Страхование

В систему страхования ЦБ берет всех

Главным событием 2004 г. на банковском рынке вопреки ожиданиям оказался не отбор в систему страхования вкладов, а летний кризис доверия, определивший развитие сектора на ближайшие годы. Паника клиентов банков едва не переросла в системный кризис, вынудила ЦБ на чрезвычайные меры и, похоже, заставила регулятора отказаться от намерения очистить рынок от балласта.

Главным событием 2004 г. на банковском рынке вопреки ожиданиям оказался не отбор в систему страхования вкладов, а летний кризис доверия, определивший развитие сектора на ближайшие годы. Паника клиентов банков едва не переросла в системный кризис, вынудила ЦБ на чрезвычайные меры и, похоже, заставила регулятора отказаться от намерения очистить рынок от балласта.

Этим летом российские банки столкнулись с самым масштабным оттоком вкладов с августа 1998 г. Начиналось все довольно безобидно: в начале мая ЦБ отозвал лицензию у некрупного Содбизнесбанка за нарушение антиотмывочного законодательства. Но неосторожное заявление председателя ФСФМ Виктора Зубкова об аналогичных претензиях к еще десятку банков вкупе с обещанием руководства ЦБ провести тщательный отбор в систему страхования вкладов, за бортом которой могут остаться 200-300 или даже 400 банков, спровоцировали кризис доверия на межбанковском рынке. Из-за дефицита ликвидности рухнули связанный с “Содбизнесом” “Кредиттраст” и с десяток небольших банков, затем прекратили платежи более крупные банки — “Диалог-Оптим” и системообразующий Гута-банк. Банковский рынок захлестнула паника клиентов, подстегиваемая появившимися многочисленными черными списками банков, вкладчики бросились спасать свои сбережения. Больше всех от июльской паники пострадал Альфа-банк, из него меньше чем за две недели частные и корпоративные клиенты забрали более $650 млн. Акционерам крупнейшего частного банка страны пришлось срочно перевести в него более $800 млн. Из Банка Москвы в тревожном июле было изъято порядка 7% общего объема вкладов населения (более $110 млн). Банкиры тогда признавались, что отток 10-15% депозитов стал нормальным явлением для большинства розничных банков. А ЦБ объявлял, что с 15 июня по 1 августа отток вкладов из всех банков, кроме “Сбера”, составил 30 млрд руб.

Руководство ЦБ долго отрицало наличие кризиса. Но после встречи главы Банка России Сергея Игнатьева с президентом Путиным ЦБ пришлось пойти на беспрецедентные меры. Центробанк профинансировал на $700 млн государственный Внешторгбанк для спасения Гута-банка, подготовил законопроект о госгарантиях на вклады в банках, которые не пройдут отбор в систему страхования (также до 100 000 руб.), вдвое сократил для банков отчисления в фонд обязательного резервирования и попросил Сбербанк реанимировать рынок МБК. Системный банковский кризис удалось предотвратить. Но результатом летних событий стала потеря доверия вкладчиков к частным банкам, которым еще несколько месяцев пришлось зализывать раны из-за оттока клиентов в госбанки и иностранные “дочки” — в августе на них пришлось 84% прироста вкладов граждан (около $700 млн).

Власти надеются, что доверие восстановится благодаря запуску системы страхования вкладов. Однако ЦБ, похоже, так напугала июльская паника, что регулятор отказался от первоначальных планов очистить сектор от балласта (по крайней мере, теперь чиновники в неофициальных беседах говорят, что отбор не пройдет не больше 100 банков), Первые 26 банков, прошедших отбор в систему страхования вкладов, ЦБ назвал 21 сентября. Сейчас в систему уже вступил 421 банк (из них 103 московских, в том числе крупнейшие игроки розничного рынка Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ-банк, ИМПЭКСБАНК, “Петрокоммерц”, Росбанк, Международный московский банк, “Русский стандарт”). По данным АСВ, уже застраховано около 90% от депозитов всей российской банковской системы.

Светлана Петрова
Евгения Ватаманюк

Начать дискуссию