Банки

АРБ предлагает унифицировать систему надзора над банками

Ассоциация российских банков разработала проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

Ассоциация российских банков разработала проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", направленный на унификацию надзорных требований для целей участия в системе страхования вкладов и целей общего надзора.

Как говорится в сообщении АРБ, агентство по страхованию вкладов поддержало эту инициативу.

Предлагаемые изменения в статью 48 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" вызваны необходимостью решения вопроса о корректировке подхода к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов, а также в целях устранения угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, которые формально нарушили отдельные числовые показатели в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке.

Принимая во внимание требования частей 3 и 3.1 статьи 48 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"  и 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При оценке финансовой устойчивости банков на основании Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание № 1379-У), финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, так как недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с Законом № 177-ФЗ Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях сложившейся кризисной ситуации.

В то же время действующий в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.05.08 № 2005-У "Об оценке экономического положения банков"  общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков.

Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании Указания № 2005-У и Указания № 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта.

Представляется, что для целей ССВ целесообразно использовать единую систему оценки финансовой устойчивости банка на основании оценки, производимой в соответствии с Указанием № 2005-У для целей банковского надзора.

Такой подход позволит не только более адекватно оценивать финансовое положение банков для целей ССВ, но и снизить административное и финансовое обременение банков и Банка России на проведение оценок одновременно по двум различным системам, отмечается в сообщении АРБ.

Начать дискуссию