксплуатации. А вот внутренние возможности и процессы функционирования хранилища данных намного более сложны и разнообразны.

Благодаря хранилищу банк получает возможность эффективно управлять огромным массивом информации, который формируется в результате ежедневной работы. По словам Вячеслава Лясевича (Оргрэсбанк), хранилище данных способствует повышению эффективности бизнес-процессов и качественному управлению рисками, что снижает общие издержки. А в связи с тем, что банковский бизнес в России с каждым годом приближается к международным стандартам, имеется еще одна весомая причина для построения ХД: Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала (Базель II) прямо указывает на необходимость сбора статистических данных в едином общебанковском хранилище.

Развитие системы по управлению взаимоотношениями с клиентом и маркетингового направления также требует некоторого количества накопленных данных для проведения аналитических исследований, отмечает Вячеслав Лясевич (Оргрэсбанк). При этом наличие хорошо подготовленной информации для статистического анализа является обязательным условием при развитии розничного бизнеса. Кроме того, если банк имеет промышленное хранилище данных, это увеличивает его потенциальную стоимость при продаже. Ведь качество информации в хранилище традиционно выше, чем в источниках, которыми выступают транзакционные системы.

Безопасное хранение

Хранилище концентрирует в себе много важной информации банка, а значит, является особо «лакомым куском» для мошенников всех мастей и нечистых на руку конкурентов. Поэтому банки следят за тем, чтобы ХД было тщательно защищено от любого рода вторжений и форс-мажорных ситуаций. Так, по словам заместителя председателя правления банка «Центр-инвест» Светланы Орловой, безопасность хранилища обеспечивается всем доступным арсеналом средств. Для защиты от несанкционированного доступа используются многоуровневые системы разграничения доступа, как на уровне бизнес-логики, так и на уровне сетей, операционных систем, баз данных, средств авторизации и криптозащиты. Для защиты от потерь информации используются все доступные возможности — от организации резервного центра обработки данных до использования технологий RAID-ов, репликации данных и бэкапов на отчуждаемые носители с организацией хранения за пределами центра.

В Оргрэсбанке чтобы минимизировать риски несанкционированного доступа и потери информации, находящейся в хранилище данных, используют целый ряд превентивных мер. «В первую очередь это жесткий контроль за соблюдением политики информационной безопасности, использование современных технологических средств защиты и хранения данных, — рассказывает Вячеслав Лясевич. — Кроме того, у нас разработаны четко регламентированные кризисные планы и сценарии действий в форс-мажорных ситуациях».

В банке «АК Барс» доверяют механизмам безопасности хранилища, реализованным в форме широко известных в мире, опробованных и одобренных стандартов и протоколов. Подсистема безопасности банка обеспечивает замкнутое хранение данных, связанных с ХД, таким образом, чтобы невозможно было получить логический доступ к информации хранилища вне рамок работы его приложений, а любые перемещения данных в ХД и обратно происходили под контролем подсистемы безопасности. «Сохранность данных хранилища обеспечивается еще и тем, что работы по его технической поддержке входят в общий регламент по сопровождению критически важных систем банка, — рассказывает Максим Дубков. — Это позволяет использовать уже проверенные в банке технологии и регламенты». Хранилищу присваивается некий приориткт перед другими системами, а поэтому обслуживанию ХД уделяется особое внимание.

То есть кредитные организации заботятся не только о виртуальной неприступности ХД, но и о физической его безопасности и исправности, а точнее — о сохранности оборудования, за счет которого функционирует подсистема хранилища. Как рассказал заместитель начальника управления автоматизации Банка проектного финансирования Евгений Николаенко, серверы баз данных его кредитной организации находятся в специально оборудованных помещениях с особым режимом доступа. При этом обеспечивается защита и дублирование информации, а также резервное копирование данных.

В банке «БФА» тоже существуют и выполняются регламенты по резервному копированию всей важной информации, в числе прочего и данных хранилища. Безопасность ХД обеспечивается теми же, что и у других банков, мерами: выполнением парольной политики, механизмами ролей в системе управления базами данных и использованием специализированных аппаратно-программных средств обеспечения сетевой безопасности.

Начать дискуссию