Банки

ЦБ запутал банкиров

Новый порядок составления годовой банковской отчетности озадачил банкиров и аудиторов. На днях Ассоциация российских банков намерена обратиться в ЦБ за разъяснениями.

Указание “О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета” № 1530-У председатель Банка России Сергей Игнатьев подписал 17 декабря 2004 г. На недавнем заседании комитета по аудиту Ассоциации российских банков выяснилось, что банкиры и аудиторы не на шутку озабочены грядущей сдачей Центробанку заверенных аудиторами отчетов. “Непонятно многое из того, что аудиторы должны подтверждать”, — говорит исполнительный вице-президент АРБ Анатолий Милюков. По его словам, в ближайшие дни ассоциация намерена обобщить вопросы, требующие прояснения, и направить письмо в ЦБ.

Один из них касается прибыли, которую предстоит определить менеджменту, заверить аудитору и утвердить годовому собранию, говорит Милюков. Банк России модернизировал свои требования в соответствии с международными стандартами. Например, если банку предстоит уплата процентов, то эти расходы отражаются не в момент выплаты, а после принятия банком на себя обязательства, объясняет вице-президент компании ФБК Алексей Терехов. В результате возникают так называемые “события после отчетной даты”, которые в конечном итоге влияют на прибыль банка. Но перечень таких событий размыт, говорит аудитор.

Путаница возникла в результате смешения бухгалтерского учета с финансовой отчетностью, говорит президент НП “Клуб банковских бухгалтеров” Кирилл Парфенов. В итоге не ясно, насколько нужно корректировать прибыль, которая влияет на капитал и нормативы ЦБ. Главный бухгалтер банка “Авангард” Владимир Андреев поддерживает АРБ: “Есть общее понимание. Но вопросы остаются, поэтому надо конкретизировать”.

Впрочем, замгендиректора “БДО Юникон” Елена Копанева отмечает, что перечень “событий после отчетной даты” по версии ЦБ очень близок к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). У банков, работающих с этими стандартами, серьезных вопросов быть не должно, считает Копанева.

Она напоминает о другом аспекте, к которому также планируется привлечь внимание ЦБ. Помимо отчетности по МСФО аудиторам предстоит подтверждать и отчетность, составленную по российским стандартам. Однако ее перечень, данный в 1530-У, расходится со списком, изложенным в действующем указании “О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп” № 1270-У от 14 апреля 2003 г. “Чтобы соблюсти все требования, надо делать два разных заключения на основе одной отчетности. Это нонсенс”, — резюмирует Копанева.

А один из аудиторов, попросивший не упоминать его имя в печати, напоминает, что в консультации Банка России, размещенной на его сайте, говорится, что “кредитные организации представляют в Банк России одно аудиторское заключение по итогам аудита за отчетный год”. И недоумевает, как в таком случае быть с отчетностью по МСФО, которую также по итогам минувшего года российские банки должны впервые сдать ЦБ с визой аудитора. “МСФО, по сути, вообще незаконны. Поэтому удивляться здесь нечему”, — иронизирует член правления одного из банков. Получить комментарии у курирующей это направление в ЦБ первого зампреда Татьяны Парамоновой вчера не удалось.

Начать дискуссию