Российский рынок автокредитования растет лавинообразно. По разным оценкам, на конец 2003 года доля автомобилей, проданных в кредит, составляла 13-15% , а в конце прошлого года эксперты говорили уже о 30-процентной доле. При этом двукратный рост сопровождается существенным смягчением условий кредитования. На этом радужном фоне возникает вопрос: насколько верно банки оценивают свои риски?
Сами банкиры в один голос твердят, что кредиты на покупку автомобилей – едва ли не самые надежные (наиболее рискованными из них считаются те, которые используются на покупку не личных автомобилей, - например «Газели»). Но и здесь существует ряд типичных проблем. «Банковское обозрение» приводит такой пример, клиент получает авто и оплачивает страховку на 1 год, в то время как срок кредитования составляет 3-4 года. По прошествии первого года у некоторых клиентов слишком велик соблазн не продлевать страховку. А это серьезно увеличивает риск банка.
В целом, рынок сильно испорчен взаимоотношениями с дилерами. Реальная процентная ставка плохо прослеживается, поскольку возникают варианты с нулевыми ставками и нулевым первоначальным взносом.
Для минимизации рисков банки нуждаются в отлаженных скоринговых системах.
Как не парадоксально, но необходимо набрать довольно значительное количество плохих кредитов, может быть несколько сотен, и хладнокровно отнестись к этим убыткам для того, чтобы, проанализировав результаты, произвести настройку скоринг-карты. Заработать такая система может не раньше чем через год, пишет «Банковское обозрение». А пока решающее значение имеет «человеческий фактор».
Ажиотаж на рынке автокредитов: как не переоценить клиента
«Белая» зарплата в 5 тыс. долларов - еще не повод давать кредит на Mercedes, считают сотрудники кредитных отделов многих банков. Люди, претендующие на хороший кредит, должны реально оценивать свою социальную роль и возможности», иначе за них это сделает банк.
Начать дискуссию