Банки

Иностранные банки снижают тарифы для перевода денег из России в другие страны

При этом российские системы по переводу денег значительно дешевле зарубежных.

На российском рынке работает уже немало систем по переводу денег. Western Union, MoneyGram, Travelex, Anelik, Contact, Migom, "Юнистрим", "STB-Экспресс", "КиберДеньги" - все эти компании и банки позиционируют себя в качестве именно переводных систем. Помимо них на рынке присутствуют такие гиганты, как Сбербанк с системой переводов без открытия счета и традиционная Почта России.

Большинство специалистов признают, что по оборотам компания "Вестерн Юнион" является лидером на рынке. Но лидеру этому приходится нелегко из-за растущей конкуренции. В сентябре компания более чем на треть снизила тарифы на денежные переводы из России в страны СНГ. Например, за перевод 100 долларов в страны ближнего зарубежья плата составит 6 (ранее 13) долларов. Для большей суммы стоимость перевода регрессивно снижается. У другой крупной международной системы MoneyGram тарифы примерно на таком же уровне.

Что заставило крупнейшего игрока на рынке пойти на понижение тарифов? Очевидно, то, что компанию начали "поджимать" отечественные конкуренты, большинство из которых берут за перевод фиксированные проценты, причем очень небольшие - 1-3% от суммы. Основная их часть - банки, которые осуществляют переводы без открытия счета, пользуясь наличием обширных межбанковских корреспондентских отношений как в России, так и за рубежом.

С внутрироссийской ситуацией сложнее. Здесь есть Сбербанк, который, обладая обширной сетью филиалов, не нуждается в банковских коротношениях для функционирования системы переводов. Впрочем, у системы Сбербанка есть несколько существенных недостатков - низкая скорость перевода (иногда больше суток), а также то, что сами переводы дороже, чем у других российских компаний и банков (в среднем 4% от суммы). В середине этого года тарифы даже стали причиной разбирательства между Сбербанком и антимонопольным ведомством. Последнее требовало снизить их до общерыночного уровня. Однако антимонополистам пришлось отступить от госбанка, и тарифы остались неизменными.

Традиционно сильна на рынке и Почта России. Впрочем, это скорее результат именно традиции - еще с советских времен люди привыкли перечислять деньги с помощью почтовых и телеграфных переводов. В настоящий момент Почта России обладает, пожалуй, единственным плюсом по сравнению с другими "переводчиками" - обширнейшей сетью отделений. Что, наверное, и позволяет ей устанавливать еще более высокие тарифы, чем Сбербанк, - от 6%.
Спорить с традициями западным компаниям трудно. Именно поэтому они тратят немалые деньги на рекламу, упирая на свое главное достоинство - скорость перевода. У российских систем (осуществляющих переводы не менее быстро) денег существенно меньше, но они пытаются "взять свое" за счет низких тарифов. Однако без рекламы заставить людей задуматься, отойти от традиций и начать считать деньги нелегко, пишет газета «Финансовые известия».

Начать дискуссию