Количество непубличных банкоматов в Москве, то есть установленных на закрытых территориях предприятий и офисов, быстро растет. По оценкам банкиров, только за прошлый год было установлено в полтора-два раза больше таких банкоматов, чем за 2002–2003 годы вместе взятые.
«Когда мы начали сотрудничать по зарплатному проекту со Сбербанком, то подумали, что нашим сотрудникам было бы удобно иметь под рукой банкомат для снятия наличности,- рассказывает представитель мебельной фабрики „Шатура” Вадим Бакхов.- Мы обратились в банк, заключили с ним договор, и банк установил банкомат в главном офисе компании». Аналогично поступает все больше московских компаний. По оценке директора Центра банковских продуктов и маркетинга «Импэксбанка» Валерия Кардашова, количество непубличных банкоматов в Москве за минувший год выросло по меньшей мере в полтора раза по сравнению с 2002–2003 годами.
По словам банкиров, с предложением об установке банкомата в кредитные организации обращаются два типа организаций. «Это либо наши клиенты по зарплатным проектам, либо организации, сдающие в аренду офисные центры, где располагается много компаний,- объясняет глава департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев.- В обоих случаях банк оценивает, выгодно ли ему устанавливать банкомат в каждой „точке” в отдельности. Параметры оценки: месторасположение здания, количество работающих в нем людей, есть ли в здании пропускной режим, имеют ли люди „с улицы” возможность пользоваться банкоматом, доступен ли он 24 часа в сутки. В результате нужно оценить срок окупаемости банкомата, установленного в данной точке».
В случае, когда компания хочет установить корпоративный банкомат, то есть только для своих сотрудников, банку прежде всего необходимо оценить, как его комиссия по данному зарплатному проекту коррелируется с его затратами на установку банкомата.
В среднем установка обычного банкомата стоит кредитной организации $30–40 тыс., а банкомата с возможностью принимать наличные - $50 тыс. «В принципе, для простого варианта можно уложиться и в $25 тыс.,- считает Валерий Кардашов.- Банкомат можно в какой-то степени сравнить с автомобилем-иномаркой, которую можно купить за разные деньги и с разным соотношением цена-опции-качество. В любом случае для банка важно правильно экономически оценить „точку”, на которой он планирует устанавливать банкомат».
Размер комиссии за установку банкомата зависит от многих факторов. Главные из них - количество сотрудников, получающих зарплату на карточку, и размер фонда оплаты труда в данной компании. «Чем больше размер фонда, тем меньше комиссия,- говорит Роман Воробьев из Банка Москвы.- Поскольку установка - это дополнительная услуга банка, то здесь он не ставит задачей зарабатывать сверхприбыли. Как правило, если компанию с банком связывают разные направления деятельности и фонд оплаты труда у данной компании достаточно велик, то банк может поставить банкомат за комиссию, которая будет только покрывать его расходы и не будет приносить прибыли». В среднем комиссии в Москве колеблются от 0,25% до 2% от ежемесячного фонда оплаты труда компании.
По мнению банкиров, количество банкоматов в офисах компаний будет расти и дальше. Это связано с тем, что зарплатные проекты, которые предлагают банки, становятся все более привлекательными для компаний. «Предприятия все больше осознают, что технологии, которые предлагают банки, значительно снижают трудоемкость операций по выдачи зарплат внутри предприятия,- считает Валерий Кардашов.- Одновременно с этим многие банки дают возможность „зарплатным” клиентам получать кредиты на льготных условиях, выбирать между карточками разного класса, а не только Electron».
Обналичка на рабочем месте
По оценкам банкиров, только за прошлый год было установлено в полтора-два раза больше таких банкоматов, чем за 2002–2003 годы вместе взятые.
Начать дискуссию